Ни один русский поэт, ни один русский писатель не дали так много произведений для русской оперной классики, как А. С. Пушкин. К пушкинской поэзии часто обращался гениальный русский композитор П. И. Чайковский, написавший на сюжеты произведений Пушкина такие оперы, как «Мазепа», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

Мы часто произносим в разговоре фразу «Привычка свыше нам дана…». Или мы все учились понемногу …». Это Пушкин. Но: «Я люблю вас Ольга, как одна безумная душа поэта…», «Онегин, я скрывать не стану …». Это уже Чайковский. Где-то в глубине каждого мужчины живут пребывающий в «вечной томительной тоске» Онегин, мечтательный Ленский. И в тысячах наших семей рождаются, подрастают, становятся красавицами девочки – Тани и Оли.

3 мая 1877 года княгиня Цертелева (по сцене – известная московская певица Елизавета Лавровская) во время беседы с Чайковским о сюжетах для оперы, предложила ему написать оперу на сюжет пушкинского романа «Евгений Онегин». В письме к брату, Модесту Ильичу, композитор 18 мая 1877 г. писал: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для опер. Она молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не ответил. Потом я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и…решился. Тотчас побежал отыскивать сочинения Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, с восторгом прочел и провел бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина». В конце мая 1877 года Чайковский поселился в имении К. Шиловского в Глебово, чтобы в тишине, среди «бесподобной» по его словам, природы начать сочинение музыки «Евгения Онегина».

Роман в стихах захватил Чайковского глубокой человечностью своих образов. Композитор писал: «Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяют с лихвой эти недостатки». Чайковский усиленно работал над литературным текстом оперы и с помощью артиста Московского Малого театра К. С. Шиловского создает окончательный вариант либретто оперы в трех действиях, семи картинах. Отдавая себе ясный отчет, что его «Онегин» не укладывается в традиционные формы оперного спектакля, Чайковский пишет в письме к С. И. Танееву: «Если Вы утверждаете, опера есть действие, а у меня его нет, то я готов назвать Онегина не оперой, а чем хотите – сценами, сценическими представлениями, поэмой…чем Вам угодно». В конце концов, композитор назвал «Онегина» не оперой, а лирическими сценами. Под этим названием в России родилась опера, построенная не на занимательной интриге и эффективном сценическом действии, а на глубоком раскрытии внутреннего мира действующих в ней лиц. Непривычно новым было обращение к простым человеческим чувствам, к интимной драме, основанной на конфликте правдивых психологических отношений.

Закончив инструментовку оперы 20 января 1878 года, Чайковский не захотел предложить ее дирекции императорских театров. «Где я найду Татьяну, ту самую, которую вообразил Пушкин и которую я пытался иллюстрировать музыкально? Где будет тот артист, который хоть несколько подойдет к идеалу Онегина? Откуда возьмется Ленский, 18-летний юноша с густыми кудрями, с порывистыми и оригинальными приемами поэта?» - взволнованно писал композитор Н. Ф. Мекк 16 декабря 1877 года.

Зная, что оперная сцена того времени не сможет передать это произведение в соответствии с его замыслом, Чайковский поручает исполнение «Онегина» учащимся Московской консерватории. Первое исполнение состоялось 17 марта 1879 г. в помещении Московского Малого театра под руководством директора консерватории Н. Рубинштейна. На сцене Московского Большого театра «Онегин» впервые был поставлен 11 января 1881 г., в Петербурге – в 1884г., а затем приобретает популярность и входит в репертуар всех оперных театров страны. Опера «Евгений Онегин» с неизменным успехом идет на сценах многих оперных театров и на протяжении всей истории существования Донецкого театра оперы и балета включается в его репертуар. Меняются исполнители, оформление спектакля, но неизменной остается неиссякаемая любовь слушателей к музыке П. Чайковского и к героям оперы «Евгений Онегин».

Скоро в театре наступит особенный день – День премьеры! «Евгений Онегин» обретет свое новое рождение на сцене Донецкого оперного!

Постановщики – главный режиссер театра Александр Лебедев, дирижер народный артист Украины Василий Василенко, художник Сергей Спевякин, художник по костюмам Оксана Спевякина стремятся как можно полнее воплотить в спектакле творческий замысел композитора, назвавшего свою оперу «лирическими сценами», довести до зрителя и слушателя всю лирическую стихию музыки П. Чайковского, раскрыть глубину внутреннего мира героев оперы.

Режиссер Александр Лебедев: «Я думаю, опера будет жить долго в этом театре, театре, где много действительно талантливых артистов, любящих русскую классику. За 130 лет жизни на разных сценах мира, опера «Евгений Онегин» обрела множество интерпретаций. Вместе с творческим коллективом, мы стараемся максимально приблизить оперу к роману Пушкина. В постановке участвует в основном молодежь.

Евгений Онегин - Владислав Лысак, Сергей Дубницкий. Ленский - лауреат международных конкурсов Евгений Удовин, Павел Науменко. Татьяна - Наталия Нарожная, Светлана Таран, Валентина Феденева, лауреат международных конкурсов Анна Усова. Ольга – Анна Максудова, Ольга Матвеева. Князь Гремин – заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук, дипломант международного конкурса Максим Иващук. Ларина – Татьяна Плеханова, Татьяна Саввина, Оксана Антоненко. Няня – заслуженная артистка Украины Зинаида Полищук, Ольга Савельева. Трике – Александр Левчишин, Владимир Масло. Ротный – Артем Ярошевич, Станислав Сердюк. Зарецкий – Александр Климов, Валерий Куркчи.

За дирижерский пульт встанет дирижер – постановщик спектакля, главный дирижер театра, народный артист Украины Василий Василенко. Вы увидите легкие взмахи дирижерской палочки, за которыми - мучительный и подлинно творческий труд. Дирижер передаст зрителю сложный лирико–психологический характер бессмертной музыки, поможет уловить самые тонкие нюансы в настроениях героев.

Главное действующее лицо в опере - Татьяна Ларина - Гремина, чьи душевные страдания, крушение иллюзий, превращение из скромной мечтательной девушки в светскую женщину является основой сюжетной линии. «Я влюблен в Татьяну» - писал из Глебова П. Чайковский своему брату Модесту Ильичу. В легком платьице выйдет навстречу своей судьбе Татьяна и будет не просто петь красивым, свободно льющимся сопрано: будет жить на сцене, верить и сомневаться, любить и страдать, искренне без надрыва, с той силой самоотверженности и самоотреченности на которую способна только цельная, чистая натура.

Неудачной первой любви Татьяны посвящены три картины первого действия: появление Онегина, сцена письма и отрезвляющая отповедь Онегина. Во втором действии показана трагическая история Ленского. В первой картине он влюбленный мечтатель, чью впечатлительность ранит вспышка беспочвенной ревности. Во второй картине, он предается печальному раздумью перед своей ранней, бессмысленной смертью.

Образ Онегина меняется на протяжении всего действия оперы. «Столичный лев» (как назвал его Чайковский) – разочарованный в жизни человек. В первом действии с иронической вежливостью преподает урок наивной и доверчивой Татьяне; во втором – «от скуки, от мелочного раздражения, вследствие рокового стечения обстоятельств» Онегин убивает на дуэли своего друга. В третьем действии разворачивается его собственная трагедия. Теперь он «чудак притворный» для светского общества, влюбленный, умоляющий, отвергнутый, выслушивает отповедь Татьяны. И ей приходится напомнить Онегину о мужской гордости и прямой чести.

Один и тот же человек в разном возрасте, разном состоянии души воспринимает «Онегина» по-разному. И сколько людей, исполнителей, и нас с вами – обыкновенных зрителей, столько существует на свете Онегиных и Ленских, Татьян и Ольг. Потому что они - это мы, их жизнь – наша жизнь с ее неизбежными ошибками, горестями, неиссякаемым поиском счастья и смысла существования, с ее неизменными ценностями, имя которым – дружба, любовь, доброта, верность.

Татьяна Мельникова,

заведующая литературно-драматургической части театра