«Переменная облачность» в Изоляции.

«Фотография – это не уменьшение Мира, а процесс «параллельный», разыгрывающийся где-то вне его пределов, - глубоко утопический процесс, скорее «неограниченный», чем просто «открытый»

(Франсуа Ларюэль, Концепция Не-Фотографии)

Изоляция открывает фотовыставку «Переменная облачность», которая отмечает завершающий этап программы резиденций для художников, начатой Фондом в 2011 г. Серии фотографий, представленные в различных цехах на территории Изоляции, – это итоговый результат исследовательских проектов, реализованных восьмью художниками-резидентами во время их пребывания в Донецке прошлым летом. Художникам предложили представить свои размышления о донецкой «переменной облачности» – явлении противоречивом, которое можно рассматривать с точки зрения топологии, психологии, социологии, политики, эстетики, антропологии и др.

Нуно Баррозо, Марина Блэк, Флавия Жункейра, Гомер (Саша Курмаз), Наталья Павловская, Александр Стринадко, Марко Цитрон и Ричард Энсетт, - в работах каждого из них оживает уникальнейшее видение и высказывание, представляя, таким образом, не только высоко персонифицированную природу их встреч и творческих поисков, но также колоссальное богатство и внутреннюю безграничность фотографии в современном искусстве.

Ричард Энсетт рассказывает историю внутренней человеческой хрупкости. Художник показывает: если раны и травмы причинены нам взаимодействием с внешним миром, то исцеление может явиться только изнутри, поскольку мы возникаем из отрицания и понимаем силу нашего собственного существа. Марко Цитрон рассматривает Донецк как лес, кокон, поглощающий город, окутывающий все следы цивилизации; зеленая листва становится основным контекстом бытия, заставляя городскую сцену походить на коллекцию временных опор. Лес стирает границы социальной маргинализации, вовлекая всех в его буйство жизни и вынуждая нас подвергнуть сомнению полезность построенных нами микромиров.

Марина Блэк и Флавия Жункейра - обе следуют интроспективной траектории, встраивая собственные эмоциональные миры в иностранные пространства. Марина Блэк исследует параллельный мир собственной истории через призму субъективности своей шестнадцатилетней героини. Проецируя эту субъективность на себя, художница присваивает и использует её, пытаясь восстановить личную связь с физическим и символическим местом ее потомственных истоков. Шутливые интервенции Флавии Жункейры в обветшалом пространстве заброшенного советского Дворца культуры отражают сентиментальную парадоксальность, сопровождающую течение времени. Легкомысленная наивность пребывает бок о бок с мучительным ощущением трагедии, детское простодушие межует с чувством одиночества и изоляции, вера сосуществует с грустью.

Для Нуно Баррозо и Гомера фотоизображение служит орфографией и пунктуацией в создании их нарративов, которые являются одновременно беллетристикой и мемуарами. Нуно Баррозо – одновременно и тема, и рассказчик поэтических одиссей, в которых романтизм и меланхолия – настолько же средства повествования, насколько и отпечатки эмоционального путешествия художника. Гомер выискивает героев и ситуации, способные быть признанными социально и эстетически непригодными. Он погружается в эстетическое измерение, которое является и визуально бодрящим и комически терапевтическим.

Работы Наташи Павловской и Александра Стринадко обнаруживают особую связь с политикой пространственной эстетики. Павловская показывает, насколько гиперболизированное перенасыщение китчем доминирует в современной городской среде, агрессивно заполняя пробелы прежней эстетической строгости, характерной для советского визуального режима. Для Александра Стринадко Донецк – это дом, из которого он никогда не уезжал. Его полные сочувствия изображения Другой (стороны) его родного города – Буденовки, места, которое он никогда не фотографировал до этого проекта - являются свидетельством силы сострадания, свободного от рационального колониализма: способность найти изящество и красоту в самой резистентной и отталкивающей окружающей среде без акта своекорыстной инструментализации.

С учетом характеристик пространства Изоляции, серии «Переменной облачности» должны быть представлены так, чтобы не только подчеркнуть идею(и) проектов, но также раскрыть экспонируемые работы через особенности их размещения.

О программе для фотографов «Переменная облачность».

Программа для фотографов «Переменная облачность» - это второй проект резиденций для художников, организованный Изоляцией. Проект стал результатом сотрудничества Изоляции и Бориса Михайлова, знакового украинского фотографа, лауреата международной премии «Хассельблад» и обладателя многих других наград.

Михайлов выступил куратором отбора восьми финалистов открытого конкурса, объявленного в апреле 2011 г. и получившего 280 заявок из 40 стран. Также он руководил реализацией исследовательских проектов художников летом 2011 г.

Восемь отобранных резидентов реализовывали свои проекты в течение 4-6 недель в июле/августе 2011. При поддержке местных помощниками-волонтерами, художники создали атмосферу творчества, намного расширившую рамки ранее обозначенных целей их арт-интервенций. Художники также провели воркшопы и дискуссии для местного сообщества.