На выставке представлены ценные бумаги периода зарождения промышленности Донецкого бассейна из архива краеведа Степкина В.П.

Эти «свидетели истории» дают представление о масштабности многих проектов. Нам, потомкам, следует помнить, что зарождение промышленности Донбасса происходило во времена, когда ручной, непроизводительный труд доминировал на всех этапах строительства и производства. Тем более поражает и восхищает энергия, с которой преодолевались трудности строительства и широта технической мысли людей, превративших засушливые степи юга Российской империи в экономически развитый регион. Нельзя забывать, что за каждой тонной добытого угля, каждой тонной выплавленного чугуна и стали – стоят судьбы и рабочие руки наших прадедов. Экономическое развитие Донбасса в большей мере обязано акционерному капиталу, в первую очередь иностранному – французскому, английскому, бельгийскому. До 80% всех предприятий Донецкого региона были акционированы и осуществляли для своего развития эмиссии процентных ценных бумаг в виде акций и облигаций, владельцы которых в дальнейшем получали доход по каждой ценной бумаге. Кроме этого, железные дороги выпускали процентные заёмы, средства по которым шли на нужды строительства новых путей и организацию инфраструктуры.

Если в 1912 г. в угольной промышленности Донбасса акционерными были 36 Обществ, 25 из которых были созданы на иностранные капиталы, то в 1915 г. акционировано 56 предприятий. Всего за годы Первой мировой войны возникло 49 предприятий горно-заводского профиля с уставным капиталом 120 млн. рублей.

До 60-70 % предприятий региона были созданы на иностранные инвестиции. Из этого числа франко-бельгийский капитал владел: 89,2% в каменноугольной промышленности и 90% - в металлургической. Доля английского капитала в каменноугольной промышленности составляла 3,5%, немецкого - 2,8%, швейцарского - 4,3% и итальянского - 0,2%.

В подавляющем большинстве, на территории Донбасса находились предприятия, осуществляющие только производство материальных ресурсов или добычу сырья, тогда как управление всей промышленной политикой производилось из крупнейших финансово-промышленных центров: Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Варшавы, Брюсселя, Парижа.Опыт работы металлургических предприятий региона показал, что наличие в структуре угледобывающих подразделений положительно сказывается на их финансово-экономической деятельности. Приходящие кризисы практически не касались этих структур, тогда как отдельно существовавшие угольные компании терпели прямые убытки из-за невостребованности топлива.

Огромно значение для экономики Донбасса явилось сооружение Донецкой и Северо-Донецкой железных дорог. Начиная с1890-х годов XIX века по ним обеспечивалось снабжение Москвы и Санкт-Петербурга каменным углем. Позже был налажен экспорт угля через порты Азовского моря в Константинополь.

Коротко об авторе экспозиции.

Степкин Валерий Петрович – родился в Донецке в 1959 году. Закончил 8 классов СШ № 17, Донецкий электрометаллургический техникум и Донецкий политехнический институт по специальности «Обработка металлов давлением». После окончания ДПИ работал в научно-исследовательском институте. С конца 1991 года по настоящее время работает в коммерческих структурах. Женат, имеет сына.

Краеведением и связанными с историей Донбасса вопросами занимается 20 лет. Автор нескольких краеведческих книг и каталогов денежных знаков и ценных бумаг Донбасса.