Адольф Адан
Романтический балет в 2-х действиях
Либретто Т. Готье, Ж. Сен-Жоржа, Ж. Коралли (по легенде Г. Гейне) Хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа

Продолжительность спектакля 2 часа

Постановщики
Балетмейстер-постановщик - народная артистка Украины Евгения Хасянова
Дирижер - Владимир Врублевский
Художник - постановщик - Владимир Спевякин
Художник по костюмам - Оксана Спевякина


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Теплым осенним утром крестьянская девушка Жизель искренне радуется ласковому солнцу, синему небу, пению птиц и особенно любви, неожиданно и счастливо озарившей ее жизнь. Напрасно влюбленный в нее лесничий Ганс пытается уверить Жизель, что ее возлюбленный Альберт не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее. Ганс пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом, как подтверждение знатного происхождения Альберта.
В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Жизель с матерью приветливо встречают гостей. Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими, он тщетно пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них – его невеста Батильда. Именно в это время Ганс разоблачает Альберта.
Жизель потрясена коварством своего возлюбленного. Разрушен чистый мир ее веры, надежд и мечтаний. Не в силах пережить трагедию обманутой любви, она теряет рассудок и погибает. Жизель сходит с ума и умирает.


ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

«Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами, неодолимо прекрасные, пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы».
Г. Гейне
Ночью, в лунном свете, на тихом деревенском кладбище появляются вилисы. Измученный угрызениями совести Ганс, пришел он на могилу Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты, вилисы вовлекают его в хоровод, кружат все быстрее, пока лесничий не падает бездыханный на землю.
Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он приходит к ее могиле. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь Ганса грозит Альберту, но появляется тень Жизели, и ее чистая и самоотверженная любовь защищает и спасает Альберта.
С первыми лучами солнца исчезают белые призраки-вилисы. Исчезает и призрак Жизели. Но она остается в памяти Альберта вечным сожалением и мечтой об утраченной любви, которая оказалась сильнее смерти.


ЛЕГЕНДА О ЖИЗЕЛИ

Существует сказание о призрачных плясуньях, известных под названием «виллис». Виллисы-невесты, умершие до свадьбы. Несчастные юные создания не могут спокойно лежать в могиле. В полночь встают они из могил, собираются толпами на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который им повстречается. Они увлекут его в безудержный танец, пока он не упадет замертво. В свадебных нарядах, в венках с развивающими лентами на головах, со сверкающими перстнями на пальцах пляшут они при лунном свете. Лица, хотя и бледные как снег, юны и прекрасны. Они смеются с таким жутким весельем, с такой зловещей прелестью, они зазывают так заманчиво, что нет сил устоять против этих мертвых созданий. Эту легенду, взятую из славянского фольклора, использовал поэт Генрих Гейне. Французский поэт – романтик Теофиль Готье написал сценарий балета – «Жизель». Музыка композитора Адольфа Адана (1803 – 1856) ласкает слух своими мелодиями. Любители красивых танцев и сторонники содержательности действия балета сходятся в своих восторженных оценках. Это происходит потому, что драматические и пластические начала в этом спектакле не только равноценны, а попросту неотделимы друг от друга. В «Жизели» танец оказывается сильнее слов, потому что авторы спектакля нашли в нем истинную правду искусства. В 1841 году балет «Жизель» шел на сцене Парижского театра. Уже в следующем году он ставится в Петербурге, а с 1844 года начинает свою жизнь на сцене Большого театра, где сохранился в репертуаре и до сегодняшнего дня. Сценическая история «Жизели» любопытна. В Западной Европе это произведение было забыто. В России - лучшие мастера танца - балетмейстеры Ж. Перро, М. Петипа обновили спектакль, углубив характеристику действующих лиц, внесли много нового в постановку. В 1910 году, на гастролях русского балета в Париже, Анна Павлова удивила парижан новой Жизелью. Всепобеждающая любовь стала главной темой спектакля. Редактор Т. Мельникова.