Донецкие банки переживают «похмельный синдром»

Для того чтобы вернуть былое доверие клиентов, финучреждениям потребуется два-три года, уверены эксперты.
Об этом шла речь на региональной банковской конференции "Итоги работы банков Донецкой области за 2009 год", состоявшейся 5 марта. Сообщает газета «Салон Дона и Баса».
Несмотря на сокращение банковской сети в регионе, введение временных администраций в банках, филиалы которых действуют в области, и в целом отрицательный финансовый результат, банковская система Донбасса по отдельным показателям по-прежнему занимает ведущие позиции рейтинга финучреждений Украины. Как отметил президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, Донецкая область - регион, где ни один местный банк не обанкротился, а некоторые финансовые учреждения, такие как "Украинский финансовый мир", "Южкомбанк", "Уникомбанк" и "Укрбизнесбанк", завершили год с прибылью.
Синдром недоверия
Одной из тем, которые обсуждались на мероприятии, стала проблема недоверия потенциальных клиентов к банковской системе в целом. Система, как метко подметил президент Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко, словно переживает "похмельный синдром" после кредитного бума 2006-2007 гг. Удельный вес проблемных займов в кредитном портфеле местных банков к концу года достиг 10,5% против 2,4% на начало года. Это подталкивает банки вводить более жесткие условия выдачи новых кредитов, что явно не способствует нормализации отношений между банками и потенциальными клиентами. Несмотря на то, что процентные ставки по депозитам к концу года стали выше, чем до кризиса (12,2% годовых в декабре 2009 года против 9,4% годовых в сентябре 2008 года), доверие, так же как и деньги населения, возвращается в банковскую систему гораздо медленнее, чем они ее покидали.
Разобраться с кредитами
Сейчас финучреждения ставят во главу угла улучшение своих активов, 70% которых составляют заемные средства. "60% доходов, которые мы получили в этом году, - это в том числе за счет того, что произошли реструктуризации по задолженностям", - сообщил начальник филиала ПАО "Проминвестбанк" в Донецкой области Игорь Анненков.
По словам г-на Анненкова, банки на 90% реструктуризировали задолженности, однако полного оздоровления финансово-кредитной системы придется ждать еще два-три года.
Кроме того, банкиры жалуются на недобросовестных заемщиков и судебные органы, которые помогают кредиторам оттягивать время и не возвращать средства. "Есть такие заемщики, которые могут платить, но имеют такой ресурс, который позволяет им использовать судебную власть, судебные органы в своих интересах", - считает председатель правления "Донгорбанка" Наталья Косенко. "К сожалению, банкам пришлось столкнуться не только с волной неплатежей по тем заемщикам, которые не могут платить, но и по тем платежам, которые были потенциально возможны", - продолжает госпожа Косенко.
Доверяй, но проверяй
По мнению г-на Сугоняки, чтобы ускорить процесс оздоровления, нужно разделить убытки между банками и кредиторами. "Должно быть равное разделение потерь от кризиса между кредиторами и заемщиками. Нужно искать баланс. И этим должно было бы заниматься государство", - отметил глава АУБ. Кстати, ассоциация "Донецкий банковский союз", при содействии которой и состоялась региональная конференция, подготовила и направила в НБУ и в комитет ВР по вопросам финансов и банковской деятельности обращение, в котором не соглашается с положениями нового законодательства о запрете финучреждениям требовать досрочного погашения кредита и разрывать договор с заемщиком, если он не согласен на повышение кредитной ставки.
При этом для сохранения доверия клиентов банкиры обещают использовать эти инструменты разумно. "Безусловно, банки нацелены на то, чтобы в добровольном порядке, в разумном варианте найти для своего заемщика выход из сложной ситуации", - отметила Наталья Косенко.
"Что касается идеи разложить убытки на одинаковые чаши весов - да, но сегодня мы опять забываем, что основные кредиторы - это население и лица, которые у нас размещают депозиты", - отметил г-н Анненков. И если заемщики не будут возвращать кредиты, то нечем будет и возвращать депозиты. Учитывая сложность этих взаимоотношений, сегодня банки довольно жестко обходятся со своими должниками, хотя и уверяют, что продавать залоги - занятие не от хорошей жизни. "Мы заинтересованы в диалоге с клиентом, мы плохо работаем с другими инструментами, нам плохо удается продавать квартиры, оборудование. Еще хуже нам удастся вместо предприятий заниматься их бизнесом. Мы не хотим этого делать. Наша задача - аккумулировать денежные средства и рационально давать их тем заемщикам, которые способны трудиться, генерировать денежный поток, создавать рабочие места", - уверена Наталья Косенко.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
22 просмотра в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов. Для оценок и рецензии используйте форму отзывов