Сегодня, 28 ноября, начинается Великий Рождественский пост. О сути и форме этого состояния, в котором пребывают православные верующие и не только, а также о восприятии понятия «конец света» 62.ua беседует с протоиереем, пресс-секретарем Донецкой епархии УПЦ (МП) Георгием Гуляевым.

947_483174461727643_2039938085_n


- Отец Георгий,  что такое пост по сути, почему Рождественский пост так же, как и Пасхальный,  длится именно 40 дней?
- Рождество Христово – это один из самых почитаемых праздников после Пасхи, которые чтут наши христиане, и он признан на государственном уровне. Соответственно, к такому событию нужно готовиться подобающим образом. Если перед Пасхой мы переживаем 40 дней поста, подражая подвигу Спасителя, то 40 дней до Рождества – это, с одной стороны, - условная дата. С другой - это уменьшенная копия Ветхого завета, где число 40 – это число полноты, оно довольно часто встречается в Ветхом Завете. Поэтому Церковь и установила 40-дневный пост.

Пост не такой строгий как Великий или Успенский, с гастрономической точки зрения, но тем не менее дает возможность человеку очистить и душу, и тело, достойно встретить праздник, почувствовав тот голод, что переживали люди Ветхого Завета, которые не просто 40 дней готовились к рождению Спасителя, а на протяжении нескольких тысячелетий ожидали Того, кто освободит человека от смертного греха, то есть ожидали Мессию. Для нас сегодня все намного легче, так как мы знаем эту рождественскую историю, чем это закончится, в то время, как они в каждом младенце богоизбранного народа пытались угадать, не Мессия ли это…

- По сути ясно, а по форме, как правильно пост соблюдать?

- Во время поста неоходимо быть в гарнонии с собой и окружающим миром, в этом помогает молитвы, душевная музыка. скачать песни на планшет В православии есть строгие посты и средней строгости. Первый предполагает полное исключение из рациона мяса и рыбы. В Рождественский пост разрешено кушать рыбу в определенные дни. Это что касается питания.

На самом деле можно начать поститься, но пользы не будет ни для души, ни для тела, ни тем более родных и близких. Я имею в виду, если человек начинает поститься без благословения. Пост должен быть в комплексе, не просто отказ от пищи, но и молитва, и послушание, и исповедь, и причастие.

Пост – это религиозная практика, она никак не связана с голодовкой или удачными диетами. Без религиозной мотивации пост превращается в глупое лишение себя каких-то видов пищи.

- То есть простой отказ от пищи, никак не скажется на духовном очищении?

- Ну, возможно, что в какой-то момент человек и подойдет к осознанию, приблизится к сути. Хотя чаще бывает, что лишение себя пищи без религиозной мотивации обычно проявляет не лучшие качества человека, появляются раздражительность, усталость, ропот, бунт, зачем все это… Во время поста речь идет не о том, чтобы компенсировать отсутствие пищи какими-то эндорфинами, то есть получение удовольствий через просмотр программ или лежания на кровати, я тут лежу, страдаю, а вы меня отвлекаете…

Человек, который постится, он делает больше добрых дел, внимательно относится к просьбам окружающих, он больше трудится духовно. Кто этому еще не научился, тяжело это воспринимает, но если желание это есть – Господь поможет.

- Тем, кто далек от религии, вы не  советуете соблюдать пост?

- Ну, начинать, конечно, можно, попробуйте, только тогда не жалуйтесь и не пеняйте. Пост – он похож на спортивную тренировку. Когда человек увидел атлета и захотел стать таким же, он бежит сразу хвататься за гантели и ждет, что сразу появятся кубики мышц. А после первой тренировки он чувствует усталость, крепатуру, и только сильные духом, мотивированные люди продолжают тренировку. А большинство бросают. Тот, кто продолжает – у него внутренняя мотивация.

Вот так и у верующего – ради спасения своей души поститься, ради Господа, чтобы подготовиться, подойти к Царству Божьему.

- Для того чтобы поститься, лучше брать благословение?

- Если есть такая возможность, то, конечно. Священник может определить даже персональную меру поста. К примеру, четко обозначено, что беременные, кормящие, детки и пожилые люди – им определяется послабление поста.

 - С какого возраста дети должны поститься, есть ли возрастной ценз?

 - С одной стороны, ребенок видит перед собой пример родителей, которые соблюдают пост. С другой, – пост – это осознанная религиозная мотивация для ребенка. По возрасту трудно определиться, некоторые и в 50 лет – остаются детьми. Я, к примеру, начал поститься в 15 лет, сказал родителям, что буду поститься. Они восприняли это как подростковый бунт, но сочли это лучше, чем я бы стал делать пирсинг и т.д. В принципе, начинать лучше, когда человек стал сам принимать какие-то решения более-менее осознанно.

-  Это правда, что в гостях можно кушать и в пост?

 - Ну, человек всегда хотел бы оправдать свои поступки. В свое время, когда я приходил в гости к своим друзьям в студенчестве, которые были не верующие, они специально для меня готовили постную пищу – это настоящие друзья, а не те, кто будет подшучивать. Но если вдруг я буду умирать от голода, и ничего другого из еды нет, естественно, я не вижу ничего страшного, если съем пищу не постную. Потому что не в ней сама суть. Но если человек имеет выбор, не умирает от голода, а просто руководствуется, как бы найти себе оправдание… Есть анекдот про одесских семинаристов, которые в пост садились в трамвай и ездили по кольцу как путешествующие, которым можно есть мясо. Этот анекдотический пример показывает неправильное отношение к посту. Можно форму соблюсти, а суть полностью нарушить. Поэтому в этом случае – если у человека не будет внутреннего чувства, все равно, что пытаться инструктировать отношения в семье. Каждый человек должен мерить по себе.

Я пощусь уже 20 лет и чувствую себя нормально, у меня трое детей.

- Хотелось бы прояснить еще один момент, можно ли в пост в выходные и праздничные дни выпить слабоалкогольные напитки – пиво или вино?

- Нет, конечно, это самообман. Те предписания, которые касаются вина, в них имелось в виду совсем другое вино. То вино, которое мы пьем сейчас, и которое пили в древности, оно отличается коренным образом. В сочетании с духовной практикой, которую несли святые отцы, это вино не приносило расслабление телу, а наоборот, возвышало дух. Ну, разве это возможно представить себе Серафима Саровского с бутылкой пива, в воскресенье… Вообще, в затуманивании разума необходимости нет. Нужно научиться веселиться и радоваться  каким-то вещам без принятия допинга.

- А как же Новый год?

- Мне кажется, что Новому году должны радоваться только дети, надо как-то взрослеть, ну, что он значит на самом деле? Если уж сильно хочется отпраздновать, есть масса рецептов, которые помогут сделать праздник, не нарушая пост. С другой стороны, что такое празднование Нового года в современном мире? Куранты, поздравление политиков, и одни и те же лица на телеканалах, ты вынужден, скажем так, подстраиваться под эту волну, и она не наводит человека на волну размышлений о бренности бытия, отнюдь не наводит человека на благодарение Богу за прошедший год.

Я очень спокойно смотрю на празднование Нового года. Вот меня удивляет, когда кто-то заимствует еще и элементы восточной культуры празднования года какого-то животного, тащат в дом фигурки животного, и у меня вопрос -  а как же насчет других восточных элементов - соблюдайте хотя бы и другие принципы – уважения к своим родителям, к примеру, конфуцианские. "Обезьяну" в дом притащили, а родителям даже не позвонили...

-  Не нарушать пост в Новый год, отдавая дань светской традиции, возможно, мог бы переход наГригорианский стиль календаря в церкви?

- Переход на другой календарь – это не тот вопрос, который остро стоит в Церкви. Да, где-то это произошло безболезненно, но  в целом это будет проблематично, и дайте нам оставаться хотя бы в этом не похожими на другие религии, подвергнутые духу века сего.

- Вы не сторонник реформирования в религии?

- При всех своих либеральных взглядах, в этих вопросах я консерватор. Православные остаются православными в своих традициях.

- Ну, и не могу не спросить про 21 декабря. От Вас уже прозвучало заявление, опубликованное в одном из донецких интернет-изданий о том, что нужно сажать тех, кто распространяет мифы о конце света...

- Я сказал давать условные сроки, причем после 21 декабря, там это не указали, вот и получилось …

Я повторюсь, не отрицать и не принимать. Кто я такой, чтобы сказать, что ничего не случится, или наоборот. Верующий готов к этому в любой момент. Ведь в Священном писании  нет такой даты. Кроме того, мирское понимание конца света - это понимание экономической или космической катастрофы. В православном понимании конец света – это второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа. В таком случае, я жду, чтобы он наступил гораздо быстрее. В этом мире на самом деле осталось мало того, что говорит о том, что мир живет по заповедям Божиим.

Самая страшная катастрофа – это нравственная, когда даже не заметим, как превратимся в тех, кого не следует, и об этом говорит Церковь. Если кого-то слухи о конце света подвигнут к покаянию – пусть будет так. А если это очередной повод сделать скидки, чтобы успеть всласть поесть, попить и нагуляться….  

Одну и ту же ситуацию люди могут трактовать по-разному и вести себя соответственно. Можно просто сказать – "мы все умрем", но вопрос ведь не в этом...

В православии жизнь вечная! Так что встретимся после 21 декабря, пообщаемся...