Крест на крыше донецкого дома

На минувшей неделе некоторые интернет-издания Донбасса запестрели новостями  о том, что в регионе чуть ли не началось очередное религиозное противостояние. Некоторые сайты даже поспешили объявить случившееся «войной церквей». Что же повлекло за собой такие громкие и даже устрашающие выводы? Пишут "Донецкие новости".

Дом под куполом

А началось все с того, что над ветхим зданием на ул. Зверькова, 17, которое расположено в отдаленном поселке Донецка - Чулковке, вдруг появился небольшой купол с крестом. «Что тут открылось?» - задались вопросом местные жители и попросили председателя поселкового совета Валентину Качуру навести об этом справки у районных властей.

Для Пролетарского райсовета информация о том, что на Чулковке возникло новое религиозное сооружение, оказалась совершенно неожиданной. Чтобы проверить «звонок с места», по указанному адресу выдвинулась небольшая группа представителей местного самоуправления в составе зам. председателя Пролетарского райсовета Светланы Вирич, участкового милиционера и юриста.

Прием, который хозяева дома (как оказалось, недавние) оказали представителям райсовета, оказался как бы не совсем радушным. Выложенная в Интернете видеозапись визита (сделанная, к слову, самими жителями дома с маковкой) красноречиво свидетельствует о том, что гостям были, мягко говоря, не очень рады. Отметим, интересная позиция для верующего человека, ведь каноны православия требуют как минимум уважительного отношения к действующим властям. Кроме того, каждый шаг и каждое слово гостей хозяева фиксировали на видео, что не помешало им в дальнейшем излагать свою версию случившегося, несколько отличающуюся от той, которую описывают визитеры. Но об этом позже.

Как выяснилось, в доме №17 по улице Зверькова проживает некий Андрей Чуй, о котором на сайте Украинской православной церкви Киевского патриархата говорится как о священнике. На момент визита документов на строение у него не оказалось, позже он самостоятельно подвез их в райсовет. Во время встречи он неоднократно утверждал, что маковка и крест водружены им на дом по собственному желанию. Один из аргументов в пользу того, что такое украшательство допустимо, был такой: каждый владелец дома волен украшать его на свой вкус, кто-то украшает спутниковыми тарелками, кто-то крестами. Какая, в самом деле, разница?!

Оставим на совести хозяина дома поставленный им знак равенства между крестом и параболической антенной. Но представляется, что это тот случай, когда буква закона не вполне соответствует культурному коду нашего народа. Пусть, с формальной точки зрения, крест действительно может являться исключительно элементом декора, но в общественном сознании давно установилась четкая ассоциация: купол с крестом говорит о том, что под крышей этого здания находится церковь.

Чтобы проводить в здании богослужения, необходимы разрешительные документы, регистрация по данному адресу религиозной общины и т.п. Группа представителей райсовета выдвигалась по указанному адресу именно для того, чтобы удостовериться в их наличии или отсутствии. И получила отпор, который и был впоследствии назван «религиозными войнами».

«Война церквей» в Донецке?

Собственно говоря, термин «война церквей» запустили в оборот авторы одного из материалов в поддержку постояльцев дома на ул. Зверькова. Определенные средства массовой информации охотно распространяли версию о том, что группа из райсовета пришла не сама, а якобы была натравлена на них представителями УПЦ, но уже Московского патриархата. Дескать, представители власти даже требовали немедленно снять купол и крест, что, по мнению хозяина дома, является очевидным фактом гонения на христианство в целом.

Зам. председателя Пролетарского райсовета Светлана Вирич отрицает утверждения о том, что к их визиту причастна УПЦ Московского патриархата. Она также отрицает и то, что она или какой-либо другой представитель власти призывали убрать с крыши здания религиозные символы.

Журналисты «Донецких новостей» связались с протоиереем Донецкой епархии УПЦ КП Андреем Чуем с просьбой прокомментировать ситуацию. По его словам, накануне резонансных событий по ул. Зверькова, 17 приходили и угрожали представители Московского патриархата. А на следующий день были уже представители райсовета, которые якобы говорили, что Чуй не имеет права совершать обряды у себя дома. Священник толкует происходящее как самоуправство чиновников, по поводу чего он уже обратился с заявлением в прокуратуру.

Как утверждает Андрей Чуй, крест он поставил как православный человек в честь 1025-летия крещения Руси. Строить храм на месте собственного дома он не планирует, по крайней мере пока. Но уже сейчас богослужения, по его же словам, там проводятся.

По мнению работников райсовета, юристы должны выяснить, насколько такие богослужения соответствуют букве закона о свободе совести, который довольно четко указывает места для проведения публичных богослужений.

Петр или Павел?

В мини-конфликте на ул. Зверькова, по свидетельству очевидцев, принимал участие еще один человек, назвавшийся Павлом и тоже священником Киевского патриархата. Как утверждает Светлана Вирич, именно он позволял себе наиболее агрессивные выпады в адрес своих единоверцев, правда, принадлежащих не к Киевскому патриархату, а к Московскому.

«Когда я посмотрел видео, он напомнил моего старого знакомого, - говорит настоятель Свято-Троицкого собора Донецка отец Владимир. - Дело в том, что несколько лет назад ко мне обратился некий Петр, представился бывшим митрофорным протоиереем Киевского патриархата, который даже построил большой храм в Запорожье. Но теперь, дескать, он решил вернуться в лоно истинной веры. К тому же тогда он был целибат (безбрачен), а теперь женился. Так как прежнее его священство недействительно, он просил определить ему послушание, чтобы он мог в дальнейшем претендовать на новое священство».

По словам отца Владимира, для начала он определил Петру клиросное послушание - чтение или пение в церковном хоре. Как выяснилось, подготовка у Петра была крайне слабая: например, 50-й псалом, с которым легко справляются даже дети в воскресных школах, он читал с множеством ошибок.

Отец Владимир попросил претендента повысить уровень знаний и принести документы, удостоверяющие личность, подтверждающие образование, крещение, венчание и т.п., чтобы вопрос можно было вынести на рассмотрение правящего архиерея и епархиального совета.

«Человек ушел и больше не появлялся, - говорит настоятель Свято-Троицкого собора. - Зато через некоторое время в наших краях объявился некий «митрополит Павел», который не относился ни к Киевскому, ни к Московскому патриархату, а утверждал, будто бы прибыл в Украину прямиком из… Египта.

Новоявленный «митрополит» хотел зарегистрировать в Донецке религиозную общину и просил у городских властей здание ДК им. Ленина по ул. Юмашева для организации духовного центра и храма. Но видимо, что-то не задалось. А позже я узнал от моих прихожан, что «египетский митрополит» - тот самый Петр. Кроме того, «митрополит Петр» стал монахом. «Святой жизни человек».

Я был удивлен тем, как стремительно складывалась его карьера. Теперь он в роли священника Киевского патриархата. Но в этом разбираться не мне.

Эта история могла бы казаться смешной, если бы в итоге не страдали люди. Приведу простой пример. В семье отходит к Господу любимый человек. Его отпели, похоронили. Большая скорбь. И вдруг один из членов семьи встречает «священника», который отпевал его умершего родственника, а теперь торгует в одном из супермаркетов курами гриль.

У родных возникает вопрос: как мог отпеть их родственника человек, который не служит в церкви, а стоит за прилавком? С этим вопросом они идут ко мне: «Как вы это позволяете?!» Поймите, в данном случае я не отношусь пренебрежительно к какой-либо профессии, каждый труд достоин уважения, пока речь не идет об обмане и мошенничестве.

Если бы в похоронных бюро, которые рекомендовали людям этого человека для проведения отпевания, рассказывали, что вот этот священник такого-то патриархата сейчас в силу различных обстоятельств работает продавцом в супермаркете, а люди осознанно соглашались бы с таким положением дел, то у меня не было бы вопросов. Закон о свободе совести дает людям право выбирать ту церковь, которая им по душе. Но если людей обманывают, или недоговаривают, или на вопрос: «В каком храме вы, батюшка, служите?» - отвечают: «А вам какая разница?» - у меня возникает совсем другое отношение к ситуации.

В самом деле, когда нужно объявить о «злобных священниках Московского патриархата», которые «запугивают и притесняют» смиренных представителей Киевского патриархата, то и видеокамера находится, как рояль в кустах, и конфессиональная принадлежность объявляется во всеуслышание. Но когда тот самый человек с видео (простите, не знаю, как его называть: Петр или Павел) дает людям свои визитные карточки, то на них не указано, к какому патриархату он относится. То ли постеснялся, а может, расчетливо предположил: когда ему это выгодно, нужно объявлять происходящее «войной» и делать акцент на различиях, а когда нет, то все мы одной веры, а драмы людские потом пусть врачуют священники Московского патриархата - их храмы на виду.

Мы-то не вмешиваемся в деятельность других конфессий, и нам-то уж точно нет смысла прикрываться чужим именем. Если вас поддерживают люди, регистрирует государство, здание соответствует требованиям безопасности для собраний людей (именно такие требования нам предъявляют общество и государство) - кто же может возражать? Мы не участвуем в «войне церквей», а противостоим возможным махинациям, а это долг и обязанность любого нормального человека».

Как утверждает отец Владимир, случай со зданием на ул. Зверькова, 17 не единичен. Так происходило в Калининском районе Донецка, в селе Тоненьком Ясиноватского района, в Краматорске. Покупается частный дом, а уж потом… Регистрация общины по этому адресу или привязка этого места к общине, уже зарегистрированной по другому адресу, бесплатные пирожки и каша для окрестных жителей... Как говорится, варианты есть.

Но нет инициативы от местных жителей, которым, как хотят доказать в нашем случае, свет был не мил без петровского (или павловского?) окормления на Чулковке. И если эти технологии приносят тем, кто их применяет, ожидаемые результаты, пусть это останется на их совести.

Но что это даст людям? Будет ли это укреплять их духовно, развивать культурно-просветитель-ские и образовательные программы? Станет ли украшением наших городов архитектура таких храмов? Родятся ли в стенах «технологических приходов» достойные образцы иконописи или богословские статьи, прославляющие Господа? Смогут ли там достойно ответить людям на сложные житейские вопросы?

В свое время Церковь в Донбассе была действительно представлена в основном хатами с крестами. Но это время осталось в прошлом. За последние два десятка лет лицо церковного Донбасса кардинально изменилось. Он украсился великолепными соборами и храмами, причем построенными исключительно за счет пожертвований - без единой копейки из государственного бюджета.

Сколько в районе дорог к храму?

Конфликт вокруг дома под куполом-маковкой на Чулковке, кажется, временно поутих, но далеко не исчерпан. Да и сама ситуация пока вызывает больше вопросов, чем дает ответов. В ближайшем будущем юристы должны подготовить заключение: допустимо ли проведение публичных богослужений в помещении, где не зарегистрирована ни одна религиозная община?

А на данный момент можно с сожалением констатировать: улица Зверькова пока так и не ведет к храму, а сложившаяся ситуация привела к возникновению еще одной точки напряженности в нашем обществе.

Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
2801 просмотр в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Актуальность
0/12
Изложение
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов