Несоблюдение технологических норм простоя вагонов донецкими металлургами ведет к убыткам ДЖД
Донецкая железная дорога с каждым месяцем наращивает объемные показатели по перевозке грузов. Сегодня среднесуточная нагрузка составляет 415 тысяч тонн или 6500 грузовых вагонов и наблюдается тенденция к росту. В условиях ограниченного количества грузовых вагонов увеличивать объемы перевозок возможно благодаря ускорению оборота вагонов, сокращению времени под погрузкой и выгрузкой, уменьшения количества ремонтов.
Анализ пользование вагонами свидетельствует об угрожающей тенденции увеличения времени простоя под грузовыми операциями на подъездных путях промышленных предприятий. Некоторые предприятия держат вагон до четырех суток. Среднее время пользования вагонами за 5 месяцев 2011 года увеличился на 0,43 часа, или на 1,6% к соответствующему периоду прошлого года. Срывы выгрузки по предприятиям, которые обслуживает Донецкая железная дорога, за 5 месяцев 2011 года составляют 293911 вагонов, или 1946 вагонов в среднем в сутки. Это на 4329 вагонов больше, чем за соответствующий период прошлого года. За предприятиями, которые подчинены Министерству промышленной политики срывы выгрузки за январь-май составили 119696 вагонов, в среднем за сутки - 793.
Основные предприятия, которые превышают расчетные нормы нахождения вагонов на подъездных путях под выгрузкой за указанный период: «Донецксталь» - 42837 вагонов (в среднем в сутки 284 вагона), «Азовсталь» - 1024 (68), комбинат им. Ильича - 5438 (36), «Авдеевский коксохимзавод» - 18 295 (121), «Алчевский металлургический комбинат» - 14 923 (99), «Стахановский ферросплавный завод» - 7796 (52).
Практически все предприятия ГМК не выполняют технологические нормы на грузовые операции, установленные едиными технологическими процессами работы подъездных путей и станций примыкания. Например, в мае наихудшая ситуация с использованием подвижного состава на комбинате им. Ильича при норме 29,2 часа, вагон находится 55,71 часа; «Авдеевский коксохимзавод» - 8 часов (норма) против 36,15 часа (фактически); «Донецксталь» - 24 и 47,04; «Азовсталь» - 19, 2 и 55,59; «Енакиевский коксомихпром» - 11,47 и 38,17 соответственно.
Длительные простои являются серьезным препятствием для роста объемов перевозок. Причем в большинстве случаев сами клиенты становятся заложниками ситуации, ведь в перевозочном процессе все участники рынка взаимосвязаны. Необходимо четко понимать, что количество грузовых вагонов ограничена и если предприятие вовремя не возвращает подвижной состав, это приводит к сбоям в перевозочном процессе и нехватки вагонов для других предприятий. В конечном итоге страдают все участники перевозочного процесса.