Одни из самых ожесточенных споров в обществе любителей компьютерных игр и их противников ведутся относительно статуса спорта, к которому причисляют киберспортивные дисциплины. Главный вопрос как раз и заключается в том, является ли киберспорт собственно спортом, и если да, то какие для этого есть основания. Кстати, киберспорт не один находится в таком шатком положении, вспомните хотя бы про шахматы.

В определенных кругах отношение к киберспорту действительно очень серьезное: порталы ежедневно обновляют новости дота 2, тысячи игроков по всему миру принимают участие в престижных киберспортивных турнирах. Кроме этого, появились букмекерские конторы, которые принимают ставки на Дота-2, например, BookmakerClub.

Рассмотрим, что нужно для того, чтобы определенный вид деятельности был признан видом спорта. 

Победа зависит от участника, а не от случайности 

Это главный принцип любого вида спорта и львиная доля известных компьютерных игр с легкостью подходит под этот критерий. Все игроки оказываются в равных условиях, где и проявляют свои навыки, и даже компьютерное снаряжение не может обеспечить игрокам преимущества, так как на турнирах игроки играют на том, что дают. 

Устойчивость результатов 

Имеется в виду того, что в занятии, которое претендует называться видом спорта, должно быть качественно отличие между любителем и профессионалом, между слабыми и сильными командами. В футболе, например, все очень даже очевидно: аматорская сборная не имеет никаких шансов перед игроками профессиональных футбольных клубов. Соответственно, в спорте, чтобы иметь возможность хотя бы просто сыграть с профессионалом, нужно набраться опыта и показать себя в десятках, а то и сотнях турниров.

Почему это так важно? А потому, что иначе возникает вопрос: зачем это нужно, если нет принципиальной разницы между любителем и спортсменом?

В спорте для ранжирования спортсменов есть звания и разряды. В киберспорте тоже есть свои рейтинги, но все еще встречаются неизвестные команды, которые сразу показывают ошеломительные результаты. 

Неизменность правил 

Это относительное правило, так как правила все же могут меняться и менялись в разных случаях не один раз. Но вот в киберспорте особый случай, так как изменения правил тут не в новинку. Но и у издателей игр на это есть свои причины, ведь обновление игры не всегда можно выпустить просто так, не адаптировав под него правила. Особенно это касается стратегий.

Но решение для этой проблемы придумано, правда его никто пока не реализовал. Единственный выход - это система так называемых метаправил, которые являют собой свод законов, по которым и меняются правила игры. 

Состязания 

Соревнования, чемпионские звания и призы - неотъемлемая часть любой спортивной дисциплины. Ну, тут компьютерные игры уж никак не уступают традиционному спорту.

В спортивных соревнованиях очень важно наметить структуру, по которой они будут проводиться, и вот с этим в киберспорте все немного хаотично, что зачастую усложняет жизнь для тех, кто делает Дота 2 ставки. 

Общественное мнение 

А вот с этим будет посложнее. Общественность упорно не признает киберспортивные дисциплины спортом. Хотя в России компьютерные игры официально признаны видом спорта. Правда, скорее всего, есть в этом некий бюрократический подвох в виде средств из госбюджета. 

В самой киберспортивной среде есть мнение, что престиж и значимость дисциплин снижают сами игроки. Вспомните традиционных спортсменов. Мы помним, как они выглядят и помним их имена, причем независимо от того, увлекаемся мы спортом или нет. А теперь посмотрим на киберспорт: непонятные ники, неузнаваемые лица, которые обывателю вообще ни о чем не говорят.

Какой вывод? По сути, у киберспорта действительно есть шанс вырваться из виртуальных оков и быть признанным спортивной дисциплиной, наряду с футболом, баскетболом, шахматами и хоккеем. Что для этого нужно? Потихоньку отбирать инициативу у производителей игр, организовывать действительно независимые турниры, где будет зрелищность, стабильные правила и открытые всему миру игроки.