В памятном для всех компаний, связанных с выездным туризмом, 2014 году порядка двадцати крупных туристических операторов России приостановили свою деятельность, обанкротились и т.п. Как следствие – до 50 тысяч туристов из России, выехавших за рубеж, не могли вернуться обратно. Взаимодействие турагентств и ассоциации туроператоров «Турпомощь» помогло эффективно разрешить эту проблему. Но повторение подобных проблем не исключено. Помимо этого, никто не знает, какое точно количество турагентств действует по всей России, источники называют цифры от 15тыс. до 30тыс. Это усугубляет ситуацию, ведь турагент не несёт какой-либо ответственности, являясь лишь посредником, работающим за комиссионные от туроператора. Прибыв в Стамбул или на Пхукет, турист не сможет добраться домой самостоятельно, как в своей стране, заказав такси в Крыму или Кавминводах.

Ввиду этого Ростуризмом принято решение о создании единого реестра туристических агентств. Заниматься им будет упомянутая «Турпомощь» - ассоциация, специализирующаяся на выездном туризме. Как сообщил журналистам «РГ» глава Ростуризма О.Сафонов, на базе ассоциации отработан механизм создания стабилизационного фонда. Когда возникает необходимость помощи туристам, средства берутся из него. Такой же механизм, считает Сафонов, может быть реализован и для туристических агентств, в то же время объем взносов в данный фонд должен быть соразмерным. Для этого есть смысл воспользоваться имеющейся статистикой – какое количество турагентов ушло с рынка, каков среднестатистический размер ущерба приносит это действие. Исходя из этого, можно посчитать, какой объем средств необходим. В то же время подсчитывать, каков должен быть взнос, - задача самих турагентов, а не федерального агентства.

По словам чиновника, агентства уже создали подобный компенсационный фонд, но создание фонда при «Турпомощи» всё же будет более эффективным. Как такси в Крыму не может не взаимодействовать с основными транспортными узлами (вокзал, аэропорт, автостанция), так и рынок турагентов не может функционировать обособленно от туроператорских предложений.

Олег Сафонов отметил, что инициатива создания единого реестра и компенсационного фонда исходила от самих турагентов, точнее, тех из них, которые позиционируются на рынке, как добросовестные игроки. Соответственно, далее в выполнении этой работы Ростуризм будет «опираться на мнение здоровой части рынка». Описанная система, подчеркнул Сафонов, может существовать априори лишь при взаимодействии с представителями бизнеса. Соответственно, участие в ней может быть сугубо добровольным. Любой человек вправе делать выбор – ехать в маршрутке на отдых с риском поломки или заказать такси из Симферополя в Ялту, но этот выбор сугубо доброволен.

Что касается сроков исполнения означенных задач – уже создан специальный комитет по рынку турагентов, «Турпомощь» в нем несет функцию наблюдательного совета. Данный комитет вырабатывает конкретные механизмы, рассматривает их с наблюдательным комитетом. Последний их корректирует в случе необходимости и отправляет на рассмотрение в Минкультуры РФ. В ведомстве из предложения формируют законопроект, который направляют на рассмотрение в нижнюю палату российского парламента. Госдума, в свою очередь, рассмотрит данный законопроект осенью текущего года. По словам Сафонова, имеются и другие варианты, но именно таковой в Ростуризме считают оптимальным.

В целом, мировая практика в последние годы направленно идет по направлению организованного туризма. Это означает, что турист не ищет, где ему заказать недорогой отель, такси из Симферополя в Ялту и билет на поезд на местах, с рук и так далее. Он заранее обращается в единую систему бронирования, рассматривает имеющиеся предложения от действующих и добросовестных компаний, оценивает рекреационный потенциал, сервис и развлечения региона, в котором он хотел бы побывать, исходя из проверенных данных, имеющихся на сайте. На основании всей имеющейся на ресурсе информации он принимает решение о том, куда ему ехать, с помощью каких компаний, осуществляет бронь отеля и перевозчиков на данном портале. В целом, организованный туризм будет развит и у нас, но только в том случае, если предлагаемые на подобном портале услуги будут иметь конкурентоспособное соотношение цены и сервиса. К тому же, работа представленных туроператоров и турагентов должна быть сугубо прозрачной. Клиент не будет платить, если не будет видеть удобной для него цены и четкости в работе компании.