во время Второй Мировой войны,
почтить минутой молчания,
придется молчать 82 года.
Режиссер-постановщик – заслуженный артист Украины Андрей Шинкаренко.
Сценография – Александр Григоров.
Действующие лица и исполнители:
- Дугин - Игорь Матейко,
- Деревоед - заслуженный артист Украины Леонид Ландковский, Владимир Петраков,
- Буштец - Павел Бодров, Карен Гамбарян,
- Соляник - Владимир Петраков, Павел Пичко,
- Одуванчик - Ярослав Жуков, Евгений Попов,
- Лида - Кристина Мостовая, Гелена Сергутина,
- Вера - Елена Кондрашкина, Оксана Ясинская,
- Люська - Мария Молодова,
- Пожилая женщина - заслуженная артистка Украины Вера Кондратенко-Езжалова, заслуженная артистка Украины Тамара Котова,
- Лейтенант - Ярослав Жуков, Михаил Меркулов,
- Женщина с ребенком- Виктория Калуцкая,
- Глухонемой немец - Анна Беклемешева,
- Немцы - Карен Гамбарян, Евгений Попов, Владимир Миронов, Александр Сабитов, Игорь Филин,
- Ребенок - Вика Матейко.
Пьесе «Рядовые» более четверти века. Написанная и поставленная к 40-летию Победы в Великой отечественной войне, она с тех пор успешно идет в театрах разных стран.
Успех сценической жизни пьесы обусловлен тем, что это одно из немногих произведений о безвестных тружениках войны – рядовых. До этого в советской драматургии были пьесы о командующих фронтами, о журналистах, были произведения, выносящие на подмостки фрагменты боя и пытающиеся конкурировать в изображении войны с кино. «Рядовые» - пьеса о людях на войне.
Белорусский драматург Алексей Дударев (автор известных пьес «Порог», «Вечер», сценария фильма «Белые росы») определил жанр «Рядовых» как балладу, предлагая этим рассматривать свое произведение как историческое, и, в то же время, легендарное. Да, это люди из легенды.
Безвестные труженики войны, похороненные в братских могилах, удостоенные одного для всех памятника – Памятника неизвестному солдату, эти люди старались оставаться людьми, будучи поставленные в нечеловеческие условия войны.
Режиссер Андрей Шинкаренко сумел так выстроить спектакль, что у него нет проходных ролей, каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свою индивидуальность. Особенно это заметно в сцене возвращения из плена двух женщин – Пожилой (заслуженная артистка Украины Тамара Котова) и Беременной (Шорена Шония).
Пожилая настойчиво рассказывает о том, что она уже приглядела жениха для своей дочери, не догадываясь, что дочери уже нет в живых. Рассказ женщин о перенесенных страданиях в плену с ужасом слушает Буштенец (Карен Гамбарян). Он, призванный в армию прямо из-за свадебного стола, узнает в беременной женщине свою жену.
Бывший партизан Дервоед (Владимир Петраков), на глазах у которого каратели уничтожили всю его семью, погибает, защищая от самосуда немецкого мальчишку-инвалида, который и после капитуляции продолжал убивать наших бойцов.
Постановочной группе спектакля удалось открыть зрителям их, рядовых тружеников войны, которые, несмотря на ужас пережитого, остались людьми. И все рассказанное макеевскими артистами со сцены – не клише, а самобытность, которую обязательно надо прочувствовать, чтобы знать, помнить и ценить нашу историю.
Искренне сочувствуешь красивой и мужественной Вере (Оксана Ясинская-Авдеева), на душу которой непомерно тяжелым камнем лег тонкий лист похоронки, где вписано имя любимого супруга. Но женское сердце чует, что жив муж, и оно не ошибается. Найдя его, старшину Дугина, Вера оказывается отвергнутой им. Но почему? И только нам, зрителям раскрывается эта тайна.
- Я сам о себе похоронку написал, - признается Дугин. - После ранения детей уже иметь не могу, не хочу обузой для Верки быть, вот и написал, что убит и похоронен в братской могиле. Веронька молодая, красивая, она обязательно найдет себе кого-нибудь, родит малышей и счастлива будет.
Глупый поступок? Зависит от того, под каким углом смотреть. Ведь когда по-настоящему любишь, необходимо чем-то жертвовать и в данном случае - собственным счастье.