Этот вопрос достаточно часто звучит от переселенцев и является очень актуальным не только для переселенцев, но и для мирных жителей оккупированных территорий.
Отвечает юрист Донецкой обласной организации ВОО «Комитет избирателей Украины», руководитель Луганской правозащитной группы Наталья Целовальниченко на сайте Миротворча инициатива Донбаса.
"Актуальность вопроса понятна, поскольку люди опасаются утратить свое жилье из-за долгов, боятся начисления непомерных штрафных санкций, даже если они и не могут в настоящее время пользоваться своим жильем на оккупированной территории. Со стороны оккупационных властей неоднократно поступали угрозы в адрес переселенцев и неплательщиков среди мирных жителей о «национализации» или «заселении нуждающимися» такого жилья «за долги».
В нашей статье мы не можем рассматривать вопрос о том, чем руководствуются представители «Л/ДНР» в данной сфере, так как любые действия т.н. «Л/ДНР» в отношении собственности украинских граждан априори являются незаконными. Однако открытым остается вопрос правомерности деятельности предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги на оккупированной территории и начисляют задолженность.
Согласно Закону Украины «Про встановлення додаткових гарантій щодо захисту прав громадян, які проживають на територіях проведення антитерористичної операції, та обмеження відповідальності підприємств-виконавців/виробників житлово-комунальних послуг у разі несвоєчасного здійснення платежів за спожиті енергетичні ресурси» от 13 января 2015 г. №85-VIII (ст.2) установлен мораторий на применение и взыскание штрафных санкций энергоснабжающими компаниями в районе проведення антитеррористической операции. При этом согласно ст.2 и 1 этого закона мораторий действует лишь для граждан, которые имеют задолженности по заработной плате, пенсии, социальным выплатам или были уволены вследствие проведения АТО на время до трудоустройства таких граждан при условии получения ими статуса зарегистрированного безработного. То есть действующее законодательство Украины напрямую не освобождает граждан, которые пострадали вследствие АТО и стали переселенцами, а также мирных жителей, от обязанностей относительно оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги на оккупированной территории по месту их постоянного жительства. К сожалению, данный закон не учитывает тот факт, что переселенцы физически не могут пользоваться услугами (и не нуждаются в таких услугах!), которые сейчас предоставляются предприятиями на оккупированной территории в Луганской и Донецкой областях, и не устанавливает какой-либо порядок фиксации данного обстоятельства, не регулирует и вопрос права на субсидию. А мирные жители, которые были вынуждены остаться на оккупированной территории, не могут оформить статус безработного по украинскому законодательству, как и получить задолженности по украинской пенсии и социальным выплатам на этой территории.
Следует отметить, что для защиты прав переселенцев в этой сфере необходимо применять положения Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах»(ст. 20) и Закона Украины «О защите прав потребителей» (ст. 17, 21), согласно которым гарантируется защита его прав от недобросовестной практики предприятий-производителей услуг, ведь фактически потребитель обязан оплачивать лишь необходимые ему (потребленные) услуги, которые он реально получил на основании договора. Поскольку переселенцы не живут на оккупированной территории, они не могут пользоваться большинством услуг по содержанию дома и придомовой территории, по тепло-, водо- , электро- и газоснабжению, у многих потребителей отсутствует ПИСЬМЕННЫЙ договор на такие услуги (это нарушение со стороны предприятий ст. 19 ч.1 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и ст. 208 п.2 Гражданского кодекса Украины), по сути, у предприятий отсутствуют доказательства предоставления таких услуг на оккупированной территории, в связи с чем юридически можно будет доказать в суде отсутствие у потребителей за это время обязанностей платить за услуги, которыми они не могли воспользоваться и в них не нуждались. Это касается и энергоснабжающих компаний.
Если у потребителя нет счетчика, казалось бы, логичным (это вытекает из украинского законодательства) проинформировать такие предприятия о том, что нет возможности пользоваться услугой (в частности, по газоснабжению, поставке электроэнергии, воде), так как потребитель являетесь ВПЛ. К сожалению, эта информация может и не остановить желание монополистов воспользоваться сложившейся ситуацией и все-таки начислить долги и штарфные санкции, в одностороннем порядке отключить свет и газ. Кроме того, в условиях оккупации рискованно ставить в известность предприятия, ведь это может привлечь к потребителю-ВПЛ нежелательное внимание структур «ЛДНР» и привести к противоправным действиям в отношении собственности ВПЛ. Поэтому не в интересах переселенца информировать посторонних лиц о своем выезде, поскольку здесь речь идет даже не о защите права собственности переселенца, а о личной безопасности и безопасности семьи, которым и следует отдать приоритет.
В любом случае, переселенцу необходимо по-возможности собирать доказательства, что оплата за жилищно-коммунальные услуги осуществлялась предприятиям по месту нахождения как ВПЛ (это может быть договор найма жилья, квитанции и т.п.), при этом сама справка о взятии на учет ВПЛ подтверждает место фактического нахождения такого гражданина (ст. 5 ч.1 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц»).
Скорее всего, вопросы «долгов» переселенцев за жилищно-коммунальные услуги на оккупированной территории Луганской и Донецкой областей станут предметом разбирательств в судах. Причем, с учетом того, что подсудность судов из оккупированной территории перенесена на подконтрольные Украине территории Луганской и Донецкой областей, то такие судебные процессы могут инициироваться предприятиями и сейчас. Единственное, что, возможно, останавливает предприятия от массовых исков к неплательщикам — это резко возросшие с сентября 2015г. ставки судебного сбора в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О судебном сборе».
В случае судебных процессов судами должна учитываться фактическая невозможность переселенцев вследствие не зависящих от них обстоятельств (что и повлекло появление ВПЛ как массового явления в Украине) пользоваться услугами на оккупированной территории и соответственно отсутствие обязанности их оплачивать как общеизвестное обстоятельство, не подлежащее доказыванию (ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Украины). Следует отметить, что согласно ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Украины дела по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги рассматриваются в порядке приказного производства. Процедура приказного производства предполагает рассмотрение заявления о выдаче судебного приказа без вызова должника, который с учетом сложившейся ситуации не сможет вовремя узнать о его вынесении, а суды не всегда соблюдают процессуальные нормы об обязательном надлежащем уведомлении должника о вынесении судебного приказа и предоставлении законного срока на его обжалование (10 дней с момента вручения). Пока что такие процессы не носят массового характера, однако на практике уже есть случаи, когда внезапно переселенец из Донецка или Луганска узнавал, что из его пенсии/зарплаты удержали сумму задолженности за жилищно-коммунальные услуги на основании судебного приказа, вынесенного судом Донецка или Луганска еще до полного прекращения их функционирования на оккупированной территории, но уже после начала АТО.
Серьезные опасения при этом вызывает факт начала работы на оккупированной территории, подконтрольной «ЛНР» и «ДНР», местных «судов», через которые потенциально структуры «Л/ДНР» могут начать «решать вопросы» по должникам и переселенцам.
Относительно оплаты услуг мирным населением. Если люди вынуждены проживать на оккупированной территории, то зачастую им просто невозможно полностью отказаться на время проведения АТО от оплаты жилищно-коммунальных услуг, да и украинское законодательство их от таких обязательств только на основании самого факта оккупации и проведения АТО не освобождает. Достаточно часто люди сталкиваются с прямыми угрозами со стороны представителей предприятий по газо- и электроснабжению отключить неплательщиков от услуг, и такие угрозы вполне реальны (есть случаи отключений). Тогда люди вынуждены вносить по-возможности хотя бы часть оплаты. Безусловно, необходимо платить на счета предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, именно в украинских банках, а не в фейковых банках «Л/ДНР», поскольку есть риск, что оплата средств на счет в фейкових банках или через отделения почты на оккупированных территориях не будут потом учтены предприятием (например, скажут, что эти средства получили «Л/ДНР», а не предприятие). Известно, что большинство энергоснабжающих предприятий перерегистрировались на территории, подконтрольной Украине, и имеют счета в украинских банках, что дает возможность мирному населению произвести оплату услуг в соответствии с правовым полем Украины.
К сожалению, в целом в вопросах оплаты за жилищно-коммунальные услуги на оккупированных территориях остается большая доля правовой неопределенности, поскольку эта сфера правового регулирования зависит от дальнейшей государственной политики Украины по отношению к оккупированным территориям Донбасса.
Не вызывает сомнений и является юридически определенным только то, что и переселенцы, и мирные жители оккупированных территорий являются пострадавшими вследствие войны на Донбассе, поскольку значительно ограничены в своих личных и имущественных правах. Даже если они не пострадали физически и их жилье не было разрушено во время обстрелов, они не могут полноценно пользоваться своим имуществом, нарушены гарантии неприкосновенности их права собственности на оккупированной территории, а в Украине отсутствуют национальные эффективные средства защиты прав пострадавших. В связи с этим единственным актуальным сресдтвом правовой защиты для пострадавших является обращение в Европейский суд по правам человека", - считает юрист.