Как лемки и бойки строят свою громаду в Донецкой области (ФОТО)
"Я не знала даже, куда нас везут. В вагоны товарные загрузили. Сначала брали молодежь на строительство. Помню, нас было три эшелона ... А потом приехали другие жители села", - рассказывает по дороге из церкви 81-летняя госпожа Юлия .
Она родилась в Лисковатому (до 1951 года - село в Дрогобычской области, сейчас относится к Бещадского уезду Подкарпатского воеводства Республики Польша, - ред.), Но уже 65 лет живет в Звановке Донецкой области, пишет "УП-жизнь".
В 1951 году в рамках обмена территориями между СССР и Польшей всех жителей Лисковатого, где жили лемки и бойки, переселили в Донецкую область, а в село завезли поляков-переселенцев из Украинской ССР.
"Я тогда еще ходила в школу. Нас забирали оттуда семьями, здесь давали домики на две комнатки.
Одно село переселили где-то под Мариуполь, наше село было очень велико, поэтому, переселяясь сюда, его разделили на три - Звановка, Верхнекаменское и Раздоловка ", - вспоминает Юлия.
Села расположены примерно в 35 км от линии фронта АТО. В общине проживает более 3000 человек. Добраться сюда из райцентра - Бахмуту - можно автобусом и электричкой.
ИЗ КАРПАТЫ - В СТЕПЬ
Люди не хотели переселяться, но вынуждены были оставить жилье, и все нажитое, что нельзя было унести с собой в поезд, и переехать.
"Хотя это была сталинская, бандитская, террористическая власть, но тем не менее, они сделали все достаточно организованно - предоставили поезд, сделали подвоз к поезду, все перевезли.
Потом дали всем так называемые переселенческие билеты и выделили определенное финансирование. На две семьи давали один вагон, куда можно было грузить все, что угодно, хоть корову, кроме кур и кошек ", - рассказывает один из самых активных жителей Звановка, общественный активист, основатель" ЛЕМКО-центра "и председатель общественной организации" Наследие" "Андрей Тимчак.
Пан Андрей имеет четырех детей. Его родителей также переселили сюда в 1951 году. Сам Андрей родился уже в Звановке.
В гостиной его дома установлены два флага - сине-желтый и красно-черный, создана целая библиотека проукраинских книг. Он удивляется, когда я обращаю внимание на то, что в Звановке все разговаривают на украинском.
"А что тут интересного, на каком языке нам еще говорить? Мы же в Украине живем!", - риторически отвечает.
Из рассказов своих родителей он вспоминает, как тяжело было привыкнуть переселенцам к другому климату.
"Люди ехали в Донецкую область в товарных вагонах по несколько недель. И если летом в Карпатах часто идет дождь, высокая влажность, чистый воздух, то там, куда они приехали, было более 30 ° C жары.
Люди прятались в погребах. Невозможно было днем выйти на улицу, а нужно было идти работать в колхоз.
В Карпатах ветра почти нет, а здесь часто были суховеи, лесопосадок тогда еще не было - катились перекати-поле. Иногда сбивались вместе и достигали трех метров в диаметре ", - рассказывает Андрей.
Перед этим с приграничья в Донецкую отправили бригаду молодых людей, чтобы строить жилье для тех, кто сюда приедет.
Строили деревянные домики-мазанки с горбылей (второсортных необрезных досок) и глины под соломенной крышей и в хижину, размером 6х7 метров, селили три-четыре семьи.
"Рассказывали, что весной эти дома начали прорастать. Зерно, которое было в соломе, намокали и пробивался прямо со стен внутри домов.
Затем люди привыкли и начали строить свое жилье ", - говорит активист.
Дома, которые строили лемки и бойки, существенно отличались от тех, которые имели местные жители
Дома, которые строили лемки и бойки, существенно отличались от тех, которые имели местные жители - они были кирпичные, больше. Даже сейчас они выделяются среди других сел Донецкой области. Это замечают все, кто приезжает в Звановкуа или Верхнекаменское.
"Мы уже привыкли и не обращаем внимания. Военные, как приезжали к нам из Западной Украины, а до этого были в в других селах Луганской и Донецкой области, говорят, что не видели таких сел. Все таки переселенцы внесли свою изюминку", - отмечает председатель Звановского ОТГ Александр Белицкий.
"Я не замечаю этого, уже привык, поскольку вырос здесь, а все люди, которые приезжают сюда, говорят, что у нас здесь необычные дома.
Это сейчас все начали массово строиться, а к 1990 году в окрестных селах были маленькие дома, а переселенцы из Западной Украины строили большие.
Многие завидовали такой красоте, а люди просто умели хорошо украшать свои дома и деревом, и резьбой, тяжело отрабатывая каждый кирпичик", - обращает на это внимание и Андрей Тимчак.
СВОЯ ЦЕРКОВЬ И ТРАДИЦИИ
Как только Украина стала независимой, в Звановке построили греко-католическую часовню.
Со временем жители села собрали деньги и построили большую церковь. Сейчас здание уже завершено, но не до конца украшенно внутри.
Воскресным утром в ней продолжается служба. Священник читает притчу о том, что не обязательно нужно быть бедным, чтобы заслужить милости у Бога, что быть богатым это хорошо.
В церкви есть и люди, и молодежь, и совсем маленькие дети. Служба проходит на украинском языке, а завершается молитвой за Украину со словами "Боже великий единый, нам Украину храни" .
"Вы знаете, мы говорим так, как говорили дома. я русский знаю и понимаю, мы учили ее в школе, но говорить на нем я не могу ... Лучше украинский ", - говорит по дороге из церкви жительница Звановки пани Галина. Результаты голосования на выборах ярко показывают различие в избирательных настроенияъ жителей Звановки и Верхнекаменское. Поддержка проукраинских кандидатов здесь всегда была значительно выше, чем в целом в Донецкой области.
Так, на парламентских выборах в 2014 году более 40% голосов в Верхнекаменское и более 25% в Звановке получил свободовец Андрей Лоза.За проукраинские политические силы - БПП "Солидарность "и" Народный фронт " в этих двух селах проголосовали более 40% избирателей, тогда как средний уровень поддержки в Бахмутском районе и в целом в Донецкой области составлял менее 15% .На улицах Звановки немало украинского символики.
ДОНЕЦКИЙ ВЕРТЕП
Переселенцы с Карпат привезли в Донецкую область не только украинский язык и традиции быта, но и свое театрализованное рождественское действо - Вертеп. Внаалче его ставили только в Званивци, а позже он начал путешествовать Донбассом и не только. "Я с 4 класса ходил с вертепом. Фактически, это был однотипный Вертеп. с таким вертепом я ходил каждый год приблизительно до 30 лет. Позже начал тренировать детей. Форму каждый шил для себя ", - говорит Андрей Тимчак. Он рассказал, что впервые организовано сшили новые костюмы в 1988 году. Тогда собрались люди, которым уже за 50 лет. Второй раз костюмы сшили в 2011 году - Андрей с женой написали проект "Клуб детского досуга: украинские праздники и традиции" на МФ "Возрождение" и выиграли грант. На эти деньги закупили хорошую ткань.
Звановский Вертеп
"С 2011 года мы начали вывозить Вертеп со Звановки. Сначала ездили по району. Мы с женой Юлей решили возить Вертеп к тем, кто его не может увидеть - к детям из интернатов, школ," Домов малышки "- так зародилась Благотворительная акция" Рождественские вертепы для всех на Донбассе ". В том году, благодаря этому проекту, мы ездили во Львов, выступали в Доминиканском соборе на Большую коляду", - отмечает Андрей Тимчак. Приблизительно с тех пор Вертеп начал трансформироваться. Андрей считает, что Вертеп - это свои родной способ общения с миром и он должен соответствовать изменениям в обществе. "Когда взрослеешь, начинаешь понимать, что когда привозишь Вертеп в" Дом Малютки ", а Ирод говорит:" Всех детей, которые не пережили трех лет будем убивать ", то детям страшно.Я тогда понял, что нужно что-то менять и буквально за 45 минут написал новый Вертеп, когда ехал на электричке с Бахмута в Звановку", - говорит Андрей Тимчак.
Этот вариант Вертепа так понравился участникам, что в дальнейшем его стали ставить его постоянно. Следующий вариант Вертепа был написан для воинов АТО. Несколько лет назад жители Звановка начали более активно интересоваться своим происхождением. Именно тогда в СМИ начали говорить, что в Донецкой области живут лемки и бойки.За словам Андрея Тимчак, все люди, которых переселили в 1951 году в Звановку - или лемки, или бойки. "Гордо идентифицируют себя лемками очень мало людей, но они есть. У нас была бабушка, которая перед смертью сказала "Вы же знайте, что мы - лемки" .Человек жизнь прожила и не могла открыть себя как лемко, а когда умирает и говорит об этом своим детям, то благодарные дети это знают и будут с этим жить. Мне уже скоро 50 лет, а до недавнего времени, скажем, года два назад, эта тема совсем не поднималась. а когда началася война в Донбассе, то я предложил жене показать, что на Донбассе не русские живут, а украинцы, среди которых лемки и бойки ", - рассказывает вин.Нарази Андрей с женой Юлей (руководителем общественной организации" Волшебные Руны ») вводят в жизнь идею "ЛЕМКО-центра" - это Лемковский экологический молодежный культурно-образовательный инновационный центр. Он расположен прямо во дворе семьи Тимчак. "Занимаемся мы в нем и мастер-классами по народным ремеслам, и тренингами по проектному менеджменту и культурно-образовательным картированием, и внедряем инновационные технологии, раздельный сбор мусора, альтернативные источники энергии, «зеленый» туризм, доносим информацию о реформе децентрализации населению нашей общины, пишем стратегию развития Звановского общества ", - замечает Юлия Тимчак.В рамках ЛЕМКО-центра дети занимаются различными народными ремеслами В планах - открыть художественную школу и детскую комнату при ЛЕМКО-центре, создание сайта и газеты общины. Также есть идея создания Инновационного молодежного центра на базе Звановского сельского Дома культури. Юлия Тимчак рассказывает, что в этом году команда "Волшебных Рун" подала более 50 грантовых заявок, и уже в 11 из них победила.
"ЛЕМКО-центр" будет работать в направлении открытия забытого, - рассказывает Андрей.Весною является Пасха. Но и щедривки должны петься весной - "Щедрик, щедрик, щедривочка, летела ласточка". А ласточки зимой не летают. Нам нужно будет ломать стереотипы и поднимать эту тему. Вот именно на веснушки нужно выполнять этот Щедрик ".
Собственная территориальная громада
В этом году жители Звановки и Верхнекаменского завоевали право на собственное громаду. Села, где живут лемки и бойки, планировали присоединить к соседнему Северску. Однако жители захотели объединиться в собственную общину, на что получили отказ от Донецкой ОГА. Как заявила тогда и.о. начальница департамента внутренней политики ОГА Людмила Быченко, двум селам, что "взбунтовались", не хватает ни человеческого, ни финансового ресурса, чтобы создать богатую объединенную территори льну общество. "Вы что сепары, что хотите отсоединиться?» - ошарашила тогда она своим вопросом "бунтующий" народ.
Тогда более 100 жителей Звановки и Верхнекаменское приехали на митинг в Краматорск под ДонОГА. А через три дня после митинга они таки получили долгожданный положительный вывод от ОГА, которого жителям не могли предоставить 1,5 года. Обласная власть вынуждена была пойти на уступки. А в октябре в Звановской общине провели выборы, на которых победил Александр Белецкий, который до этого исполнял обязанности сельского головы Звановки. Он убежден, что Звановская ОТГ способна существовать не только культурно и организационно, но и финансово. "Бюджет общины увеличился существенно. Ранее бюджет Звановки составлял 1300000 грн (без налога на доходы физических лиц). В связи с образованием общины он составит примерно 15 млн грн от 2-х сельских советов ", - отмечает председатель Звановского ОТГ.
Он также добавил, что облгосадминистрация готовит распоряжение о внесении изменений в Перспективный план, которым открывает прямые межбюджетные отношения с государством. Это позволит получать законные дотации для образования и медицины на громаду.
Также здесь активно используют возможности развития за счет грантов. В селе Верхнекаменское при поддержке Агентства США по международному развитию USАID планируют построить мини-молокоперерабатывающий завод для жителей общины. "На одной из сессий Андрею и Юле Тимчак мы предложили заниматься грантовыми проектами на волонтерских началах на благо громады. Этого не умел делать ни я, ни другие жители села, а они с этим сталкивались больше и понимали эти вопросы. Они согласились и выиграли для села грант от USAID почти на 7 млн грн для строительства молокоперерабатывающего завода. Это один из крупнейших проектов, а они пишут их много ", - отмечает сельский голова Александр Билецкий.
Ещее один грантовый проект по инициативе местного населения - создание музея и Звановского дома культуры. Музей будет называться очень символично - "Единство Украины" .Там будет показано две культуры - тех людей, которые приехали сюда из Западной Украины 66 лет назад, и тех, которые жили здесь последние 700 лет.