Автобусный тупик по-донецки

Транспорт - одна из больных тем Донецка. Редакция 62.ua, по уже установившейся традиции, с помощью журналиста и известного краеведа Евгения Ясенова, исследовала эту тему с исторической точки зрения. Оказалось, что эта проблема была злободневной для столицы Донбасса еще полвека назад. И, судя по всему, будет оставаться таковой до тех пор, пока в Донецке не появится наземное метро.

Итак,

Автобусы-пятидесятники

В 50-е годы Донецк по территории был уже практически равен нынешнему. Но транспорт… Транспорта не хватало. Причем не хватало драматически. Конечно, народу было меньше. И все-таки, 11 автобусных маршрутов на 500-600 тысяч населения – это как-то уж слишком скромно. И при этом, заметьте: никаких маршруток!

Сегодня мы остановим наш взгляд на состоянии автобусного дела в 50-е годы, чтобы было с чем сравнить.

Что было?

Для начала, посмотрим, что же это были за 11 маршрутов. Срез взят в 1956 году, источник – справочник-путеводитель «Сталино».

Почти половина маршрутов (пять) стартовали от проспекта Гурова, от не сохранившейся до наших времен автобусной станции (она находилась приблизительно на месте главного корпуса Национального университета).

Маршрут 1 шел до главконторы ДМЗ через горсад и Белый карьер.

Маршрут 2 – до Авдотьино через ту же главконтору, потом через Нестеровку и Боссе.

Маршрут 3 – до Буденновского райсовета через проспект Гринкевича (нынешний Ильича) и мелькомбинат.

Маршрут 8 – до шахты «Мушкетовская-Заперевальная» через те же промежуточные остановки.

И, наконец, маршрут 12 – до шахты «Красная Звезда», опять-таки, через мелькомбинат и далее – по Макшоссе и через шахту «Ганзовка».

Второй автобусный узел – Садовая площадь (то есть, площадь возле горсада). Оттуда проистекали три маршрута.

Маршрут 4 – до Петровского райсовета, через Стандарт, шахту №31, Рутченковский машиностроительный завод и шахту №29.

Маршрут 5 – укороченный вариант предыдущего, до Рутченковского машиностроительного завода. Маршрут 9 – до поселка шахты Абакумова, начало такое же, как и в двух предыдущих, до треста «Рутченковуголь», потом поворот в сторону Лидиевки и шахты «Южная».

И еще три маршрута шли из разных других точек.

Маршрут 6 – от агентства аэропорта (Артема, 119, рядом с площадью Ленина) до самого аэропорта через Студгородок, Ветку, Путиловку.

Маршрут 10 – от станции «Мушкетово» до шахты 12-18 им. «Правды» через шахты «Ново-Мушкетово», Буденновский райсовет, Алексеевку и Чулковку.

Маршрут 11 – от Новоколхозного рынка (тогда еще не крытого) до Щегловки через улицу Артема, проспект Гринкевича (то бишь, Ильича) и Шахтостроитель.

Таким образом, как видим, хоть маршрутов было и мало, но охватывали они почти все окраины (кроме нынешнего Куйбышевского района и юга нынешнего Буденновского). Впрочем, стоит иметь в виду, что по городу курсировало множество шахтных и прочих иных ведомственных автобусов, и они при случае были не прочь «подкалымить». Кроме того, можно предположить, что список в путеводителе по каким-то причинам оказался неполным.

Ну, а теперь от общего перейдем к частному. Посмотрим на основе публикаций в «Социалистическом Донбассе», какие в 50-х были транспортные проблемы и нужды.

Как было?

Начнем с небольшим запасом. Июль 1949 г. , письмо в редакцию от некоего А. Голощапова: «Между Буденновкой и городом Сталино курсирует пассажирский автобус. Однако многие пассажиры, желающие воспользоваться им, не знают, где остановка машины. Автобусных станций нет ни в Буденновке, ни в городе».

Сентябрь того же года. Письмо И. Бугаева о состоянии автобусной станции на проспекте Гурова. Состояние аховое: «Помещение станции запущенное, грязное. Обращение с пассажирами грубое».

Прошло три года. Апрель 1952 г. Докладывает шофер М. Гудкин: «Объем работы автобусной станции значительно возрос, число пассажиров, пользующихся автобусным транспортом, непрерывно растет, а сама станция остается в прежнем тесном и неприспособленном помещении. На узкой улице, возле автобусной станции, скопляется много автобусов и такси – повернуться негде».

Вот мы отмечали, что окраины были охвачены автобусами. Но как? Читаем письмо начальника учебно-курсового комбината треста «Сталинуголь» В. Денисенко, написанное в декабре 1953 г.: «Рабочие поселки Петровки расположены от центра гор. Сталино на расстоянии 20-25 километров. Однако регулярное автобусное сообщение между Петровкой и Сталино до сих пор не налажено. Правда, на Трудовскую группу шахт ходит автобус, но нерегулярно и без расписания. Бывают дни, когда курсируют по два и три автобуса, а бывает, что только один. В ожидании машин приходится терять много времени, а зимой еще и мерзнуть».

Год спустя на том же направлении группа трудящихся Рутченковского машзавода зафиксировала другую проблему: «В поселке №11 проживает более 12 тысяч человек трудящихся. Через наш поселок курсируют автобусы по маршрутам «Горсад – Трудовская группа шахт», но линия эта сильно перегружена. Очень часто на остановке «Ремзавод» переполненные пассажирами автобусы не останавливаются. Ближайшая от поселка трамвайная остановка «Базар» находится на расстоянии двух километров. Это создает много неудобств, особенно в зимнее время и в распутицу. Между тем многие жители поселка работают в городе, учатся в институтах и техникумах». Отцы города вняли мольбам и в следующем году пустили 5-й маршрут с конечной остановкой «Рутченковский завод».

Ну, и с небольшим временным перехлестом. Февраль 1961 г. Глас вопиющего из глубин Куйбышевского района: «Каждое утро на автобусных остановках в поселках Горняк и шахты №13 треста «Куйбышевуголь» можно наблюдать одну и ту же картину: десятки, а то и сотни людей ждут прихода автобусов, которые должны курсировать с шести часов утра. Большинство ожидающих – рабочие и служащие городских предприятий, учреждений. К 7-8 часам они должны быть уже на работе. Но, как правило, это им не удается по вине водителей, работающих на маршруте «Шахта №13 – Колхозный рынок». Первые автобусы, причем нередко один за другим, появляются у шахты лишь в начале девятого. Шоферы к тому же затевают между собой перебранку, из которой, к слову сказать, становится ясно, что с утра машины уже успели сделать несколько рейсов по маршруту, изобретенному самими водителями».

Резюме

Оно недвусмысленно и распадается на три пункта.

Пункт первый. Чем мы недовольны? Мы живем не так уж плохо. Автобусных маршрутов много, достигают они таких мест, о которых наши предки и мечтать не смели. Если вам кажется, что автобус переполнен, или его слишком долго нет, или маршрут проложен по-дурацки – прочтите вышеприведенные цитаты из прессы. Должно «попустить».

Пункт второй. В Советском Союзе водители автобусов были и остаются отдельной кастой, неприкосновенной, как индийские коровы, и столь же равнодушной к проблемам рядового человека. На Западе водитель – просто служащий, дорожащий своей работой. Наш водитель – центр вселенной, это у них передается по наследству, и этот статус для них важнее, чем рабочее место.

Пункт третий. Самый важный (впрочем, кому как). Недовольство населения автобусным транспортом всегда будет, потому что человеку свойственно хотеть то, чего нет. С другой стороны, наше транспортное несовершенство тоже заложено природой, поскольку маршруты составляют и движением руководят люди, для которых городской транспорт – это абстракция. Вроде рот и взводов для генерала, рисующего стрелки на карте.

Значит – что? Тупик? Увы, да. Но качество его с каждым десятилетием повышается.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
1292 просмотра в мае
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Ситуация, которая сложилась в стране, не может не вызывать тревогу. Социальная напряженность растет, и это видно по тем комментариям и жарким дискуссиям, которые разгораются под каждым материалом. Мы не можем допустить, чтобы сайт использовался различными радикальными силами по обе стороны «баррикад» в качестве агитационной площадки. Поэтому вынуждены временно закрыть возможность комментирования. Предлагаем вам перенести дискуссию со страниц {url} в социальные сети, где Вы сможете выразить свою позицию. Все новости {url} доступны в группах {vkpage}, {fbpage}, {okpage}. Мир Вам и Вашим семьям.
Бизнес
На закрытии межбанка американский доллар в покупке подорожал на 8 копеек, в продаже — на 6 копеек. Евро прибавил 7 копеек в покупке и 5 копеек в продаже, пишет Минфин. Валюта Открытие 23 мая Закрытие 23 мая Изменения доллар 26,28/26,32 26,36/26,38 8/6 евро 29,28/29,32 29,35/29,37 7/5 рубль 0,4075/0,4083 0,4062/0,4067 0,0013/0,0016 Открылись торги по доллару в диапазоне 26,2800-26,3200 грн/$, торги по евро открылись в диапазоне 29,2811-29,3257 грн/евро, тор...
Новости компаний
Объявлены победители детской олимпиады «Финансовый гений» от ПриватБанка. Из более чем 6 500 участников были определены призеры, которые получили денежные награды на общую сумму 123 000 грн. Победители были определены в трех возрастных категориях: от 14 до 17 лет, от 11 до 13 лет и от 6 до 10 лет. Главный приз – 50 000 гривен получил Денис Валиков из Харькова. «Всеукраинская олимпиада для школьников «Финансовый гений» проходит ежегодно в течение 7 лет. За...
Политика
Вынесение вопроса о заключении мирных договоренностей с Россией на референдум не имеет законодательной инициативы – это способ выяснить мнение общества. Об этом заявил Президент Украины Владимир Зеленский во время встречи с общественными активистами, которая состоялась в Администрации Главы государства. Среди участников встречи были волонтеры, бывшие военные. Сообщает пресс-служба главы государства. «Мы должны слышать каждого человека. Это не законодательн...
Политика
Избирательная парламентская кампания начинается в соответствии с законодательством на следующий день после обнародования указа президента о роспуске Верховной Рады - 24 мая. Это объяснила председатель Центральной избирательной комиссии Татьяна Слипачук на брифинге в четверг. "Фактически после опубликования указа президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады и назначении внеочередных выборов и в соответствии с законом о выборах народных депут...
Политика
Если бы выборы в Верховную Раду состоялись в ближайшее воскресенье, то в парламент по 5-процентному барьеру могли бы пройти 4 партии. Об этом свидетельствуют результаты ролингового исследования, проведенного Центром "Социальный мониторинг" и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко, передает "Интерфакс-Украина". Согласно обнародованным в четверг данным, партию "Слуга народа" готовы поддержать 29,5% из всех опрошенных, "Оппозиционную платф...
Происшествия
Столкновение автомобилей произошло на трассе Киев-Харьков-Довжанский. В результате аварии был травмирован 55-летний житель Луганщины.По предварительным данным водитель автомобиля "ВАЗ 2114" двигался в направлении Бахмута и столкнулся с грузовым автомобилем "КамАЗ", который ехал впереди. Сообщает отдел коммуникации полиции в Донецкой области. Житель Луганской области, который был за рулем легковушки получил телесные повреждения. Сведения по данному факту вн...
Происшествия
В среду, 22 мая, в 17:35 на телефон Службы спасения «101» поступило сообщение о пожаре на территории шахты «Северная» Торецкого городского совета Донецкой области. На место происшествия выехали дежурные отделения 22-го Государственного пожарно-спасательного отряда по повышенному номеру вызова. Сообщает ГУ ГСЧС Украины в Донецкой области.Бойцы ГСЧС выяснили, что происходит горение на кровле административно-бытового здания. Пожарные немедленно приступили к...
Политика
Военных спрашивают об их отношении к возможным переговоров с боевиками "ДНР" и "ЛНР". Соответствующая информация содержится в документе, который сегодня, 23 мая, получили в разных военных частях, сообщается на странице благотворительного волонтерского фонда "Повернись живим". "Командирам воинских частей организовать и провести изучение среди личного состава отношение военнослужащих относительно возможных переговоров с" ДНР "/" ЛНР" и в срок до 16:00 24.05...
Происшествия
Боевики "ДНР" на блокпостах в Еленовке и Гнутово не пропускают из ОРДО детей для сдачи ВНО на подконтрольную Украине территорию Донецкой области. Об этом сообщает на своей странице в Фейсбук заместитель главы Донецкой ОВГА Игорь Стокоз. "В этом году на ВНО по неподконтрольной части Донецкой области зарегистрировалось 834 человека. Первый экзамен по математике составляло 430 человек. Сегодня экзамен по украинскому языку, который должны были составлять 678...