Когда строители только научились создавать формы и работать с ними, опалубка была далека от нынешнего ее вида. Состояла она, как правило, из листов металла, а в качестве раствора для закрепления использовался не бетон, как в современной, а смесь из песка, речной воды и каменной крошки. Сейчас же опалубку делают из пенополистирола, дерева, стали и алюминия.

Представляет из себя опалубка временную форму для железобетона, бетона и подобного, которую возводят непосредственно на месте будущей постройки. Делится, во-первых, по разборности – может быть съемной (снимается после того, как бетон или другой раствор схватится) и несъемной (после схватывания опалубка оставляется на месте и становится частью строения). Второй способ широко употребляется при монолитном строительстве. Соответственно, если для второго способа возможна только купить опалубку, для первого ее можно и арендовать. Аренда опалубки даст некоторую экономию.

Применение новых современных опалубочных систем сильно повышает технологичность всего строительства. На качество возведения будущих конструкции, сроки сильно влияет применяемая опалубка для ЖБИ. Эти системы должны соответствовать требованиям надежности и долговечности, конструктивной прочности, иметь высокие механические свойства. В зависимости от назначения опалубка для жби должна соответствовать требованиям по нагрузкам и прогибам. Магниты используются уже давно и повсеместно и такие понятия, как магнитная опалубка, магнитная оснастка, магнитные боксы уже прочно вошли в строительную индустрию.

Наибольшее распространение, благодаря быстроте возведения, легкости монтажа и низкой цены, получили деревянные опалубки. Стальные и алюминиевые уже гораздо дороже, используют их при строительстве очень крупных или требующих большой ответственности сооружений. Из полиэстирола делают несъемные опалубки, рекомендуется для использования в суровом климате, так как обладает повышенной температуро- и влагоустойчивости, к тому же – крайне прочен.