Новый "Донбасс Палас" торжественно открыли 15 мая
Мирча Луческу — тренер «Шахтера»
Бернд Шустер не задержался на посту тренера «Шахтера». Не вписался в донецкие реалии. В мае 2004 года ему на смену был взят румынский специалист Мирча Луческу.
Через несколько дней после этого события я вынужден был поехать с командировкой в Стамбул, где Луческу плодотворно работал предыдущие четыре года. Местные таксисты, неприступные и высокомерные, как французские рантье, оживлялись и становились родными, стоило заговорить с ними о Луческу. Вне зависимости от того, за какую команду болели, все турки были едины в одном: там где Луческу — там победа. И завистливо причмокивали, обсуждая будущее «Шахтера» (с таким специалистом — безусловно светлое!).
Тогда их слова были всего лишь словами. Теперь-то мы уже знаем: в мае 2004 года мы получили самого успешного тренера в истории «Шахтера», волшебника, осуществившего нашу европейскую мечту и человека, ставшего почетным гражданином нашего города. Кстати, первым «дальним иностранцем» в этом статусе.
Начало выборов
Еще за пару месяцев до выборов ничто не предвещало бури. Выдвижение Януковича кандидатом в президенты воспринималось как событие ожидаемое. Хотя, до последнего не верилось в неучастие Кучмы — все подозревали, что хитрый лис придумает какую-то схему, которая позволит ему остаться у власти.
А потом все покатилось, как снежный ком с горы. В прессе стали появляться сценарии будущих акций протеста — как будто кто-то хотел предостеречь общество. Отравили (или не отравили?) Виктора Ющенко, который, появившись после этого на публике, своим лицом изумил всю Украину. Первый тур — Ющенко с Януковичем показывают практически одинаковые результаты. В Донецке на площади Ленина проходит 20-тысячный митинг: электорат Януковича подтверждает свой выбор. Накал, нараставший с каждым днем, трудно передать сейчас, девять лет спустя. Предчувствие гражданской войны пронзало воздух. В Киеве сторонники Ющенко готовились выйти на улицы, если их кандидат не победит. А поскольку вероятность такого исхода была, и немалая, Донбасс ожидал дальнейшего развития событий с какой-то злой обреченностью. Предстояла ибо победа чужого кандидата, либо какая-то грандиозная буча с нехорошей перспективой. И то и другое не радовало.
Окончание выборов
В итоге сердце успокоилось самым неприятным для Донбасса образом. Победа Януковича во втором туре привела к краткосрочной эйфории на его родине, но уже на второй день стала приходить информация о Майдане в Киеве, и над Донецком повисло тревожное ожидание. Яростный напор «оранжевых» вызывал глухое раздражение и разговоры о создании Юго-Восточной Украинской Республики (впервые эту идею озвучили луганские депутаты). Несколько дней тема автономии занимала умы: на улицах говорили об этом совершенно свободно, видя в возможности отделиться решение множества насущных проблем. Венчал эту тенденцию съезд депутатов в Северодонецке, после которого в Донецке даже назначили референдум о создании автономии. Однако затем Виктор Янукович принял решение не идти на конфликт и смириться с третьим туром выборов. Тема с отделением от Украины была также быстро закрыта, как и появилась.
Политика тем временем захлестнула все уголки жизни. В донецких кафе угрюмо смотрели новости с Майдана. «Шахтер» отказался от использования традиционной оранжевой формы. Во избежание эксцессов, наша команда отказалась ехать в Луцк на матч чемпионата Украины. Даже «Барселона» сомневалась, стоит ли ей играть в Донецке. Президент каталонского клуба Жоан Лапорта обратился в УЕФА с простым вопросом: может ли донецкая сторона гарантировать его парням безопасность в такой острой ситуации? Принимающая сторона, конечно, гарантировала.
Накануне Нового года состоялся третий тур выборов — точнее, переголосование второго. Победил Ющенко. Донецк переживал поражение тяжело и готовился к реваншу...