Состояние лёгкой промышленности в Украине можно определить меткой фразой товарища Новосельцева из фильма «Служебный роман»: «лёгенькая такая промышленность». Посмотрим на неё через призму Донецкого региона: всего 0,2% от общего объёма реализации промышленной продукции в области. Работники легпрома заполнили собой 0,6% всех промышленных кадров.

Но так было не всегда. В начале 90-х удельный вес легкой промышленности в общем объёме составлял 7% и более, здесь было занято более 60 тысячи работников. Но как только Украина начала входить во вкус независимого существования, показатели начали стремительно падать. В 2013 году легпром сократился ещё на 29%. 

По качеству продукции Украинская обувь успешно конкурируют с французскими, итальянскими и другими зарубежными партнёрами, и пользуются там большим спросом. Обувь качественная, очень удобная и комфортная, она прошла сертификацию. И пользуется успехом у итальянцев.

Для повышения конкурентоспособности не только легкой промышленности, но и украинской экономики в целом необходима легализация внутреннего рынка. Большая часть торговли в Украине осуществляется нелегально, и этот «серый» внутренний рынок не позволяет развивать отечественное производство, привлекать инвестиции.

Если у бизнесмена есть миллион долларов, и он решил начать свое дело, ему придется строить предприятие, нанимать работников, принимать бесчисленные проверки, платить высокие пошлины за сырье, ждать полгода оборота средств, то есть принимать на себя массу рисков, огромное количество организационных решений, тратить все свое время.

Кто будет этим заниматься, если гораздо проще за месяц ввезти партию одежды из Китая и продать ее на рынке через частных предпринимателей, и сэкономить на всем — на времени и налогах? Вот основная причина развала отечественной промышленности.

У нас нет условий для производства, но созданы все условия для торговли. Более того, поскольку большой оборот торговли идет через вещевые рынки и частных предпринимателей, попасть в эту торговую сеть легальному производителю сложнее, чем импортеру.

Ведь легальное предприятие платит налоги, поэтому выдает налоговые накладные, торговцу эти накладные не нужны. Зайдите на любой рынок — там нет ни накладных, ни кассовых аппаратов. Полный абсурд: если торговля осуществляется без накладных, налоговая не проверяет бизнес и не создает никаких проблем.

Украинцы могут предложить нашим покупателям качество и адекватную цену. При тщательном поиске можно обнаружить и актуальный стиль. Чего же не хватает в таком случае нашей лёгенькой промышленности?

Часть экспертов уверена, что украинской обуви и одежде не хватает брендовой составляющей. Действительно, кажется, что сторона маркетинга — единственное, что отличает нашего производителя от «забугорного».

Сегодня многие люди обращают внимание на этикетки, да к тому же, сознание нынешнего потребителя уже давно мирно сосуществует с рекламными стандартами. То, что не рекламируется, - плохо продаётся. У отечественного производителя несколько развит разве что вид «сарафанной» рекламы, - когда покупатель купил украинскую обувь и она, неожиданно для него, оказалась соответствующей его запросам цены и качества. И он (а чаще она) рассказывает об этом всем своим знакомым.