Чтобы определить эффективность деятельности всей компании в целом, следует, согласно известному американскому стандарту, проанализировать несколько основных факторов, влияющих на ее деятельность. Есть такое понятие – ключевые показатели эффективности. Опираясь на эти данные, можно выявить ясную предметную картину текущей ситуации и определить, насколько эффективно работает то или иное предприятие в настоящий момент. Один из КПЭ – рентабельность сделанных инвестиций компании. Этот показатель обозначается как ROI. Расчет производится в виде отношения полученной чистой прибыли за определенный период к сделанным инвестициям в предприятие или его филиал. В данной методике принимаются во внимание не только вложенные в компанию деньги, заемные или собственные, но и другие материальные активы. К таким активам относятся товарные знаки, разработанные технологии, оборудование. Этот показатель рассчитывается по формуле: прибыль (чистая), деленная на сумму собственных капиталов и долгосрочных обязательств, умноженную на 100%. В математических символах: ROI=(Прибыль/Капитал+Обязательства) х100%. Такова методика расчета эффективности компании по рентабельности инвестиций.


Эта методика применима в тех случаях, когда имеются аналогичные данные других компаний холдинга для сопоставления. У этой методики есть недостаток: показатель может быть искажен по разным причинам: сокращение затрат на маркетинговые исследования, задержка технического обслуживания и т.д. Таким образом, при реально негативной ситуации компании показатель рентабельности инвестиций будет мнимо увеличен. Принимать важное решение о покупке компании, имеющей высокий показатель рентабельности инвестиций, весьма рискованно. Точно так же внешняя ситуация может быть искажена при этой методике, если рентабельность инвестиций оценивается в целях научно-исследовательских мероприятий. Низкий показатель ROI в данном случае свидетельствует не о том, что филиал компании нужно продавать из-за его убыточности, а о том, что он требует дополнительных инвестиций. Полезно применить так называемую модель Дюпона для более корректных подсчетов. С ее помощью можно проанализировать основные структуры капитала, эффективность политики инвестиций, рентабельность объема продаж. Пользуясь этими продуктивными методиками, руководство компании может принять верное решение относительно коррекции той или иной области деятельности для достижения положительных результатов.