• Главная
  • Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила
17:00, 23 февраля
Надежный источник

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила

Мариупольцы подают иски против Российской Федерации и выигрывают дела. Суммы ущерба, в которые суды оценивают ущерб, причиненный жителям Мариуполя, - огромные, десятки миллионов гривен.

"К сожалению, это пока только решения судов. Реальные деньги можно будет получить после создания специальных механизмов. Но не сомневаемся, что они будут созданы", - говорит Максим Бородин, лидер общественной организации "Инициативная группа "Вместе".

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-1

Эту организацию он вместе с единомышленниками создал в 2014 году, сразу после неудачной попытки принять участие в парламентских выборах. За спиной Бородина был опыт борьбы с владельцем заводов за чистый воздух Мариуполя, затем 2014 год, борьба за украинский Мариуполь. Поэтому поход во власть выглядел естественным продолжением этой борьбы.

Бородин тогда проиграл в Мариуполе известному бизнесмену Сергею Таруте. Но проигрыш не привел команду Бородина к разочарованию. Наоборот, стало понятно, что нужно становиться сильными, заметными, полезными для общества, для того чтобы побеждать в будущем. Так и возникла идея создать общественную организацию. 

"Нас в 2014-м было 10-15 человек. Немногие из них остались вместе, однако те, кто продолжает работать, это надежные, ценностные люди, для которых имеет значение - в каком обществе мы живем", - рассказывает Бородин.

С первых дней работы ИГ "Вместе" сконцентрировала усилия на контроле над бюджетными расходами горсовета. Активисты провели несколько громких расследований, но ни одно из них так и не было доведено правоохранительными органами до соответствующего расследования и приговора суда.

"Так работала система. Максимальное наказание коррупционеров - увольнение", - говорит Максим Бородин.

Например, расследование о хищении миллионов гривен, выделенных правительством и местным бюджетом на восстановление микрорайона "Восточный" после ракетного обстрела в январе 2015 года, было похоронено в судах.

"Это был вопиющий случай. Сотни людей остались без жилья, а власть, которая должна была бы помочь людям и отремонтировать их квартиры, просто украла деньги. И никто не понес ответственности, - рассказывает Максим, - А все потому, что мы как общественная организация не были для правоохранителей пострадавшей стороной. Такой стороной в деле выступал городской совет. А он позволил саботировать расследование. Дело может и сейчас где-то болтается без шансов на приговор. А тем временем люди, которые были причастны к хищению этих денег, сейчас вернулись в оккупированный Мариуполь и работают на врага. А могли бы сидеть в тюрьме".

Другой пример - расследование коррупционной схемы с недвижимостью. Власть приобрела домов на сумму почти в 100 млн грн., скрыв это решение от депутатов, а потом выяснилось, что каждое из этих зданий было вдвое дороже стартовой цены владельца. Сумма ущерба, нанесенного громаде Мариуполя, оценивалась примерно в 10 млн грн. Прокуратура открыла уголовное производство, но и оно не завершилось приговором.

Поэтому было понятно, что надо менять систему изнутри. И у активистов ИГ "Вместе" такая возможность представилась, когда в результате местных выборов они смогли завести в городской совет небольшую, но действенную команду, создав фракцию "Сила людей".

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-2

И первое, за что взялись активисты - стали разрабатывать новый регламент работы городского совета. Они бились с провластным большинством в сессионном зале за каждый пункт в вопросах доступа к публичной информации. Они давили на городскую власть, заставляли ее быть прозрачной, открывать для широкой общественности решения комиссий, постановления и тому подобное.

"Мариуполь действительно становился самым прозрачным городом в Украине с точки зрения деятельности власти. И происходило это не потому, что большинство того хотело, а потому что с одной стороны - давили мы, оппозиция, а с другой, нам удалось убедить власть, что прозрачность - выгодна для них. В условиях прозрачности для Мариуполя открывался путь к сотрудничеству с иностранными партнерами. И власть этим воспользовалась очень удачно", - отмечает Максим Бородин.

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-3

Город действительно развивался. Но полномасштабное российское вторжение все остановило, все уничтожило.

Война

"Наша общественная организация финансировалась за счет грантовых программ американских и европейских партнеров. Они предупреждали нас об угрозе российского вторжения. Нам конкретно говорили о собственной опасности, о существовании списка украинских активистов, которых Россия будет убивать в случае захвата города. Однако несмотря на предупреждения, никто не знал, в том числе и наши партнеры, какой именно будет угроза. Никто и представить не мог, что Россия будет вот так уничтожать город, забрасывая его бомбами. Уверен, такого не ожидал никто - ни на Западе, ни здесь, в Украине.

Лично я, когда услышал обращение Путина, понял, что надвигается что-то страшное. Надо было принимать быстрые решения, что делать дальше. У нас в организации такие решения каждый принимал для себя самостоятельно. Большинство членов организации решили вывезти семьи из города, а потом возвращаться и помогать, исходя из ситуации. Однако вернуться обратно уже не было возможности. Те, кому это все же удалось, помогали военным, полиции, волонтерили".

Сейчас члены ИГ "Вместе" разбросаны по разным городам Украины и Европы. Понадобилось время, для того чтобы собраться и возобновить работу.

Масштабы экологической катастрофы еще предстоит постичь

"Мы вернулись к проектной работе в конце 2022 года. Первым важным проектом, который реализовали, стал мониторинг экологических последствий российской агрессии в Мариуполе", - рассказывает Максим Бородин.

Экологическая проблематика не нова для организации. Сам Бородин занимается предметно и глубоко проблемами экологии Мариуполя с 2012 года. Он был одним из организаторов акции "Дайте кислорода!".

Уже в составе общественной организации его команда реализовала первый в Украине проект по онлайн-мониторингу выбросов металлургических комбинатов, собрав деньги вместе с громадой.  Позже пример мариупольских активистов унаследовали и другие организации страны.

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-4

Максим Бородин с сыном обрезает деревья возле школы в Мариуполе. Перед полномасштабной войной

"Исследование экологических последствий российской агрессии, которое мы сделали, получилось глубоким, фундаментальным. Мы собрали максимум информации, которая была возможна в условиях оккупации. Дальнейшая реализация проекта пока отложена из-за того, что деоккупировать Мариуполь быстро не получилось. Но я жду, что это время наступит. Масштабы экологической катастрофы, которую вызвала российская агрессия, станут понятны только после того, как мы попадем в город. Но мы должны помнить, что каждый день оккупации оборачивается тяжелыми последствиями. Только представьте, что уже два года в городе не работают канализационные насосные станции. Это означает, что все фекалии направляются в реки и море напрямую. Чем это обернется в будущем - трудно представить. Экология - не пуля, она не убивает сразу. Однако через 10 лет мы сможем посчитать, сколько людей убил экологический кризис, вызванный действиями российского агрессора в Мариуполе", - говорит Бородин.

Каждый россиянин должен заплатить за тот вред, который причинил мариупольцам

Полгода назад организация начала чрезвычайно важную работу. В команде работают очень мощные юристы, которые взялись за ведение дел о взыскании с Российской Федерации морального и материального ущерба, причиненного жителям Мариуполя.

Возможности организации ограничены, поэтому она не может помочь с исками и сопровождением в судах всем, кто в этом нуждается, однако активисты хотят проложить путь для всех мариупольцев, разработать схему, как действовать, чтобы каждый мог обратиться самостоятельно в суд и требовать возмещения от страны-агрессора.

"Мы составили группу истцов. Среди них есть гражданские, есть военные, бывшие военнопленные. Нам было важно отобрать таких людей, которые согласны тратить свое время на походы по инстанциям. Потому что наши юристы делают много, но они не могут полностью действовать вместо истца. Надо чтобы человек сам хотел добиться справедливости", - объясняет Бородин.

После этого юристы организации пишут иски, помогают в сборе доказательств, сопровождают мариупольцев в судах. Бородин говорит, что им приходится переводить на юридический язык такие страшные истории о пьянстве, издевательствах в плену, страданиях в блокаде, что юристы плачут, когда составляют исковые заявления.

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-5

Суды проходят в разных городах Украины, в зависимости от города проживания истца. Некоторые суды очень конструктивны в работе с такими исками. А в некоторых городах ведут себя очень странно. Например судья в Днепре советовал нам как-то помириться с Россией. Предложил прежде чем подавать иск в суд, обратиться в российское консульство и решить вопрос миром. А в Киеве судья попросила подождать час и не начинать заседание, возможно ответчик опаздывает. Уже не знаю, кого судья ожидала увидеть в зале - то ли Путина, то ли Лаврова".

Максим Бородин говорит, что было бы очень хорошо, если бы суды не подходили формально и не превращали эти процессы вот в такое "ожидание Путина". Потому что не исключено, что очень скоро им придется рассматривать такие дела тысячами. 

"Мы понимаем, что несмотря на полученные решения судов невозможно сразу получить деньги. Нужны механизмы. Но есть надежда, что в ЕС разработают такие механизмы для передачи российских замороженных активов Украине. И мы сможем получать компенсации из тех российских денег. Россия украла имущество сотен тысяч людей в Мариуполе. Решение судов - это серьезное основание международным юристам действовать. 

Кроме того, решение суда позволяет устанавливать настоящую сумму ущерба за утраченное имущество. Не такую, как предлагает украинское правительство в законе о компенсации разрушенного имущества, а настоящую стоимость того имущества. Решение украинских судов будут аргументом и для Международного суда в Гааге. Поэтому эта работа очень важна", - утверждает Максим Бородин.

Максим Бородин: Мы работаем, чтобы каждый мариуполец мог получить от россии компенсацию за все, что она натворила, фото-6

Он убежден: война закончится только тогда, когда ее последствия ощутит на себе каждый гражданин Российской Федерации. В том числе и финансовые последствия. И он надеется, что работа организации тоже помогает приблизить этот момент ответственности россиян за содеянное.

Поэтому они усиленно работают и над исками против РФ, и над контролем за деятельностью мариупольской власти. Единственное, о чем они пока не готовы говорить - это о будущем.

"Труднее всего говорить о будущем. Наша организация очень привязана к Мариуполю. Все, что мы делаем сейчас - мы делаем с мыслью о будущем возвращении в город.  Но, к сожалению, никто не знает, когда это произойдет и как.

Сейчас мы работаем в Трускавце, Киеве, Днепре... Конечно, мы стараемся помогать жителям тех общин, в которых живем. Но честно говоря, страшно привязываться к новому городу. 

Поэтому мы стараемся не думать о завтрашнем дне. Мы просто ежедневно делаем маленькие шаги для приближения победы. И это то, что держит организацию вместе. 

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мариуполь #Бородин #ОО Вместе #иски #россия
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Объявления
live comments feed...