На распутье…
Никогда не думала, что стану свидетелем новой революции. Мне почему-то казалось, что в 2004-м мы все окончательно и бесповоротно излечились от всяких иллюзий на этот счет. «Революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются отпетые негодяи». Эта фраза, сказанная британским писателем и публицистом Томасом Карлейлом, нашла свое полное подтверждение в новейшей украинской истории. Но самое страшное, что негодяи, которых вынесла на поверхность революционная волна 2004-го, породили еще большее зло – Виктора Януковича.
Годы реакции
Законы развития общества действуют безотказно, в отличие от украинских законов. Все, как в школьных учебниках истории. Сначала анархия, видимо, по ошибке в Украине громко именуемая демократией. А потом годы жестокой реакции.
Мы сами ее хотели. Большинство из нас. Устав от вечных споров и ссор в парламенте, от неспособности Ющенко-Тимошенко принимать хоть какие-то решения и двигать страну вперед, от бесконечных политических шоу, от вакханалии на местах, народ проголосовал за стабильность и жесткую вертикаль власти. Но честное слово, даже здесь, на востоке, люди не хотели того, что получили, – Януковича. Они хотели порядка и законности, а получили беспредел. Бывший уголовник не захотел жить по законам. Для него с приходом к власти ничего не изменилось, кроме масштабов. Раньше он жил по понятиям, управляя Донецкой областью, а потом решил этот опыт распространить на всю страну.
И у Януковича все получилось. Смотрящие, ручное управление органами власти, судами, милицией, воровство наших с вами бюджетных денег в таком масштабе, осознать который нам еще только предстоит. Наглое лоббирование бизнеса семьи. Пятисоткратное увеличение своих капиталов на фоне тотального обнищания страны в целом. Все бы продолжалось и дальше, не соверши он несколько роковых ошибок. Одна из которых – Европа, а другая – террор. И что бы там не говорили о геополитике, об интересах России, США и Евросоюза в Украине, не сомневаюсь, что все эти «интересы» ни к чему не привели бы, веди себя Янукович по-другому.
От экстремизма до сепаратизма
События последних дней вселяют тревогу. Новости из регионов – как вести с передовой. От востока до запада, от юга до севера в стране полыхают огни. Сотрудники СБУ, прокуратуры, судов сжигают документы, материалы уголовных дел и пр. Горят офисы политических партий. В Одессе сожгли офис Партии регионов, в Мариуполе разгромили офис «Батькивщины». В Запорожье, Днепропетровске, Николаеве снесли памятники Ленину, а там, где этого еще не сделали, монументы взяли под охрану милиция и коммунисты.
На востоке Украины представители региональной власти пугают страшилками о радикалах и экстремистах из западных регионов страны, якобы шатающихся по городам и поджигающих, громящих дома, магазины, квартиры мирных граждан. Представители власти, не оглядываясь на законы, призывают горожан объединяться в военные формирования, народные гвардии и защищать от «экстремистов» свои города. Например, в Луганске нардеп Ефремов лично возглавил «Луганскую гвардию». Беспрецедентные меры безопасности принимают и в Донецке. Здание обладминистрации в срочном порядке заваривают металлическими листами. Власти инициируют создание «Восточного фронта» - по примеру «Украинского фронта», организованного Добкиным и Кернесом в Харькове. К слову, харьковский фронт просуществовал недолго. Уже вчера вечером, вскоре после проведения нашумевшего съезда депутатов всех уровней, им же инициированного, «фронт» самораспустился. На странице в Фейсбук его представители сообщили о прекращении существования организации, об отказе от всех своих прежних призывов к федерализации и о готовности сообщить новому руководству СБУ компрометирующих сведений о Добкине и Кернесе, которые к тому времени уже покинули территорию Украины.
Опасаются экстремистов и в западной Украине. Во Львове, к примеру, уже имели дело с провокаторами-титушками, которые приезжают в регион и, маскируясь под евромайдановцев, осуществляют погромы. После нескольких таких фактов в городе организовали круглосуточное патрулирование улиц. Жители совместно с милицией пресекают любые попытки насилия и экстремизма.
В обществе поселился страх и недоверие друг к другу. И все это активно подогревается представителями региональной власти, которые сейчас кра йне заинтересованы в дестабилизации ситуации.
В крымской Керчи они организовали митинг под сепаратистскими лозунгами «Хотим в Россию». Слава Богу, в столице Крыма, Симферополе, пока спокойно.
В Кривом Роге прошел митинг под лозунгами «Фашисты не пройдут». Правда, и Януковича там не поддерживают. Митинги в его поддержку собирают от силы 100-200 человек на востоке и в центре страны.
Мудрые руководители в городах понимают: ситуация изменилась. Продолжая эскалацию противостояния, можно втянуть общество в длительный конфликт, который может перерасти в настоящую гражданскую войну. Риск разломить страну на три куска очень велик. А потому разумно отказались от провокационных призывов отдельных лидеров ПР вооружаться, отсоединяться и пр. и сосредоточились на решении очень важной сегодня задачи – обеспечении нормальной жизнедеятельности вверенных им населенных пунктов. В Мариуполе городской голова Юрий Хотлубей призвал всех к спокойствию. Назвал ситуацию в городе стабильной, спокойной и контролируемой. В Днепропетровске городской совет собрался на внеочередную сессию и поддержал отставку Виктора Януковича. Днепропетровские депутаты резко осудили сепаратизм.
Одесские депутаты местного совета массово выходят из состава Партии регионов. В Николаеве фракция ПР самораспустилась. В Запорожье мэр А.Син, который не так давно переметнулся из «Батькивщины» в ПР, также осудил и экстремизм, и сепаратизм, призвав всех к спокойствию.
Будем надеяться, что эти призывы возобладают в обществе. Пока же приходится констатировать, что мир очень нестабилен. И нас подстерегает опасность вспышки новых противостояний.
Есть несколько источников такой опасности. Известный донецкий блогер Денис Казанский разместил сегодня в соцсети сообщение о том, что в макеевском УВД участковые занимаются наймом бывших уголовников. Ставка 1000 грн. Задача: погромы и поджоги общественных мест в городе и области. «Участковый на "татарской нахаловке" (горняцкий район, окрестности МакНИИ и центрального рынка) не смог никого нанять - отказываются. По другим участковым информации нет", - пишет Казанский.
Аналогичная информация есть и по Луганщине. Адепты ПР не хотят уходить с миром, оставляя по себе «выжженное поле».
Другая опасность – вооруженный Правый сектор. Это главная страшилка в устах регионалов. Сформировавшись из националистических организаций, он тем самым дал почву для патологического отторжения на юге и востоке страны. В этих регионах любая, даже самая лучшая инициатива, исходящая от организации со словом «нация» в корне, приравнивается к фашизму. И с этим тоже надо что-то делать.
К сожалению, пока с трибун Майдана и Верховной Рады мы не услышали главного призыва - призыва к разоружению всех сторон конфликта. А это значит, что до сих пор остаются тысячи людей с оружием - и майдановцы, и вооруженные регионалами криминальные элементы, что никак не способствует миру и стабильности в государстве.
А дальше что?
Этот вопрос сегодня задают себе миллионы украинцев во всех уголках нашей страны. Возможна ли полная перезагрузка власти, о которой так много говорили и за которую, собственно говоря, и погибли десятки людей на Майдане?
Вчера из заключения вышла Юлия Тимошенко и прямиком на Майдан. Она говорила, как всегда, искренне, вдохновенно. Руки дрожат, слезы на глазах. Рядом с ней на сцене стояли Луценко, Турчинов, Порошенко. И от этой картинки возникло на мгновение стойкое ощущение дежа-вю. Все это мы уже видели в 2004-м. Так неужели все сначала? Стоило ли ради этого все затевать, стоять на площади в дождь и мороз, хоронить активистов, хоронить милиционеров, выполняющих дурацкие приказы своих начальников?
Мое глубочайшее убеждение: стране нужны новые лица, новые лидеры, не запятнавшие себя коррупционными скандалами. Лидеры, которые не ассоциировались бы ни с одним из регионов Украины – лидеры всей страны.
Если этого не получится, значит, Майдан стоял зря, и Томас Карлейл снова окажется прав.