Высоцкий впервые исполнил «Черное золото» на шахте им.Бажанова в Макеевке
Известно, что в Донецкой области Владимир Высоцкий побывал трижды. Воспоминания дончан о Высоцком публикует "Донбасс".
В августе 70-го по дороге в Гуляйполе его с товарищем Давидом Карапетяном случайно занесло в Макеевку.
Там Владимир Семёнович даже спускался в шахту им. Бажанова, а потом давал концерт в ДК и нарядной предприятия, впервые, кстати, исполнив «Чёрное золото». А в 73-м и 77-м были уже целенаправленные выступления - более 60-ти сольных концертов в театрах, Дворцах культуры, учебных заведениях, на заводах Донецка, Макеевки, Горловки, Константиновки, Дружковки, Жданова. Плюс - неофициальные. В том числе - для футболистов на учебно-тренировочной базе команды «Шахтёр».
Ту встречу, организованную зав. админотделом обкома партии Николаем Калединым (он тогда курировал «горняков»), прекрасно помнит легендарный незрячий тренер-массажист «Шахтёра» Владимир Ткаченко.
Все кто не равнодушен к фильмам, могут кино онлайн бесплатно смотреть в любое время.
- На «Кирша» Высоцкий выступал в небольшом кинозальчике, который на время превратился в концертный. Ребята рассказывали, что сначала он прогулялся по территории базы, потом попросил минералки - судя по всему, ночь выдалась тяжёлая… А ещё «заправился» чашкой кофе с коньяком. Олег Базилевич, бывший тогда главным тренером «Шахтёра», попросил, чтобы я размял Владимиру кисть. До сих пор помню пальцы барда! - уверяет Владимир Иванович. - Особенно большой правой руки, который был - сплошной мозоль. Ведь Высоцкий по струнам бил, как и жил, - нещадно.
Бард, которому подарили мяч с автографами всей команды, пел перед футболистами около сорока минут, исполнив полтора десятка композиций. Традиционно просил не включать магнитофон, ведь некоторые песни выдавал без «купюр». Известно, что сразу с «Кирша» Высоцкий собирался ехать в Краматорск. Но выступить там так и не удалось.
В приездах Высоцкого в наш регион немалая заслуга организаторов движения бардов «Большой Донбасс», в том числе и нашего города, напрямую общавшихся с Владимиром, - рассказывает основатель и руководитель (с 1972 по 95-й годы) популярного клуба авторской песни «Высота» (Краматорск), машиностроитель и музыкант, поэт и краевед Юрий Миленин. - Но у меня не заживает рана, нанесённая руководством горкома КПСС и горотдела КГБ, запретивших приезд Владимира Семёновича в Краматорск. Я знаю, что Высоцкий нас простил, но моя душа по сей день страдает...
В марте 73-го, дав в Донецке несколько концертов, бард стал выезжать по личному приглашению властей и партийного руководства в разные города области для встреч с общественностью. С нетерпением его ждали и в городе машиностроителей и металлургов, где всё должно было пройти в ДК НКМЗ.
- О приезде Высоцкого я договорился через работников облуправления культуры, - вспоминает Миленин. - Согласовал визит к нам и с организатором гастролей в Донбассе - директором областной филармонии Иваном Бадаянцем. Вроде бы не возражал и первый секретарь обкома Владимир Дегтярёв. После концерта певца в донецком драмтеатре меня на минуту проводили за кулисы. И мы договорились с Владимиром Семёновичем о времени и дате приезда.
Но вскоре Юрий Тимофеевич испытал горькое разочарование. Взволнованный начальник городского отдела культуры Эдуард Стеценко, сославшись на решение горкома КПСС и отдела КГБ, предупредил о невозможности приезда барда, приведя такой их «аргумент»: «Нам только этого антисоветчика не хватало!» Так и вышло, что Высоцкий до Краматорска не доехал…
«Когда вижу гитару, рука сама тянется»
Не секрет, что Высоцкого любили зазывать «на огонёк» сильные мира сего. И он таки давал приватные концерты... Об одном из таких рассказал «Донбассу» член Союза писателей и Национального союза журналистов Украины, автор семи романов, написанных в жанре психологического триллера, Владимир Кондратьев.
- Весной 73-го, когда я работал инженером-конструктором в одном из институтов, мне позвонил товарищ по Донецкому политеху Владимир Гулик. И ошарашил новостью: нам, «однокашникам», предложил пообщаться с Высоцким на загородной даче своего отца, большого тогдашнего начальника, человек из нашей студенческой компании (я бы предпочёл не называть фамилию). Годы учёбы в ДПИ были ещё свежи в памяти, так что собралось нас человек десять самых близких приятелей по вузу, - делится Владимир Викторович.
Ехали красиво - три представительные «Волги», а хвостиком - «Москвич». В последний и впрыгнул Кондратьев.
- Въехали в Волновахский район, свернули в лесок, - продолжает писатель. - Остановились в тихом месте. Шикарный дом, милиционеры с ну очень приветливыми лицами. Один катил по двору бочку, как мне шепнули, с уникальным крымским вином, которого в магазинах не сыщешь. Я так понял, что с хозяином дачи и его товарищами Владимир Семёнович уже пообщался. А теперь, значит, пришло время нас, молодых… Уже когда шли по двору, увидел барда. Он в беседке разговаривал с парой-тройкой солидного вида мужчин. Был в светло-серых брюках, светлой рубашке с короткими рукавами. Лёгкую курточку держал в руках… Нас провели на веранду, где четыре девушки и двое мужчин заканчивали сервировку. Стол был шикарный - чёрная и красная икра, осетрина, мяса видимо-невидимо, ещё какая-то вкуснятина ресторанная. Всё вокруг обставлено вьющимися цветами.
Едва войдя на веранду, Высоцкий улыбнулся, поднял руку и сказал: «Я вас всех приветствую! И сразу предупреждаю - петь не буду».
- Мы, конечно, немного приуныли, - признаётся Владимир Викторович. - Как вдруг появляется один из мужчин, бывших с бардом в беседке. С гитарой. И спрашивает: «Владимир Семёнович, куда её?» Он вздохнул и отвечает: «Давай сюда!» И сразу спел: «Штрафные батальоны». Так, как умел, - до мурашек по спине. Продирающе. Ударил последний аккорд, усмехнулся: «Обещал же не петь… А не могу - когда вижу гитару, рука сама тянется».
По словам Кондратьева, Высоцкий тогда выпил всего рюмку коньяка. Поел немного фруктов. И очень искренне отвечал на вопросы недавних студентов.
- Особенно мне запомнилось, как он объяснял, каким образом сочетает бардовскую и актёрскую деятельность. «Песни и роли друг друга дополняют, - рассказывал Владимир Семёнович. - Я когда песни произвожу на свет, тоже нахожусь в определённой роли. Если в неё не войду - песни не будет. Набренчать на гитаре может кто угодно, а вот создать образ - совсем другое дело». А потом усмехнулся: «У меня и жизнь так сложилась, что она - сплошная игра». Мы спрашиваем: «А когда же бываете самим собой?» Он на это: «Когда меня никто не видит».
Общение длилось чуть более получаса. Но запомнилось на всю жизнь. Уезжая, Высоцкий сказал: «Не прощаюсь». И действительно вернулся. В песнях, фильмах, стихах…