Не нашим умом, а Божьим судом…
За все в этом мире приходится платить. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Исключений современное мироустройство не делает ни для чего - ни для любви, ни для здоровья, ни для веры.
Нас настойчиво приучают: пришел в храм - помолись, заплати. И мы уже свято верим, что именно так и должно быть. А как же иначе? В условиях, когда церковь отделена от государства, она должна сама о себе заботиться, сама себя финансировать. Без наших пожертвований храмы придут в упадок. Но где грань между служением и стяжательством? Где заканчивается вера и начинается коммерция?
Родись, крестись, женись, умирай - на все попу деньги подавай
Разумеется, такого вульгарного понятия, как «прейскурант», в храмах нет, но факт таковой, как ни крути, имеется.
В Днепропетровске сам вопрос о «ценах» возмутил представителей церкви: «Откуда в храмах деньги и прейскуранты?» - удивился секретарь Днепропетровской епархии, священник Георгий Скубак.
«Прейскуранты в храмах — это наследие советского периода. Безбожная власть прошлого века, пытавшаяся показать по телевизору «последнего попа», добилась пренеприятной для церкви вещи — она превратила священнослужителя, который должен быть «соучастником искупительного подвига Христа», в обыкновенного чиновника от религии. Отсюда и прейскуранты цен на таинства и обряды», - подчеркнул священнослужитель.
Секретарь Епархии отметил, что в храме никто никого не заставляет что-либо приобретать, и в любом храме людям неимущим все услуги будут оказаны бесплатно.
Что для этого нужно? Как раз то, чего наши люди делать не хотят: попросить. «Скажу вам как священник, такое бывает крайне редко. И не от того, что для людей некая сумма денег перестала быть проблемой, а от того, что для человека, с молоком матери впитавшего истину – «за всё надо платить», – психологически очень трудно (почти унизительно) просить о снисхождении на бесплатное обслуживание». Ну а в итоге, если кто-то решил окрестить ребенка или обвенчаться, в наши дни это удовольствие сильно ударит его по карману.
В Николаеве, в православной церкви Великой Мученицы Екатерины, стоимость услуг венчания и крещения батюшка оговаривает индивидуально с каждым. К примеру, своим прихожанам и людям, у которых нет денег на пожертвования, церковь предоставляет услуги бесплатно. В среднем же пожертвование на нужды храма за таинство венчания составляет 200 грн. Стоимость крещения тоже договорная. В основном этот обряд стоит 150 грн. Крестный отец покупает ребенку крестик, освященный в храме. Крыжму, хлеб, свечи и соль должны принести родители. Кроме того, церковь принимает благотворительные взносы на строительство храма, исключительно добровольные.
А вот в соборе святого Симеона, здесь же, в Николаеве, крещение стоит 120 грн., но оговорка в том, что бесплатно батюшка может покрестить лишь в том случае, если у него найдется свободное время...
В соборе Успения Пресвятой Богородицы, во Львове, окрестить ребенка стоило 150-200 грн, из них 100 - священнику, остальное - благодарность пономарю. Пожертвование на таинство венчания колеблется от 200 грн. и выше. Хотя на западе Украины подчеркивают, что приобщиться к церковным таинствам можно и бесплатно. К примеру, семья Ткачишин-Кобитенко в храме Святой Троицы, во Львове, обвенчались, не заплатив за это ни копейки.
В Симферополе цены на церковные обряды строго фиксированы. Средний размер пожертвования остался на уровне 100-150 грн.
В храме Иверской иконы Божьей матери, в Кривом Роге, ответили, что в случае неимения средств у желающих окреститься, можно переговорить с батюшкой с глазу на глаз, и очень может быть, что обряд проведут бесплатно, «за спасение души человеческой». Для остальных же пожертвование на крещение ребенка составляет 150 грн. + 20 грн. нужно заплатить за Свидетельство о совершении обряда. Таинство венчания обходится криворожским молодоженам дороже - 260 грн. Однако, в разных храмах и цены разные. К примеру, в храме Рождества Пресвятой Богородицы пожертвовать храму за проведение таинства венчания необходимо не меньше 300 гривен. Крещение здесь стоит 110 грн., крыжма и крестик, опять же, - с собой. В храме Святого Апостола Андрея Первозванного условия те же, но пожертвование на венчание составляет 270-280 грн., а на крещение малыша - 180 грн.
В Харькове за отпевание умершего придется выложить от 100 до 200 грн., за венчание 250-300 гривен. Крещение 150-250 гривен, но есть индивидуальное крещение, оно дороже, не менее 500 гривен. Здесь также можно бесплатно исповедаться или заказать чтения псалтыря и сорокоуст. Это в принципе и есть самые дешевые обряды: заказная записка 10-15 гривен, сорокоуст 20 гривен (на 40 дней), 80-100 гривен на год. Чтение псалтыря примерно по такой же по цене, как сорокоуст (он читается только в монастырях). Заказная панихида 15-20 грн (за упокой), заказной молебен о здравии также. Соборование стоит около 20 гривен.
Святые отцы и другие церковные деятели заявляют, что такая стоимость услуг вызвана необходимостью содержать и строить храмы. В то же время, священники уверяют, что если у человека, который обратился в храм по поводу венчания, крещения и других церковных обрядов, нет возможности оплатить процедуру, обряд проведут бесплатно или за добровольный взнос, который прихожанин сможет оплатить.
При всем этом, в харьковских храмах еще существует «особая услуга», нестандартная для христианства, так называемое «развенчивание». Она самая дорогая, как говорят священнослужители, потому что самая сложная и тяжелая. Цена такой услуги составляет около 1000 гривен, а то и 2000 – все зависит от церкви.
В Донецке священнослужители утверждают, что фиксированной цены на церковные обряды не существует. Но, конечно, лукавят, и перед собой, и перед Богом. Спросив в любой церкви стоимость таких услуг, как крещение, венчание, отпевание и т. п., вы получите конкретный ответ. В случае, если человек не располагает той суммой денег, которую называют в храме, но хочет окреститься, ему не откажут, проведут обряд бесплатно, возможно, вместе с другими людьми, которые вносят пожертвования за него. По крайней мере, так говорят. Сколько же на самом деле в Донецке проводят бесплатных обрядов, сие неведомо.
Дороже всего в Донецке все требы обойдутся в центральных храмах, на периферии их стоимость ниже. К примеру, в Свято-Николаевском соборе стоимость крещения составляет 420 грн., венчания -710 грн. В церквях, что находятся в отдаленных районах города, эти услуги будут дешевле практически на треть.
В свете такого подхода к делу, хочется спросить: а что вообще в Святом Писании сказано о «пожертвованиях»?.. Александр Таненков, православный журналист из Мариуполя и руководитель клуба «Возрождение духовности» рассказал, что церковный Канон в принципе запрещает всякие денежные вспоможения церкви, а особенно торговлю благодатью Божьей. Каноны церкви вообще запрещают «торговать». Человек на входе в храм может пожертвовать, сколько может. И все. Он не должен платить за венчание, крещение и прочее (!!!). Однако в храмах сегодня не любят вспоминать Каноны (что для священнослужителей является своего рода Конституцией). Здесь устанавливают расценки, и совершенно не понятно, как просчитывается при этом себестоимость услуги. Почему раньше надо было заплатить, грубо говоря, 50 копеек, а сейчас 2 грн.? Душа человеческая — что, дорожает согласно курсу доллара?
Говорить об этом в храмах не хотят. Иначе можно договориться до такого, что придется отвечать, зачем, к примеру, в Одессе, в епархии установили сауну на территории храма? И почему в храм не пускают нищих и бездомных? Их фактически отлучили от церкви, ведь они не могут заплатить...
Почем опиум для народа?
Сегодня в храмах торгуют не только услугами, но церковной атрибутикой. Торговля идет бойко. Хотите знать «почем опиум для народа»?
В церквях реализуют свечи по цене от 1 до 5 грн. Хотя есть свечки и дороже, к примеру, в том же стольном граде Киеве можно найти свечу и за 20 грн.
В храмах продают серебро – крестики, ладанки, кольца с гравировкой «Спаси и сохрани», иконы. К примеру, в Кривом Роге, свадебный комплект икон (2 шт.), которые вместе образуют не больше половины листа А4, стоит 200 гривен.
В Николаеве, чтобы провести обряд крещения, крестный отец должен купить ребенку крестик, который в церкви стоит от 5 грн до 400 грн. Икона для крещения здесь стоит от 5 грн до 500 грн. Молитвенник тоже не безвозмездно - один, правда, батюшка дает бесплатно, ну а второй уже нужно покупать (цена - от 30 грн.).
Однако без этих услуг храмам не выжить, говорят священнослужители. В Луганске архиепископ Митрофан, управляющий местной епархией, не видит ничего плохого в торговле религиозной утварью. По его мнению, это сделано «прежде всего, для удобства прихожан, все эти товары освящены». Что касается пожертвований за церковные таинства и обряды, то устанавливать тарифы на их недопустимо, - считает архиепископ, но тем, кто в состоянии пожертвовать некую сумму, стоит это делать. Архиепископ Луганский и Алчевский напомнил, что именно за счет пожертвований и оплаты обрядов церковь и живет, это один из основных источников дохода. И здесь же упрекнул торгашей: «Иконы и свечи продают и на базарах, но там все неосвященное, там люди делают бизнес, думая о собственном обогащении!». Церковь же, получается, бизнес не делает. Все исключительно для людей, но жить ведь на что-то нужно. Так священнослужители и превращаются в чиновников от религии. Плюс ко всему еще и неплохо зарабатывают.
В том же Луганске получил известность эпизод, в котором фигурировали непосредственно служители церкви. Священники ходят по торговым рядам рынка и освящают прилавки святой водою, а в коробку для пожертвований благодарные и богопослушные продавцы опускают скромную мзду на благо храма…
В таких действиях православие уже граничит с обрядовым исполнением. Александр Таненков подчеркивает, что это не догма, к которой нас пытаются приучить: пришел в храм, заплатил деньги. Это кощунство над православием! Православная культура — это не территория храма (а в вышеописанном случае священник – это не господь Бог). Православие - это способ мысли, умение «правильно славить» Бога, жить по заповедям, а если люди этого не знают, то это уже не православие. Это коммерция.
Церковное закулисье
В наш век товарно-денежных отношений личное благосостояние окружающих заботит нас порой даже больше, чем наше собственное. Ну, а когда дело касается чиновника или священнослужителя, для любителей почесать языки это просто джек-пот! Особенно когда герои сих былин старательно и регулярно подкидывают свежий кусок мяса в котел, где варятся сплетни.
О своем благосостоянии священники чаще умалчивают. И, тем не менее, достоянием общественности то и дело становятся машины представительского класса, на которых разъезжают некоторые служители культа, скандалы, связанные с представителями духовенства и а то и целыми религиозными общинами.
В Кривом Роге о руководителе местной епархии архиепископе Ефреме известно не много, и делиться информацией личного характера в секретариате не очень-то и хотят. Зато «коллеги» архиепископа из других храмов, рассказывая о своих «жигулях», таинственно вздыхают: «Ну, мы же не Ефрем…»
На тему личного достатка говорит неохотно и отец Николай, настоятель храма Покровы Пресвятой Богородицы. Не потому, что шикует, а не хочет, чтобы это обсуждалось в миру. Да, живет в квартире, да есть личный автомобиль, не «Мерседес», конечно, но марку не называет. По словам отца Николая, если человеку под 60 лет, то вполне нормально, что он нажил и заработал на машину. Главное, по его словам, чтобы человек оставался человеком. Особенно священник.
Более словоохотлив оказался Олег Фишер, пастор Криворожской евангелистско-лютеранской немецкой церкви. Олег Эдуардович честно поведал и об авто, и о зарплате и об условиях проживания. Живет пастор в 5-этажном особняке, который построил сам. В доме 80 квартир, одна из которых и принадлежит ему. Есть машина - «ВАЗ-21043», которая, правда, принадлежит храму. И микроавтобус, аналогично. Пастор получает зарплату, которая со всеми вычетами в пенсионный фонд, налогами и пр. составляет 1200 грн. Пастор также рассказал о ежеквартальных отчетах в налоговую, где указывается сумма пожертвований прихожан храма, и куда потрачены эти деньги. Одним словом, все четко и ясно. Если прихожане жертвуют средства на нужды храма, то могут быть уверены, их деньги никто не прикарманит. Почему-то настоятели храмов неправославных конфессий более откровенны. Возможно, им нечего скрывать, в отличие от наших родных православных батюшек?
Настоятель Свято-Преображенского кафедрального собора в Днепропетровске Ярослав Денека на нашу просьбу рассказать о том, на чем ездит и на что живет, поначалу даже и отвечать не хотел. Но потом все же рассказал. «Раньше ездил на стареньких «жигулях». Машина часто ломалась, из-за чего часто опаздывал к прихожанам. Ведь служение священника - это не только литургии. Нас часто приглашают отправить требы на дому. Иностранный автомобиль - он экономичный и в плане топлива, и в плане расходов на ремонты. Поэтому приобрел себе иномарку», - говорит отец Ярослав.
Что же касается зарплаты, священник утверждает: кормится с прихода. Чем больше пожертвования прихожан, тем больше себе может позволить и настоятель.
В Николаевском районе нacтoятeль xpaмa Cвятыx aпocтoлoв Пeтpa и Пaвлa в ceлe Пeтpoвo-Coлoниxa oтeц Бopиc (Kaшиpoв) вeдeт нe тoлькo выcoкo дyxoвный, нo и aктивный cвeтcкий oбpaз жизни, о чем cвидeтeльcтвyют eгo фoтoгpaфии c зaгpaничныx кypopтoв, кoтopыe cвящeннocлyжитeль выклaдывaeт в coциaльныx ceтяx. Ha лeтниx фoтo пpoтoиepeй paзъeзжaeт нa инoмapкe, кyпaeтcя в бacceйнe, oбeдaeт в pecтopaнax, пoceщaeт экcкypcии, плaвaeт нa кopaблe и дaжe кyпaeтcя в пeнe нa тeмaтичecкoй вeчepинкe. A тaкжe нe зaбывaeт бывaть в мecтax пaлoмничecтвa, нa Cвятoй зeмлe, и в лeгeндapныx xpaмax пpaвocлaвнoй Гpeции.
Отeц Бopиc yжe мнoгo лeт являeтcя зaвceгдaтaeм paзличныx cвeтcкиx мepoпpиятий в гopoдe и личнo знaкoм co мнoгими никoлaeвcкими чинoвникaми и бизнecмeнaми. Kpoмe тoгo, кaждый почитает зa чecть пpиглacить cвящeнникa, чтoбы тoт ocвятил бизнec никoлaeвcкиx пoлитикoв нaчинaя oт pecтopaнa или aвтoмoйки, бaзы oтдыxa в Koблeвo или жe кaзeннoгo кaбинeтa и oбыкнoвeннoгo кoлбacнoгo цexa. Естественно, что за такие услуги батюшку щедро благодарят.
Примерно той же политики придерживается в Донецке управляющий местной епархией УПЦ (Московского Патриархата) митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион, который абсолютно не скрывает от народа, что ездит на черном джипе "Кадиллак". Как раз на нем митрополит приехал открывать елку в центре Славянской культуры в Донецке. Автомобиль был припаркован возле центрального входа в центр.
Стоимость такой машины – около $100 000. Еще на руке митрополита были замечены часы марки Franck Muller, которые стоят даже дороже, чем автомобиль. Похожая модель часов на сайте-продавце стоит 150 тыс. евро.
Тем временем в Бердянске, Запорожской области, разворачивается крупный церковный конфликт. И хотя сначала может показаться, что деньги к нему не имеют отношения, это не так. Прихожане храма во имя Святой Троицы вступили в открытый конфликт с депутатом горсовета Александром Македонским. Конфликт разворачивается вокруг личности настоятеля храма отца Олега, которого якобы захотел сменить Македонский, против чего и выступила церковная община.
Александр Македонский – успешный предприниматель, бывший заместитель городского головы, и, что главное, именно он был основным спонсором строительства храма во имя Святой Троицы. Так почему же ему теперь не бросить политику и не податься в священнослужители? В церкви бизнес пойдет не хуже. Теперь прихожане угрожают бывшему собрату информационной войной, угрозами распространения информации о неблаговидных делах семьи Македонских…
Коррупция и стяжательство процветают и в храмах Крыма. Здесь воруют деньги, а за прихожанами следят видеокамеры. В Симферополе священники обратились к гражданам с просьбой быть внимательнее во время богослужений - две воровки орудовали во время служб, доставали из сумок и карманов кошельки и ценные вещи. Выявить злодеек помогла система видеонаблюдения в храмах (!), а опознали их сами пострадавшие...
Здесь же в Крыму разгорелся скандал на почве земельных отношений. В прошлом году в Алупке священник выселял местного жителя с его участка. Петр Нургельдиев 19 ноября написал открытое письмо прокурору Крыма Вячеславу Павлову и объявил о начале голодовки. С 2010 года мужчина, у которого двое детей, безуспешно пытается отсудить часть своего участка, который занял отец Валерий, гражданин РФ, вроде как на основе договора аренды (с местным горсоветом). Священник возвел бетонный забор на участке крымчанина и прикрывается договором аренды, который противоречит логике — как чужой участок могли отдать в аренду?
В Одессе скандал, связанный со священником, принял очертания, близкие к разврату и пошлости. Здесь одна из обманутых прихожанок не захотела молчать и теперь пытается доказать в суде, что местный батюшка - отец ее двоих сыновей. Прихожанка второй год судится с монахом Свято-Ильинского мужского монастыря РПЦ, который не желает признавать отцовство двоих детей. На начало июня 2012 была назначена экспертиза ДНК, на которую загулявшего монаха должны были доставить принудительно, но он сбежал. В епархии уверяют: уехал в Россию, в милиции разводят руками: нам его оттуда не достать.
Закулисные дела в Свято-Покровском храме в Запорожье 3 года назад всколыхнули всю Украину. Здесь прогремел мощный взрыв, который унес жизнь 80-летней монахини Людмилы, находившейся у входа в монастырь. Еще девять человек были ранены. В организации взрыва обвинили трех пономарей этой же церкви. Потом, правда, обвинение стало разваливаться, но репутация храма была конкретно подмочена этими событиями, имеющими под собой, как это ни странно, денежную подоплеку.
Через некоторое время после начала судебного процесса, всплыли факты, которые немного пролили свет на возможные причины взрыва в храме. Речь идет о земельном конфликте между церковью и торговым домом «Амстор», которому религиозная община и по сей день остается должна миллион гривен. За 2 года до взрыва Свято-Покровская община продала землю «Амстору» примерно за 8 млн. грн. и взяла задаток в размере миллиона. Потом сделку расторгли, но миллион не вернули, мотивируя это тем, что деньги потрачены на реконструкцию храма.
А вот в Сумах Епископ Конотопский и Глуховский Лука перешел все границы. Священник во время Литургии привселюдно назвал раскольником и проклял настоятеля кафедрального собора чужой епархии и всех, кто с ним молится. Несколько секунд тишины, после чего прихожан накрыла волна негодования. Люди разделились на два лагеря, одни откровенно гнали прочь владыку, другие, пусть и не оправдывали его поведения, требовали продолжения богослужения. И никто не вспомнил про Божьи заповеди, одна из которых - не произноси ложного свидетельства на ближнего своего…
Мы живем в мире, где священники продают за доллары индульгенции убийцам, разъезжают на машинах бизнес-класса, проклинают привселюдно своих коллег, а заодно и журналистов, которые пишут об их грехах, грешат с женщинами и не соблюдают ни одного поста...
Так кому и на какие нужды верующий народ жертвует свои кровно заработанные копейки? Священникам из политики, раскольникам или бывшим рок-музыкантам в рясах? Беспринципным альфонсам, которые без тени смущения открещиваются от собственных детей?
Конечно, нельзя грести всех под одну гребенку. И среди служителей культа немало истинно верующих людей. Молва о таких священниках передается из уст в уста. За их напутственным словом едут за сотни километров.
Однако для большинства людей сегодня церковь и Бог - две параллельно существующие реальности. Церковь - лишь институт власти. А Бог и вера - они в душе, и к служителям культа не имеют никакого отношения.