17:36, 15 січня 2012 р.

Привет из будущего

«К нам необратимо, как футбольный мяч в ворота соперника, летит Новый, 2012 год!»
Губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий
(Из выступления перед воспитанниками школ-интернатов)

Донецкая область была и остается прообразом Украины будущего, полигоном, на котором отрабатываются опытные модели идеальной страны в представлении Виктора Януковича. То есть такой страны, где все (добровольно или под страхом кары) — честные, и только он один — хитрый. В виде исключения узкому кругу особо доверенных лиц позволяется временно побыть почти такими же хитрыми. Сообщает «Зеркало недели».

Путь к цели обозначился вполне ясно и четко: следующим этапом развития вертикали власти должно стать создание неформальной, но очень прочной системы управления. Например, в Донецкой области фактически введено прямое бизнес-правление. То есть кадровых бюрократов к важным вопросам не подпускают и на пушечный выстрел. Все решают внезапно взлетевшие на высшие посты люди, к государственным делам отношения не имевшие.

Выходцы из бизнеса. Пользуясь термином сталинской эпохи — выдвиженцы. Те самые люди, которые на руководящих постах в коммерческих структурах вредили только репутации Донбасса своей специфической манерой ведения бизнеса. Теперь им доверили рычаги власти. В сочетании с привычками решать вопросы без сантиментов — гремучая смесь.

И это заметно даже постороннему глазу. Львовские коллеги, побывавшие в Донецке не так давно, свои впечатления подытожили так: «У нас тоже что-то похожее намечается. Но у вас все совсем по беспределу…». И добавили: «А каждому из тех, кто здесь живет, памятник надо поставить».
Только это будет памятник не прошлому, а будущему.

…Дружить с умными людьми приятно. Зачастую — полезно. Но иногда — грустно. Потому что умные люди не говорят глупостей. И от их слов, высказываний и оценок нельзя отмахнуться с легким сердцем. Скажем, трудно остаться оптимистом, когда очень умный, высоко¬интеллекту¬альный и во всех смыслах замечательный человек в новогоднюю ночь поздравляет «С Новым, 1937 годом»…
Не хочется верить. Точнее, хочется не верить. Но не выходит. Поневоле начинают выстраиваться параллели и аллюзии.

Нашествие выдвиженцев — поднятых из грязи в князи и полных готовнос¬ти рвать клыками ради того, чтобы оправдать высокое доверие? Да пожалуйста — ни у кого из тех, кто сегодня является первыми руководителями Донецкой области, стаж на государственной службе не превышает двух лет. Есть даже рекорд карьерного роста — в замы губернатора за 27 дней с момента присяги. «Стремительным домкратом», так сказать.

Кадры как на подбор: стильные галстуки, холодные взгляды и трех-четырехлетние лакуны в официальных биографиях, приходящиеся как раз на середину и конец 90-х…

Расправа со старой гвардией? И этого сколько угодно — новый год начали с одного увольнения и одного громкого «взяточного» дела. Тренд только поменялся: раньше под топор шли японские шпионы, а сейчас коррупционеры, саботирующие реформы.

Удушающая атмосфера страха и подозрительности? С этим вообще никаких проблем! Чего стоят одни сетевые бомбисты, обещавшие взрывы в Донецке 22 ноября 2011 года. Но на одну деталь внимания не обратили: указанная дата давно минула, а усиленный режим безопасности в Донецкой области не снят до сих пор. Автор этих строк, например, несколько раз подвергался проверкам на вокзалах.

Борьба с вольнодумством? Список митингов, запрещенных судами, постоянно пополняется. Карают (к счастью, административно) даже за публичное пение украинских песен в День независимости. А 9 декабря, во время чернобыльской голодовки, так и вовсе прозвучала сакраментальная фраза «больше трех не собираться».

Горький парадокс ситуации заключается в том, что капитал взял на вооружение те же методы, которыми его хотели победить. В мировом масштабе.
Власти даже не пытаются делать вид, что им интересны нужды граждан. Они даже перестали граждан называть гражданами. Сейчас в ходу термин «население». Жизненный уровень населения, платежеспособность населения…

Весьма показательна в этом отношении многосерийная криминальная драма с ограблением банков. И не в том дело, что в нынешние времена некоторые посетители являются в банк не с квитанцией, а с автоматом. Не зря же Google-переводчик с украинского переводил «Донецьк» как Chica¬go. Потом, правда, исправили. Зачем-то.

Гораздо интереснее реакция властей. Произошло ЧП. Резонансное и жуткое. Погибли люди. Как надо на это реагировать? И надо ли? По логике — да. Как минимум — призвать граждан по возможности не посещать банковские учреждения, а пользоваться сервисами дистанционного обслуживания. Как максимум — изучить проблему безопасности банков всесторонне (случай-то не единичный, налицо системная тенденция). И предложить профилактические меры. Собрать банкиров и поставить вопрос ребром: граждане толстосумы, если вам плевать на убытки от грабежей, потому что страховка все покроет, — ваше дело. Но страдают люди, за жизнь и здоровье которых мы как представители государства несем ответственность. Потому так нельзя.

Что из всего этого было сделано? Ничего. Страховка все покрыла, а безработных экономистов сейчас вузы наштамповали столько, что кадров хватит с лихвой, даже с учетом возможных «боевых» потерь. В современном мире, говорят, все решают деньги. Деньги решили, что нет повода для суеты. Да, милиция кого-то поймала. Тех или не тех — предмет для долгоиграющей дискуссии, как в деле макеевских террористов.

Чем после налета, унесшего жизни пяти банковских клерков, занималась власть? Из материалов на официальном сайте Донецкой ОГА следует, что руководители области после этого жуткого инцидента посещали новогодние утренники, поздравляли жителей с праздниками, провели совещание с коммунальщиками, доложили о спортивных достижениях в 2011 году. Еще публично отчитались о посещении новогодней елки под эгидой митрополита УПЦ МП — в рамках отделения церкви от государства.

Только 10 декабря собрался на заседание межведомственный штаб по вопросам безопасности и правопорядка. Наконец-то! Но нет — обсуждали подготовку милиции к Евро-2012…

Такое демонстративное игнорирование актуальных вызовов современности не могло не привести к тому, что вместо целостной политики действия властей представляют собой бессистемные метания и кампанейщину. Еще 22 декабря губернатор Донецкой области Андрей Шишацкий громко и публично поручил ликвидировать все подпольные залы игровых автоматов до Нового года. Но потом забыл сделать самое главное — поинтересоваться, было ли сие исполнено, и сообщить о полученном ответе жителям региона. Именно отсутствие второго пункта позволяет говорить о том, что это решение принималось не на основании запросов и потребностей граждан.

Потребности «населения» теперь вообще не изучают. Их назначают. Исходя «из финансовых возможностей бюджета». Чтобы еще раз доказать преемственность донецкого опыта и событий в стране, уместно вспомнить, что именно в До¬нецке во время чернобыльских протестов с ликвидаторами фактически торговались. Обсуждалась и сумма, и количест¬во получателей. Доторговались до миллиона на всех обитателей палаточного городка.

Старшие товарищи в Киеве методику оценили. В итоге, как известно, Конституционный суд признал за Кабмином право вручную регулировать социальные выплаты.

Что дальше? А дальше — реформа здравоохранения. В текущем году, по предварительным данным, в Донецкой области могут закрыть семь роддомов. Не загружены, мол. Неэффективны с точки зрения бюджетных затрат. И тут хорошо бы подумать, как бы их «загрузить» — ведь обещал же Виктор Федорович в своей предвыборной программе, что нас опять будет 50 миллионов! Но нет. Во главу угла ставится финансовый аспект.


А между тем эксперименты со здравоохранением уже аукнулись. В «Скорой помощи» в Мариуполе столкнулись с тем, что ввиду затянувшейся передачи этой службы в областное подчинение бензина осталось на сутки, но новых поставок пока не предвидится. Врачи запаниковали… Есть отчего — и до «реформы» из всех видов медицинской помощи даже в относительно благополучном Донецке гарантированно можно было рассчитывать на койку в палате и консультации врачей. Остатки порядочности и верности клятве Гиппократа позволяли медикам не требовать ничего лично себе. Но лекарства, питание и бытовые нужды пациентов финансировались самими пациентами.

И опять Донбасс показал пример стране. Через неделю нечто похожее произошло в Одессе. Только там реорганизовывали аварийные коммунальные службы. В итоге аварийщики на вызовы уже не ездили, а новая структура еще не приступила к работе…

Попытки бороться с этой тупой махиной бессистемного «реформирования» листовками, плакатами и акциями протеста обречены на провал. Нельзя докричаться до глухого. Невозможно достучаться до тех, кого не образумила даже смерть во время акций протеста месячной давности.

Во время той самой сессии областного совета, на которую так и не попали коленопреклоненные чернобыльцы, депутаты потратили на обсуждение проблем ликвидаторов полторы минуты — похвалили друг друга за то, что не допустили политических провокаций. Зато животрепещущий вопрос, какой же грамотой следует наградить своего однопартийца — обычной или почетной, занял добрых минут десять. Более наглядной демонстрации системы приоритетов и желать нельзя.

Но самое трагичное, что даже люди, желавшие остаться в стороне от этой вакханалии порядка, становятся ее невольными участниками. А после — и добровольными. Книги о достославных деяниях Виктора Януковича выходят не по указке сверху, а по инициативе снизу. Ученые советы Донецкого университета единогласно осуждают действия профсоюза, который требует отставки и.о. ректора за незаконные увольнения тех же самых ученых. «Коллеги, вы нас очень подвели», — сказали в областной администрации журналистам местной газеты, которые позволили себе намекнуть, что в Донецке не так все радужно, как выглядит в отчетах. И раскаяние «коллег» было искренним и неподдельным…

Мучит только один вопрос: «Как?». Какие тайные пружины и секретные кнопки в человеческой душе знают эти полные безадресного энтузиазма выдвиженцы? Почему вдруг люди (и неплохие, в общем, люди, не то чтобы образцы морали и святости, но вполне приличные и не лишенные, казалось бы, принципов и убеждений) начинают решительно клеймить и гневно осуждать все, что скажут? С непонятным ожесточением давят друг друга? С серьезными лицами занимаются ерундой, но при этом ни на секунду не дают повода усомниться в своем живом соучастии в происходящем? Чинопочитают и раболепствуют? Своими руками творят культ личности без личности?

Вопрос не праздный. Потому что в будущем и в масштабах страны будут требовать того же — не сдаться под напором грубой силы, а отдаться доброволь¬но. Массовая мобилизация чиновников Ивано-Франковской (!) области в ряды партии — это только первая ласточка…

Евгений Шибалов

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...