В донецком поселке каждая вторая цыганская семья содержит в рабстве одного, двух или трех граждан
По имеющимся неофициальным сведениям, в поселке Новотроицкое Волновахского района содержится около двух десятков работников, которые низведены до состояния бессловесной скотины. Сообщаетdonbass.ua
Бомж Кругленко на боевом посту
Докучаевского бомжа Владимира Кругленко нельзя назвать вконец опустившимся бродягой. Он не собирает на мусорниках пустые бутылки, не употребляет горячительных напитков и не клянчит милостыню у прохожих. Несмотря на свои семьдесят два года, Владимир Серафимович зарабатывает кусок хлеба насущного собственными руками, и при этом еще содержит двух псов и одного котенка. Правда, живность, как и их кормилец, не отличается особой упитанностью, - здесь, наверное, сказывается то обстоятельство, что одну пайку приходится делить на четверых.
Еду время от времени привозит хозяин заброшенного предприятия, он же несколько раз навещал Кругленко в больнице, куда тот попал после схватки с ворами. К чести местных органов охраны правопорядка, их сотрудники задержали граждан, нанесших серьезные увечья пожилому человеку. Как рассказал корреспонденту «Донбасса» первый заместитель начальника горотдела Дмитрий Заремба, налетчики получили по заслугам, а сам Владимир Серафимович вновь заступил на боевое дежурство по охране развалин.
С пострадавшим мы встретились в каморке бывшего цеха по производству пенобетона, которую прежде занимала нормировщица. Как и подобает мужчине, перед началом рабочего дня Владимир Кругленко брился перед совершенно крошечным зеркалом. Память у него оказалась отменной. По крайней мере, сторож вспомнил не только мое имя, но и день, когда я навестил его в больнице. Правда, мой новый визит он воспринял с долей недоумения. Пришлось объяснить:
- О вашем незавидном положении я позапрошлым летом рассказал городскому голове Игорю Скорбилину. Тот пообещал оказать посильную помощь и даже дал соответствующее поручение подчиненным...
- Об этом впервые слышу. Никто ко мне не приезжал и не вызывал к себе... Мне бы документы забрать, они у прежнего хозяина в поселке Новотроицкое. Но опасаюсь, что их просто не отдадут... Бывший работодатель так и заявил: «Польстился на спокойную должность сторожа в Докучаевске, поэтому проваливай. А паспорт и пенсионное удостоверение пусть побудут у меня, пока не образумишься». А какой мне смысл возвращаться, силы уже не те, да и кость ноги, похоже, плохо срослась. Если бы при случае заехали в поселок... Я вам сейчас адресок на бумаге черкну. Вот только добреюсь...
Но бродяга бесследно исчез
Случай такой вскоре представился. Собственно, я еще под занавес минувшего года собирался проверить информацию о том, что в волновахском поселке Новотроицкое некоторые местные жители содержат нелегальных работников. Данный факт подтвердил поселковый голова Александр Ворожбит:
- Особых проблем эти граждане не создают, - сказал он. - В частности, ни один из них ни в чем предосудительном замечен не был. И в то же время не следует делать вид, что все благополучно.
Аналогичного мнения придерживается участковый инспектор, старший лейтенант милиции Дмитрий Передирий:
- Точное количество нелегальных работников неизвестно. Хозяева их прячут в случае появления сотрудников органов правопорядка, да и сами они не ищут встречи с нами. Могу лишь сказать, что каждая вторая цыганская семья имеет в услужении одного, двух или трех граждан. Бродяги сюда прибиваются иногда самостоятельно, но чаще их подбирают на свалках и в прочих «злачных» местах.
Рейд под предлогом проверки паспортов начинаем с небольшой усадьбы. На зов появляются усатый гражданин и молодайка. Узнав о цели визита, она идет в дом и вскоре возвращается с двумя паспортами в руке.
- Нет, работников не держим, - отвечает женщина. - Был такой года три назад, а сейчас никого.
Следующая остановка - на соседней улице у капитального дома со множеством пристроек. Завидев представителя власти, не старый еще мужчина в потрепанной одежде торопливо скрывается в пристройке.
- Я сейчас, - бросает он на ходу.
Прождав пять минут, стучим в захлопнувшуюся дверь. Как и следовало предполагать, неизвестный обвел нас вокруг пальца. В комнате без окна - нехитрая мебель, кровать с тряпьем вместо одеяла и лаз в подпол. Появившийся хозяин славянской наружности загадочное исчезновение постояльца объяснить не может:
- Леший его знает, куда он подевался... А может, вам просто почудилось?.. В подвал спрятался? Проверить бы, да фонарика нет.
И все-таки искомый объект обнаруживаем прямо на улице. Внешне - типичный бродяга. Одет не по сезону, обшлага куртки лоснятся, нос, как у боксера-профессионала, несколько свернут на сторону. Начинает что-то говорить о матери, которая якобы три месяца назад купила здесь дом, но с тех пор не дает о себе знать.
- Кормлюсь по людям, - жалуется парень. - Кому огород вскопаю, навоз за скотиной почищу, кому дров наколю. Что дадут, тем и сыт. Вот только уши без курева опухли...
Посадили воришек на цепь
О своих мытарствах молодой человек рассказывает со всеми подробностями. Сложилось впечатление, что он нарочно занимал время рейдовой группы, чтобы весть о ее появлении докатилась до противоположной околицы. И действительно, улицы словно бы вымерли, во дворах тоже ни единого человека. Не открыли дверь нам и в доме, адрес которого записал на клочке бумаги Владимир Кругленко.
- Я бы советовал отложить рейд до весны, - говорит Дмитрий Передирий. - Когда начнутся работы в огородах, нетрудно будет выявить пребывающих в услужении граждан.
Впрочем, тенденция к рабовладению прослеживается не только в Новотроицком. Могу без подготовки назвать фамилии полутора десятков жителей Волновахи, Докучаевска, Старобешева, у которых имеются работники. Как правило, они выполняют всю черную работу, ухаживают за скотом и приусадебными участками. Наиболее распространенная форма оплаты - тарелка супа и крыша над головой. Наказание за оплошность определяется хозяином. В частности, известен случай, когда арендатор приковал уличенных в воровстве овощей работников к дереву в полезащитной полосе. По имеющимся сведениям, за пять дней отсидки бедолаги съели траву и листья на расстоянии вытянутой руки.
И в то же время тарелка супа и ночлег предпочтительнее подобранной на помойке корки хлеба. Поэтому новоявленных рабовладельцев можно упрекнуть лишь в том, что они откровенно недоплачивают за труды тяжкие, а заодно вершат суд и расправу по собственному усмотрению. К сожалению, власти на местах не имеют достаточных полномочий, чтобы в корне пресечь нарушение прав лиц без определенного места жительства. А сами они, если не считать происшествия с Владимиром Кругленко, за помощью в правоохранительные органы не обращаются.
Однако безвыходных ситуаций не бывает. В этом отношении весьма показателен опыт соседей-белорусов по возвращению бомжей к нормальной жизни. Помимо сети специализированных учебных учреждений, они организовали реабилитационные центры. Каждый прошедший полный курс пациент трудоустраивается и обеспечивается социальным жильем. Кроме этого, он берется под неусыпный контроль со стороны милиции и медиков. Все это обходится недешево, однако братья-славяне считают, что ради здорового общества стоит потратить несколько десятков и даже сотен миллионов рублей. А мы же продолжаем придерживаться режима экономии, и в конечном итоге ежегодно теряем тысячи выпавших из житейской обоймы соотечественников.
Юрий Хоба. Фото автора.