Евро-2012 для Донецка – много ли солнца в холодной воде?
Под знаком приближающегося Евро-2012 дончане жили последние пять лет. И вот, наконец-то, историческое, а может, и самое важное со времен основания города Джоном Юзом событие в истории Донецка свершилось.
В жизни города отныне появилась новая историческая веха. Говоря о важных событиях в своей жизни, дончане теперь будут уточнять, что это было до или после Евро-2012. Безусловно, по-разному оценивают европейский футбольный праздник горожане. Для одних - это уникальный шанс оказаться в эпицентре исторического события, почти не выходя из дома телевизионная трансляция матча и прочие развлечения. Для других - проклятое время, на которое лучше и вовсе покинуть город. И те, и другие руководствуются эмоциями. Попробуем же рационально разобраться, что дал Евро-2012 для жизни города, и что, возможно, забрал. Для обеспечения города указательными знаками на иностранном языке власти Донецка воспользовались услугами бюро переводов.
Итак, начнем с построенных в Донецке к Евро-2012 объектах. В первую очередь необходимо назвать новый международный аэропорт имени Сергея Прокофьева и реконструированный железнодорожный вокзал. На оба объекта было в совокупности потрачено почти три миллиарда гривен. Теперь в донецком аэропорту могут приземляться воздушные суда любого класса, а его пропускная способность составляет 5-6 миллионов пассажиров в год. Правда, на ближайший матч Англия –Франция, который пройдет 11 июня на «Донбасс Арене», ожидается приезд всего двух тысяч французских и тысячи английских болельщиков. Вряд ли иностранных гостей будет больше и на других матчах группового турнира. Возможно, все же аэропорт и железнодорожный вокзал на полную катушку будут использоваться во время матчей четвертьфинала и полуфинала, но тоже не факт. А что после Евро-2012?
По прогнозам вице-премьера – министра инфраструктуры Бориса Колесникова, донецкий аэропорт в качестве перевалочного хаба может быть полностью загружен только к 2015 году. Но, в любом случае, пассажирам гораздо приятнее пребывать в новых зданиях аэропорта и железнодорожного вокзала, да и не стоит забывать, что это также несколько сот дополнительных и хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Благодаря Евро-2012, Донецк получил два скоростных экспресса Хюндай, на которых можно домчаться до столицы за шесть часов 40 минут. Правда, многих смущает неудобный график движения и высокие цены, но пока есть альтернатива в виде традиционных ночных поездов, экспрессы однозначно можно отнести в позитив.
Никогда в Донецке не открывалось столько новых и качественных гостиниц, как в последние два года: вторая очередь «Виктории», «Шахтар Плаза», Парк ин бай Рэдиссон и др.. значительно увеличили количество гостиничных номеров в городе, но, судя всему, весь этот отельный фонд в промышленном Донецке будет востребован только во время проведения полуфинального матча Евро-2012. А где найти новым гостиницам постояльцев после Евро-2012? С другой стороны, сразу после завершения Евро-2012 в Донецке в этих гостиницах появится избыток площадей для качественных офисов, что неминуемо приведет к снижению арендной платы, что не может не обрадовать представителей малого и среднего бизнеса.
Более того, обладая теперь столь обширным гостиничным фондом, Донецк может без проблем проводить всевозможные международные форумы и конгрессы, а также такие спортивные соревнования, как чемпионат Европы по баскетболу и чемпионат мира по хоккею.
Теперь о транспорте. Хоть мечта дончан о появлении в городе метро так и не реализовалась, но благодаря Евро-2012 значительно обновился парк общественного транспорта.
И если новенькие трамваи были замеченны только на первом маршруте, то троллейбусы и автобусы с кондиционерами появились и в спальных районах. Не будь Евро-2012 подобного обновления транспорта пришлось бы ждать еще лет десять.
В Донецке появились новые парки и дороги. Не успели, правда, до начала Евро-2012 завершить строительство Аква-парка, но и его обещают открыть ко Дню города.
Ну, и о деньгах. Можно только догадываться, какие многомилионные суммы осели в карманах чиновников, благодаря строительным подрядам – называются суммы в 40-50 процентов отката от стоимости контрактов. Но мне почему-то кажется, что эти деньги были бы все равно украдены тем или иным способом - только без новых дорог, аэропортов и парков, и уж, точно, вряд ли бы оказались в карманах налогоплательщиков в виде повышенных пенсий и зарплат.
И еще одно - никогда Донецк не выглядел таким чистым и вылизанным, как сейчас. Надеюсь, что у коммунальщиков привычка держать город в такой чистоте сохранится и после проведения Евро-2012.
Выходит, что футбольный праздник, который продлится всего три недели, дал Донецку шанс изменить свой облик и стать более современным, более европейским. Сумеет ли город распорядиться этим подарком в полной мере и получить импульс в своем развитии, зависит от всех нас. Но, согласитесь, иметь такой шанс все же лучше, чем сожалеть, как делают сегодня в Одессе и Днепропетровске, об упущенной выгоде.
А те дончане, кому не по душе футбольные страсти, на три недели имеют возможность, взяв отпуск, просто уехать из города. Но помните, что, включая каждый день телевизор где-нибудь в Анталии, Праге или Анапе, вы будете видеть, что каналы будут начинать свои информационные программы с новостей о Евро, и в том числе - с новостей из Донецка.
Роман Лазоренко