В Донецке решали, как противостоять вымогателям
Вы еще не общались по телефону с серьезным мужчиной, который представился «сотрудником коллекторского агентства» и в красках описал ваше незавидное будущее, если вы не вернете банку кредит? Если да – не спешите хвататься за сердце. Вас банально запугивают. Сообщает "МГ".
Вымогатель = взыскатель?
В Донецке на прошлой неделе коллекторы и антиколлекторы презентовали законопроект «О защите прав должников при совершении профессиональной деятельности по взысканию денежной задолженности во внесудебном порядке». Это пока единственный документ, который хоть как-то будет регулировать деятельность коллекторов. В случае принятия закона коллекторы будут называться «профессиональными взыскателями». Комплект средств воздействия на должника останется прежним: телефонные звонки и письма, словесные угрозы и давление на семью и близких, визит домой к должнику, предъявление «исковых заявлений в суд» (на самом деле это штампованный факсимильной печатью текст – образец искового заявления, призванный запугать должника.
«Многие коллекторские компании зарегистрированы в оффшорных зонах и имеют транзитные счета, – говорит руководитель ассоциации антиколлекторов и правозащитников «Ваша надежда» Федор Олексюк. – Какими они могут быть «профессиональными взыскателями»? Взыскатель – это человек, в отношении которого суд вынес свое решение, а коллекторы – третья сторона, которой банк незаконно передал персональную информацию о своем клиенте, разгласил банковскую тайну».
«Добровольное изъятие имущества»
В своем почтовом ящике дончанин Роман Колесниченко обнаружил уведомление о том, что им заинтересовалась коллекторская компания за кредит в банке. Уведомление пестрит угрозами «все узнают о вашей непорядочности», «предлагаем добровольное изъятие имущества в счет долга» и т.д. Рядом – платежная квитанция на сумму в несколько тысяч гривен – долг банку плюс оплата коллекторских услуг.
Роман год назад потерял работу, не смог выплачивать вовремя кредит и обратился в банк с просьбой об отсрочке платежей хотя бы на полгода. Банк отказал ему и передал дело Романа коллекторам. На передачу своих данных Роман не соглашался ни письменно, ни устно, в договоре с банком об этом не сказано. Поразмыслив, Роман отправил всю корреспонденцию в мусор.
«Коллектор помогает заемщику реструктуризировать долг, найти общий язык с банком, – говорит исполнительный директор ассоциации участников коллекторского бизнеса Украины Артем Кучина. – А Гражданский кодекс предусматривает досудебное взыскание долга в небольших суммах, чтобы не заваливать суды рутинной работой».
«Государственная исполнительная служба занимается исполнением решений судов, а коллекторы – досудебным регулированием, – поясняет замначальника отдела организации и контроля за исполнением решений Управления ГИС Борис Сергеев. – Банки подают на должников в суд неохотно: процедура эта долгая…»
Финансовая безграмотность
В Донецке еще на слуху прошлогодняя история, когда возле Кировского райсуда собралось полтора десятка граждан с конвертами в руках. Некое ООО «Кредит колекшн групп» из Киева назначило им рандеву в этот день повестками в суд по поводу задолженностей. Долго-долго секретари суда объясняли всем, что это не повестки, а напечатанные на принтере листовки, юридической силы не имеющие. Прокуратура приняла несколько заявлений от дончан по статьям Уголовного кодекса Украины: 353 (самовольное присвоение властных полномочий), 358 (подделка документов), 192 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).
«Финансовая и юридическая грамотность населения ниже плинтуса!» – сетует Федор Олексюк. Поэтому правила обращения с коллекторами просты: читать внимательно кредитный договор с банком в части обращения с вашей персональной информацией и не поддаваться на телефонные угрозы, если ваша совесть чиста.
Закон на стороне заемщика
– п. 2 ст. 32 Конституции Украины: «сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия не допускается, кроме случаев, обозначенных законом…» Об этом говорит и ч. 6 ст. 23 Закона Украины «Об информации»;
– ст. 60 Закона Украины «О банковской деятельности»: «информация о деятельности и финансовом состоянии клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним и третьим лицам при предоставлении услуг банка и раскрытие которой может привести к материальному или моральному ущербу клиента, является банковской тайной». Об этом говорит и ст. 1076 Гражданского кодекса Украины;
– ст. 182 УК Украины: нарушение неприкосновенности частной жизни;
– ст. 189 УК Украины: вымогательство;
– ст. 355 УК Украины: принуждение к исполнению или неисполнению гражданско-правовых обязательств;
– ч. 3 ст. 512 Гражданского кодекса Украины: «кредитор по обязательству не может быть изменен, если это установлено договором или законом».