Дончане смогут увидеть «Маленькую торжественную мессу»
27 сентября Донецкий национальный академический театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко откроет свой 81-й театральный сезон премьерой «Маленькой торжественной мессы» Джоаккино Россини.
«Маленькая торжественная месса» (Petite Messe Solennelle) – позднее произведение Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы – католической секвенции Stabat Mater и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры. Сам Россини назвал свое произведение «последним смертным грехом старости».
Структура «Мессы» основана на традиционном тексте католической мессы, в который композитором был добавлен гимн O salutaris hostia на слова Фомы Аквинского. Общая продолжительность звучания произведения около 90 минут.
Автографом к произведению служит письмо к Богу: «Боже, вот и закончена эта бедная маленькая Месса. Что сотворил я: священную музыку или дьявольскую? Я был рожден для оперы-буффа, ты это хорошо знаешь. Немного учености, немного сердца, вот и все, что в ней есть. Будь же благословен и уготовь мне рай. Дж.Россини. Пасси, 1863».
Оригинальная версия написана Россини для камерного состава: 12 певцов (согласно ремарке композитора, по числу апостолов) – восемь хористов и четыре вокалиста. «Бог простит мне следующее сравнение. Апостолов тоже было двенадцать на той знаменитой трапезе, которую Леонардо изобразил на фреске, называющейся «Тайная вечеря». Кто бы мог поверить! Среди Твоих учеников есть такие, которые берут фальшивые ноты! Господи, успокойся, я утверждаю, что на моем завтраке не будет Иуды и что мои ученики будут петь верно и con amore (с любовью) Тебе хвалу», – написал композитор на полях партитуры.
Дж.Россини очень трепетно относился к исходной камерности своего последнего творения, однако уже на первом исполнении, вопреки авторскому замыслу, помимо четырех солистов, в хоре было задействовано пятнадцать студентов консерватории. Именно поэтому маэстро, опасаясь за «своих бедных певцов» и за фундаментально-масштабную оркестровку, которой его «прозрачный шедевр» мог бы подвергнуться после смерти, решает собственноручно оркестровать свое сочинение – и в первые месяцы 1867 года инструментовка «Маленькой торжественной мессы» для большого оркестра завершена.
Партитура «Мессы» специально привезена из Вены. Постановку произведения в Донецком оперном театре осуществляют: дирижер – заслуженный артист Украины Виктор Олейник, хормейстер – народная артистка Украины Людмила Стрельцова, режиссер – Ирина Михайлова, художник – Сергей Спевякин. 27 сентября сольные партии исполнят заслуженные артисты Украины: Татьяна Плеханова (сопрано), Сергей Гонтовой (тенор), Юрий Алексейчук (бас) и заслуженная артистка России Людмила Шемчук (меццо-сопрано).
В то время широко распространилась шутка, приписываемая Наполеону III и гласившая, что «Маленькая торжественная месса» и не мала, и не торжественна, и не слишком месса (то есть не годится для литургических целей: в католицизме действовал запрет на пение женщин в церкви). Но прекрасная музыка, проникнутая глубокой искренностью, во все времена привлекала к сочинению внимание музыкантов.