• Головна
  • История с МакеДОНией, или Кто хочет объединения Макеевки и Донецка
авторский проект
10:18, 14 вересня 2012 р.

История с МакеДОНией, или Кто хочет объединения Макеевки и Донецка

авторский проект

Что такое Македония? Это такая страна на Балканах, скажет человек, сведущий в современной политике. Это место, где родился Александр Македонский, скажет человек, интересующийся историей. Однако есть и другая, неожиданная, но имеющая под собой все основания, трактовка - это виртуальное объединение Донецка и Макеевки ...

Именно «Македонией» называли в народе то, что должно было выйти в результате реализации Генерального плана развития города Донецк от 1972 года. Огромный мегаполис, сливший воедино областной центр и его сателлит. Макеевка+Донецк=Македония. Относительно красивая идея, из которой ничего не получилось.

Загадочный Дмитриевск

Макеевка как географический факт появляется в 1931 году. До этого город называется иначе – Дмитриевском. Название восходит к одному из представителей рода Иловайских - генералу Дмитрию Ивановичу, жившему во второй половине XVIII века. В журнале войсковой канцелярии Войска Донского по этому поводу сказано: «Слобода Дмитриевка… основана полковником Дмитрием Иловайским, согласно определению войсковой канцелярии, состоявшемуся в 28 день марта 1777 г., названа по имени первого своего основателя». Тогда Иловайский еще был полковником…

Статус города поселок Дмитриевск получил в 1917 году – кстати, одновременно с расположенной рядом Юзовкой. А вот старое название с ним осталось дольше – до 1931-го, как уже говорилось, года. Почему в итоге оно не уцелело? Читаем Протокол заседания Президиума ВУЦИК «О переименовании г. Дмитриевска в г. Макеевку»: «Учитывая то, что на территории УССР существует несколько населенных пунктов, которые имеют название Дмитриевское, переименовать город Дмитриевск-Сталинский в город Макеевка». Получается, чисто технический момент. Ничего личного.

Что представлял собой в 20-х годах доживавший свое Дмитриевск? Судя по некоторым деталям, город был даже более передовым, нежели Сталино. К примеру, именно в этом городке запусили первый в области трамвай – еще в 1924 году. Кроме того, донецким патриотам небесполезно будет узнать, что вплоть до 22 сентября 1930 года Буденновка входила в состав Дмитриевского горсовета. Так что, вопрос: «Кто круче?» - совсем не однозначен. Правда, по населению Сталино бил Дмитриевск вчистую. Согласно переписи 1926 года, первый город имел 106 тысяч жителей, второй – всего 51,5 тысячи.

Расположенные совсем рядом, два города не так уж тяготели друг к другу. Естественное разрастание Дмитриевска шло в сторону Ясиноватой, а совсем не Сталино. Все изменилось в январе 1927 года на заседании Сталинского окружкома. Постановление этого заседания откопал историк Анатолий Жаров, и оно гласит: «Тяготение г. Дмитриевска к г. Сталину становится все более очевидным. Предрешая дальнейшее стремление к объединению двух родственных городов по промышленным признакам… Вынесение города в сторону г. Сталина встречает полное сочувствие населения».

И Дмитриевск двинулся в направлении старшего брата.

"Городища" не вышло

Как видим, уже тогда, в 1927 году, были посеяны ростки "Македонии". Но никто не мог даже примерно представить, каких чудовищных размеров достигнут два соседних города через несколько десятилетий. В 1970 году в Донецке жило 880 тысяч людей, в Макеевке – около 400 тысяч. При этом, границы городов соприкоснулись, и народ привык пересекать их, неглядя. Донецк и Макеевку связали автобусные и троллейбусные маршруты. Объединение не состоялось, но слияние уже стало фактом.

В 1972 году был принят Генеральный план развития Донецка до начала следующего века. В нем идея объединения городов прозвучала совершенно четко. Говорилось о формировании единой муниципальной структуры (с соответствующим изменением административного деления). Центр нового объединенного города предполагалось сформировать в районе левобережной части проспекта Мира.

Понятно, что в самые советские из советских времен, такой план не мог быть самодеятельностью, и Донецк вряд ли породил бы такую фантазию без согласования с верхами (тем более, что горисполкомом руководил тогда Василий Миронов, прекрасно знавший границы дозволенного). Есть сведения, что в формировании "Македонии" был глубоко заинтересован первый секретарь обкома, легендарный Владимир Дегтярев, на которого то и дело натыкаешься при изучении новой истории города. Почему хотел? Мы не знаем. Возможно, полуторамиллионный областной центр позволял Дегтяреву чувствовать себя более уверенно. Возможно, таким образом он мог добиться нового масштаба бюджетных инвестиций. Возможно, ему мешал глубоко дышать неудобный макеевский мэр. Так или иначе, Дегтярев хотел "Македонии".

И он, безусловно, получил бы ее, не случись в 1976 году у него скандала с отставкой. Ну, а его преемники эту идею уже не продвигали. И Донецк с Макеевкой продолжили параллельное существование.

Гвардейка преткновения

Новый виток темы случился в начале нашего века. Правда, в более скромных масштабах. Донецкие городские власти выразили желание «опривласнити» (как сказал бы Николай Янович Азаров) 70 с лишним процентов Червоногвардейского района Макеевки. Основание было железное – родство инфраструктуры и чаяния населения (совсем как в 20-е годы прошлого века).

Прекрасно понимая цену комментариям в интернет-форумах, все же приведем один из них: «Надоело жить как свинье, в беспролазной грязи, в горах мусора, без дорог (причем даже без основных, связующих с Донецком), без света (ни одного муниципального фонаря на целые районы), без отопления, без коммуникаций, среди хамства, безразличия, постоянных преступлений, ни одного наряда милиции ни днем ни вечером. Школы убитые, садики убитые, ни урн, ни остановок… В полутора километрах от цивилизации такое ощущение, что попал в белое гетто, куда люди засунуты, чтобы вариться в собственном соку и грызть друг друга… Я прожил всего лишь полгода на Гвардейке - мечтаю побыстрее уехать куда угодно в Донецк, хоть на Петровку, хоть на Абакумова». При всем желании, обнаружить что-то подобное в защиту Гвардейки не удалось.

Как бы подчеркивая свои притязания, город Донецк отсек искомую часть Червоногвардейского района новой объездной трассой. Если следовать чисто московской логике («все, что внутри МКАДА – Москва»), идею "Македонии" можно считать успешно воскрешенной. На самом деле, конечно, все не так просто. Для переподчинения территории нужно пройти сложный процесс согласований, венчает который постановление Верховной Рады. При этом, нужно непротивление сторон. А мэр Макеевки Александр Мальцев против, и категорически. Он имеет подпорку в виде несогласия депутатов своего горсовета, которые еще в сентябре 2008 года на сессии проголосовали против выделения части Гвардейки, отметив, в частности: «Изменение границ Макеевки приведет к недополучению городским бюджетом около 20 миллионов гривен доходов».

Но кто должен решать вопрос принадлежности территорий в демократической стране – мэр с горсоветом или громада? Вот вопрос ...

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...