Скованные одной цепью
Welcome! Тюрьма Украина готовится распахнуть свои двери. И на этот раз никаких шуток, никакой иронии. Изменения в уголовно-процессуальный кодекс, которые 18 сентября приняла в первом чтении Верховная Рада, превратят нашу страну в тюремное государство.
Законопроектом предусматривается наказание в виде исправительных работ либо лишения свободы на срок до трех лет любому, кто обнародует информацию, так или иначе оскорбляющую или компрометирующую третьих лиц.
Безусловно, этот закон направлен в первую очередь на журналистов. Однако, если вы думаете, что усиление криминальной ответственности за клевету касается только средств массовой информации, вы глубоко ошибаетесь. Часть 1 статьи 145 не указывает способ распространения информации: «Наклеп, тобто умисне поширення завідомо неправдивих відомостей, що ганьблять честь і гідність іншої особи або підривають її ділову репутацію, якщо такі дії спричинили тяжкі наслідки, карається штрафом в розмірі від двохсот до п’ятисот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк до одного року, або обмеженням волі до двох років». А это значит, что «клеветником» может оказаться любой из вас, кто хотя бы раз высказывал свои мысли в Интернете, комментировал статьи, общался в социальных сетях. Кто рискует резко высказываться в гостях за праздничным столом. А как вы думали? Это тоже распространение информации.
У вас не возникает ощущение дежавю? У меня возникает. Моя бабушка, которая в годы войны была угнана в Германию, всю свою жизнь боялась, что ее обвинят в пособничестве. А потому даже говорить в полный голос не могла - а вдруг кто из соседей услышит? Так и шептала всю жизнь. Похоже, нам снова пытаются закрыть рот. Власть хочет не просто красть. Она хочет это делать с комфортом. А для этого ей надо создать информационную тишину. И если сегодня ты, дорогой читатель, часто упрекаешь нас, журналистов, в том, что мы трусливые, продажные и боимся писать правду, то завтра тебе даже упрекать будет некого.
«Кто-нибудь хочет 5 лет сидеть в тюрьме за высказывание, статью или комментарий в Facebook? Я - нет. Думаю, никто не хочет. Если существует хотя бы небольшая вероятность того, что за свою статью, расследование или колонку-мнение вы можете получить 2, 3 или 5 лет тюрьмы, большинство журналистов не станут за это даже браться. Уже сейчас трудно кого-то заставить. А после принятия закона и вовсе не останется никого. И это произойдет, даже если закон не будет использоваться. А если у кого-то появится соблазн его еще и использовать, то, учитывая состояние наших судов, бизнесмены - за взятку, а чиновники где-то в областях - просто по звонку будут сажать или как минимум затыкать рот всем неугодным журналистам. И это будет происходить не только с журналистами. Такие же нормы можно применять к комментаторам в ФБ. В России-то за комментарии в социальных сетях уже сажали. Иными словами, выбор сведется к тому - сидеть или молчать", - написал на странице группы в ФБ главный редактор журнала Корреспондент Виталий Сыч.
«Этот закон - против Дон Кихотов. Если кто-то еще не понял, что шахтеры очень любят партию, и на происходящее в нашей стране следует смотреть добрыми глазами Виктора Януковича, его быстро успокоят - оштрафуют, а то и посадят. У журналистов - тех, кто борется с ветряными мельницами - накоплений не так уж много, человека можно разорить, можно поставить в ситуацию, когда на него станет давить собственная семья, напуганная последствиями неумеренной критики. И, таким нехитрым образом, на сцене останется всего несколько мерзких крикунов-клеветников, с выбитыми зубами и тюремными сроками. Благоразумное общество будет смотреть на них с недоумением или сочувствовать их нелегкой судьбе - примерно так, как с недоумением или сочувствием, в зависимости от уровня человечности, смотрели на диссидентов брежневских времен советские люди», - Виталий Портников, журналист и телеведущий.
«Судя по тому, как был проголосован этот вопрос в первом чтении и исходя из того, что о нем говорят люди из Администрации президента, у Партии регионов есть четкое намерение принять этот закон в целом. Голосование не было случайным. Была четкая договоренность с коммунистами, внефракционнными и литвиновцами. Это системный подход», - пишет на странице Скажи ні закону про наклеп. Це стосується кожного Фейсбук известный украинский журналист Мустафа Найем.
Мнение Мустафы подтверждает широкая журналистская практика. Запорожье. Сайт 061.ua разместил на своих страницах интервью с руководителем частного предприятия, осуществляющего в городе прием коммунальных платежей. Он осмелился резко высказаться с критикой в адрес Елены Бондаренко. Уже на следующий день в редакцию сайта обратился адвокат Бондаренко и пригрозил заблокировать работу сайта и осудить журналистов за клевету, если те не снимут материал. Заметьте, задолго до принятия ВР скандального законопроекта.
Думаете, это единичный случай? Очень ошибаетесь.
Львов. Журналистку Татьяну Черновол облили краской в лифте за серию материалов-расследований об украинских нуворишах.
Днепропетровск. Журналисты сайта 056.ua размещают собственный фоторепортаж об элитном городском поселке “Царское село”. На следующий день после выхода материала в редакцию звонят неизвестные лица, угрожают судом, требуют снять фото и, как и в Запорожье, обещают, что закроют сайт.
Харьков. Скандал в 11-й городской больнице. Журналисты сайта 057.ua и «Комсомольской правды» собирали информацию, проводили съемку помещений. Однако право на свободный сбор информации грубо нарушил начальник харьковского департамента здравоохранения Юрий Сороколат. Он угрожал журналистам. А главный врач больницы вызвала милицию. Как заявил, Юрий Сороколат, фотографировать пациентов без их письменного разрешения запрещено. На ответ журналистов, что они фотографировали койки в коридорах больницы, а не пациентов, он заявил: «А мы скажем, что вы фотографировали пациентов, а фото стерли. Мы вас привлечем к ответственности за клевету».
Донецк. Сайт 62.ua разместил материал, подготовленный «Укррудпромом». Издание, ссылаясь на собственные источники в Метинвесте, сообщило сенсационную информацию о том, что осуществленное Ахметовым поглощение ММК им. Ильича осталось неоплаченным. По данным Укррудпрома, гендиректору завода им. Ильича В.Бойко недоплатили 600 млн. грн.
Уже через несколько минут после выхода публикации на донецкий сайт позвонили представители Метинвеста и потребовали удалить информацию. Редактору сообщили, что Укррудпром уже раскаялся и снял публикацию со своего сайта. И если 62.ua не хочет неприятностей, ему стоит последовать примеру. И только связавшись с одним из редакторов Укррудпрома, удалось выяснить, что статью с сайта никто не снимал. Просто на него была совершена атака. Сайт не работал несколько дней.
Луганск. На журналистов сайта 0642.ua не раз оказывалось давление. Недавний случай. Один из местных телеканалов обиделся за объективный анализ ситуации с телевещанием, проведенный Комитетом избирателей Украины. Оскорбило слово «зомбирование» в отношении телеканала, и это дало основания давить на редакцию Интернет-издания.
Не менее активной в Луганске была и сотрудница Краснодонского исполкома, которая до сих пор угрожает судом сайту за размещенное фото чиновницы в трусах, которое она сама же в соцсеть и поместила.
Николаев. Сайт города 0512.ua неоднократно писал абсолютно объективную информацию, касающуюся биографии погибшей девушки Оксаны Макар и ее матери. Однако объективность, как оказалось, очень помешала активистам общественной организации «Гард-Н». Они не стеснялись пугать журналиста не только судом, но и откровенной расправой. «Можно же и по голове получить, когда домой будешь идти», - посыпались угрозы. Непонятно, конечно, чем эти общественники отличаются от убийц самой Макар, память о которой они так рьяно оберегали. Но это уже другая тема.
Все описанные случаи - лишь капля в море того негатива, который ежедневно выплескивается на журналистов. Им угрожают родственники, знакомые, доверенные лица и адвокаты. Да что там они. На журналистов нападают даже сотрудники милиции. Достаточно вспомнить нашумевший скандал в Одессе, когда на журналиста сайта 048.ua напал сотрудник правоохранительных органов. Ему не понравилось, что журналист снимает ход общественной акции, и тогда милиционер не придумал ничего лучше, как воспрепятствовать сотруднику СМИ и выбить у него видеокамеру. После обращения в прокуратуру милиционер был уволен из органов.
Аналогичный случай произошел буквально на минувшей неделе в Мариуполе Донецкой области. Сотрудники милиции, попавшие в ДТП, заломили руки и выбили из рук фотокамеру репортеру 0629.com.ua, пытавшемуся снять дорожное происшествие. Последствия инцидента таковы: журналист оказался на больничной койке, а в милиции занялись поиском оправдательных причин для противоправного поведения работников правоохранительных органов.
Агрессивно вели сотрудники милиции и в Днепропетровске, во время серии терактов, произошедших весной этого года. Они заставили репортера 056.ua уничтожить все фотографии, сделанные на месте взрыва. Десять силовиков окружили журналиста, дабы помешать ему выполнить свою работу.
Стоит ли продолжать? Понятно, что и без закона о клевете журналист находится под постоянным артобстрелом обиженных и недовольных, которым теперь дали в руки не автомат - бомбу. При нынешнем уровне правосудия в Украине доказать свою правоту журналисту будет ой как не просто. Нет никаких сомнений, что власть таким образом хочет навсегда отбить охоту у журналистов писать правду.
«Мы возмущены принятым законопроектом. Это полная неожиданность для нас, - заявил председатель НСЖУ Олег Наливайко, комментируя по нашей просьбе скандальный законопроект. - Изменения в уголовный кодекс были внесены без согласования с профильным комитетом. Он нарушает Европейскую конвенцию о правах человека. Мы уже сегодня подготовили совместное заявление от всех СМИ, профессиональных союзов и общественных организаций журналистов и направили его в Администрацию президента. Нас заверили, что закон не будет допущен ко второму чтению. Но веры мало. И потому мы призываем всех журналистов объединяться», - сказал Наливайко.
Он пообещал, что НСЖУ сделает все возможное, чтобы не допустить принятия закона.
Растут протестные настроения и в социальных сетях. В «Фейсбуке» была создана группа «Скажи ні закону про наклеп! Це стосується кожного». Уже сегодня в нее вошли больше тысячи человек.
Не стоит в стороне и творческая интеллигенция. В пятницу под железным «парканом» ВР писатели Капрановы демонстративно отрубили украинской прессе язык и пожарили его. Пусть порадуются наши избранники - на обед они получат безъязыкую прессу.
Хватит ли всех этих усилий, чтобы отстоять свои права на свободу слова и мысли? В нынешней Украине в это не верит никто. Опыт принятия закона о языках показал: власть играет в кошки мышки со своими жертвами. На этот раз ее жертвой стали журналисты. Кто будет следующим?