Что ждет наш город в будущем году, какие грандиозные инфраструктурные проекты имеют шанс на реализацию, а какие нет и почему – об этом 62.ua беседует с секретарем Донецкого городского совета, доктором экономических наук Сергеем Богачевым.

IMG_4229

- Подводить итоги года, наверное, пока рано, но ясно, что футбольный еврочемпионат  позволил Донецку обновить транспорт, построить магазин Vitek а также такие грандиозные  объекты инфраструктуры, которые город вряд ли смог бы вытянуть самостоятельно. Возможно ли продолжение тенденции и в будущем году? Какая инфраструктура еще нужна городу?

- Действительно, это год был для Донецка успешным, особенно в спортивной сфере. С учетом полученного опыта сегодня строятся перспективы на следующий год. Напомню, что совет международной ассоциации легкоатлетической федерации на заседании в Монако принял решение о проведении в Донецке в 2013 году юношеского чемпионата мира по легкой атлетике. Нам необходимо дополнить свою спортивную инфраструктуру: ввести в эксплуатацию тренировочное поле, завершить реконструкцию стадиона «Кировец», которая финансируется из бюджетов всех  уровней. Уже выполнен объем работ на  сумму 47, 2 млн. грн., и к апрелю будущего года стадион будет готов.

Кроме того, есть спортивные проекты, основанные на частном бизнесе.

К примеру, недавно было введено в эксплуатацию мини-футбольное поле в Куйбышевском районе, возле спорткомплекса «Титан», спортивный комплекс «Ресурс» неподалеку от ТК «Маяк», а также спорткомплекс, который построил «Спортмакс» возле одной из школ в Киевском районе. Все это проекты, основанные на государственно-частном партнерстве, и реализация подобных планов будет продолжаться  в следующем году. Есть планы построить большой теннисный комплекс, пока предварительно в Калининском районе.

Будет строиться спорткомплекс для баскетбольного клуба «Донецк», в Калининском районе возле предприятия «Олимп».

- Какие дорожные проекты будут реализованы?

- КП «Управление генплана» разработало строительство автодороги в обход Донецка, четвертая очередь. Это последний участок, который позволит закольцевать Донецк, и мы станем единственным городом в Украине, у которого есть кольцевая объездная дорога. Пока разработано градостроительное обоснование дороги, она включена в госпрограмму подготовки и проведения Украины финальной части по футболу, осталось достроить.

- Проблема с финансированием?…

- В этой части мы связаны с государственными финансами, поэтому многое будет зависеть именно от госфинансирования. Я бы не стал брать на себя такую ответственность – говорить о четких перспективах финансирования со стороны государства, учитывая общемировые тенденции в экономике, в том числе и украинской.

- А сколько требуется средств?

- Ну, это миллионы гривен. Конкретно по этому участку могу сказать, что его протяженность 19 км, пройдет он по территории Ясиноватского района и Донецка. Градостроительное обоснование автодороги разработано от поселка Пески с севера до существующей границы Донецка по границе Кировского района с юга в границах Ясиноватского района.

Также отмечу еще один дорожный проект: по результатам тендера «Альтком» будет выполнять работы по строительству автодороги от ул.Павла Поповича к трассе Славянск-Донецк-Мариуполь. Дорога будет иметь шесть полос движения с разделительной полосой шириной 4 метра и тротуарами с обеих сторон 1,5 м. На пересечении с автомобильной дорогой реки Кальмиус будет мост длиной 74 м. Финансирование осуществляется из государственного и местного бюджета. Завершить строительство планируется до конца следующего года.

- Будет ли Донецк закупать новый общественный транспорт?

- Если говорить о 2013 годе, то новые закупки сейчас находятся в стадии проработки, и когда будут конкретные ориентиры бюджета – будем знать и количество. Напомню, что в этом году выполнен капитальный и средний ремонт 50 трамваев и 5 троллейбусов, заменено 13 км контактного провода, 600 м контактно-троллейбусной сети.

- Начнется ли в будущем году строительство разрекламированного монорельса?

-  О строительстве метро у нас начали говорить еще при мэре Рыбаке, и оно строилось. Правда,  в период правления Ющенко-Тимошенко проект был заморожен. Сегодня этот вопрос для нас снова актуален. Но с позиций сегодняшнего дня мы смотрим, что именно актуально для города и как можно сэкономить бюджет. Окончательного ответа, каким будет донецкое метро – еще нет. Да, готовится технико-экономическое обоснование, но утвержденного проекта пока нет. Главный вопрос – финансирование, должен решаться на государственном уровне. Там хотят, чтобы его заказчиком был городской совет, а в этом случае это будет не госпредприятие, а коммунальное. Соответственно, будут увеличены расходы из местного бюджета. Учитывая небольшой объем нашего бюджета, надо еще внимательнее посмотреть, какую часть метро оставить подземной, а какая будет наземной, то есть будет гибридный вариант метро.

- То есть подземный тоннель, который уже построен,  будет задействован при строительстве ветки монорельса?

- Да, он будет использован, планируется подземное метро с выходом на поверхность в тех местах, которые страдают от подтопления - над Кальмиусом и другими водоемами. Сейчас поддерживается жизнедеятельность метрополитена. Я думаю, что следующий год даст только отправную точку в том проекте, который будет утвержден.

-  Донецк, в котором проходят такие грандиозные спортивные мероприятия, не имеет метрополитена, в конце концов – это новые рабочие  места…

- Я с вами согласен, но при этом нам приходится доказывать скептикам в Киеве необходимость донецкого метро. Они рассуждают таким образом: в Донецке по сравнению с Киевом пробок практически нет. Поэтому есть ли необходимость вкладывать средства в развитие нового вида транспорта, если старый справляется? Этих скептиков надо переубедить. Если мы стремимся к европейскому образу жизни, повышению качества жизни, то город должен развиваться. Если бы рассуждали по-другому, нам не нужен был бы ни аэропорт, ни вокзал, ни новые деловые центры.

- Кстати,  как гостиницы чувствуют себя после евро, нет ли желания собственников перепрофилироваться?

- Если говорить о гостиничном комплексе, который построен, и который мы планируем развивать, отметим, что к началу Евро 2012 было построено, реконструировано за счет средств инвесторов 7 гостиниц. И на данный момент информации о перепрофилировании их в офисы не поступало. Конечно же, мы не можем ожидать ежедневной наполняемости гостиниц на уровне 90%, как это было во время матчей Евро2012. Но еврочемпионат дал толчок развитию этого бизнеса. В Донецке продолжают проводить международные спортивные мероприятия, научные форумы, я думаю, в связи с этим отели будут востребованы.

Кроме того, сейчас поступают заявки на отведение земельных участков для строительства новых гостиниц. Но в силу того, что механизм  выделения земли для коммерческого использования на данный момент не отработан, они остаются на стадии заявок. Те, кто хочет заниматься гостиничным бизнесом,  ухитряются поступать следующим образом: или частный дом перепрофилируют, и используют как гостиничные номера, или используют существующие здания, после чего изменяют их целевое назначение, но, как бы там ни было, по сведениям от владельцев отелей, на сегодня гостиничный бизнес  в Донецке убыточным не является. Льготы стимулировали их развитие, в этом году эти льготы заканчиваются, они были даны индивидуально и продлеваться не будут. Более того, наблюдаются позитивные тенденции и в развитии туристического потенциала Донецка.

- Что Вы имеете в виду?

- На последней сессии горсовета был утвержден научно-методический совет по развитию города, и на его рассмотрение уже поступили предложения от института туристического бизнеса. Предлагается разработать проект создания на территории Донецка тематического парка на историческую тематику, охватывающую период от скифов и сарматов, далее казаков, то есть всех, кто формировал традиции и культуру нашего края. В период с 2005 года в научном центре были разработаны различные тематические проекты парков – Легенды Приазовья, Половецкая степь, кстати, по этим разработкам защищены авторские права.

Если говорить о продвижении этих проектов в глобальной сети, то сегодня в интернете представлена самая примитивная информация о туризме в Донецке. Но есть программа цифровой город, с ее реализацией мы получим возможность показать все туристические проекты с наилучшей стороны.

Вложение средств в туризм будет идти со стороны частного бизнеса. Со стороны городских властей будет оказываться помощь в выделении земли, налоговой политике на местном уровне, привлечении спонсоров при необходимости.

Кстати, есть интересный проект по созданию музея под землей прямо в центре Донецка. У нашего индустриального техникума по ул.Артема, 94 есть подземный полигон с имитацией шахты, около тысячи квадратных километров. И если бы Министерство образования передало этот объект на баланс города, мы нашли бы инвестора, который создал бы там музей и соответствующую развлекательную инфраструктуру. Увы, пока договориться с Минобразованием не получается, хотя средств на содержание этого полигона оно не выделяет, да и острой необходимости в учебной работе там тоже нет. Но это проблемы нашего бюрократического государства, которые мы надеемся решить.

- Как вы думаете, почему в различных украинских рейтингах Донецк часто оказывается на последних местах?

- Вы знаете, есть множество разных рейтингов и методологий, определяющих место города  в Украине. Если говорить о промышленных городах, то здесь мы на лидирующих позициях. Если говорить о городах с высокой экологической безопасностью, то, конечно, здесь мы занимаем одно из последних мест. А вот по доходности жителей, по средней зарплате в Донецке мы - лидеры, так же как и по решению социальных проблем.  Но если сравнивать Донецк с другими городами по комфортности проживания, выходит, что  комфортнее всего жить в Черновцах, Хмельницкои и других западно-украинских городах, которые занимают ведущие места в консолидированном рейтинге по таким показателям,  как здоровье, экология, культура. Но и Донецк в этой  категории занимает третье место, не такое уж низкое.

Что касается рейтинга городов по качеству жизни, то официально менее богатые города западной  Украины опережают Восток. Невзирая на  высокий уровень ВВП на человека, мы на последних позициях в этом рейтинге. Значительная концентрация промышленности  ухудшает экологическое состояние, и как следствие – способствует более высоким показателям по тяжелым болезням. Соответственно, слабо развитая промышленность в западных городах страны компенсируется хорошей экологией.

Знаете, рейтинги, это условная вещь. Не так давно я был на симпозиуме в Европе, и мы обсуждали проблемы депрессивных территорий. Их много и там, особенно в восточной Германии, и брошенные дома, и промобъекты, большой уровень миграции населения. Есть проблемы в Италии, Англии, есть проблемы и у нас.

К примеру, что делать с терриконами. Если бы городским властям дали возможность ими распоряжаться, мы бы провели конкурс по очистке этой территории и передали бы земли тому, кто очистил, на льготных условиях. Но террикон, как правило, это определенные материальные запасы с какими-то полезными  ископаемыми, которые можно было бы переработать. Принадлежат породные отвалы государству, которое в этой части и права свои реализовать не может, и передать их городам не хочет. Отсюда проблема с экологией – терриконы продолжают гореть, пыль разносится, происходит токсичное загрязнение.

И вряд ли в ближайшее время у государства дойдет ход до решения проблемы терриконов, это вопрос далеко не первого уровня. А для нас это важно, и у нас есть конкретные предложения от  академических институтов. Мы сотрудничаем с институтом УкрНИМИ, который предлагает вынести на обсуждение научно-методического совета комплексную программу защиты города от  последствий негативного влияния действующих и ликвидируемых шахт. Она подразумевает разработку каталога данных о фактически существующей застройке, выполнить  прогноз развития опасных деформаций, выполнить комплекс мер противодействия этому и т.д. Опыт у института большой, для Донецка они сделали такие проекты, как выбор места для Донбасс Арены, определение допустимых деформации на территории аэропорта и разработка рекомендаций по защите от влияния горных выработок. Сегодня институт предлагает еще один проект на обсуждение – разработка и технологии захоронения породной массы терриконов в формируемом выработанном пространстве угольных пластов в зоне расположения терриконов. Мы это пытаемся донести до государственной власти и быть услышанными.

- Ну, и не можем не задать вопрос вам, вероятно, близкий – по бюджету будущего года. Идет уже проработка, возможен ли рост бюджета?

- Честно говоря, я с осторожностью отношусь к бюджету будущего года. На сегодня я вижу некоторые проблемы в экономике города, и ожидать, скажем, роста заработной платы в нынешних условиях не приходится. Но налог на доходы физлиц по-прежнему будет основным источником для наполнения, его удельный вес в городском бюджете почти 70%, оставшаяся часть – это плата за землю и совсем небольшие проценты связаны с приватизацией, арендой и другими платежами.

Каков будет бюджет, увидим до конца года. Мне бы, единственное, не хотелось бы, чтобы при его формировании не учитывалась позиция города, который знает свои проблемы и как их решить. Предположим, если на сегодня, не дай Бог, пойдет политика на закрытие каких-то предприятий, то в первую очередь средства недополучит город. За счет чего-то это надо будет компенсировать, а какие механизмы у государства?
Здесь можно было бы пойти и по-другому пути. Чтобы на данной территории, в местном бюджете оставалось количество средств, необходимых для развития этой территории. Ну, какой смысл налог на добавленную стоимость в полном объеме передавать в Киев, а потом из Киева возвращать сюда? Надо бы установить соотношение, которое позволило бы, если мы говорим, что доля местного бюджета в совокупном бюджете 50 на 50, то вычислить, какой процент госналога будет оставаться здесь. И город будет еще в большей степени заинтересован помогать налоговой службе. Но это сложный вопрос.

Реальных оснований для роста бюджета в Донецке нет. Если нам удастся сохранить его на уровне этого года, будет хорошо.

- Не хотелось бы заканчиваться беседу на пессимистичной ноте, есть все же какие-то основания для оптимизма?

 - Оптимизм в следующем. Донецк с каждым годом развивается, мы чего-то достигаем, становимся богаче, получаем опыт в решении проблем. Я связываю свой оптимизм с тем, что население в нашей стране должно расстаться с иллюзией, что только государство должно заботиться о жителях, и полагаться во всем только на государство. Человек должен понимать, что хозяином своей судьбы должен стать он сам. Хочешь больше зарабатывать – ищи работу, нет ее возле дома – переезжай в тот район, где есть работа. Да, это хлопотно и сложно, но работу на сегодня можно найти. Сегодня в Донецке идет сокращение безработицы, она составляет 1%, и при этом заявки на трудоустройство покрывают число безработных. Не так легко сегодня найти хорошего специалиста рабочей профессии. У нас не хватает токарей, фрезеровщиков, слесарей. Поэтому тот, кто хочет жить лучше – он будет жить лучше, тот, кто считает, что кто-то ему должен принести  на блюдечке лучшую жизнь – он лучше жить не будет. Человек, который имеет экономическую грамотность, уверен в своих принимаемых решениях, он движется вперед. Я желаю всем нам быть такими.