• Головна
  • Практика дхармы по-донецки или о внутренне присущих ОЧЦ
14:24, 13 вересня 2010 р.

Практика дхармы по-донецки или о внутренне присущих ОЧЦ


В Донецке практическое воплощение президентских реформ в гуманитарной сфере началось с подведения теоретической базы под поэзию Чехова и прозу Бебеля. Идея проста до безобразия: зачем украинским школьникам «с избытком нагружать голову», если можно просто «ковать» сильный характер и учить праведности и любви? Пишет "Обком".

На прошлой неделе в Донецке под председательством губернатора Анатолия Близнюка прошло первое заседание Регионального совета гуманитарного развития – донецкого «клона» Общественного гуманитарного совета, учрежденного указом Президента Украины от 2 апреля 2010 года № 469/2010.

Напомним, что по «образу и подобию» президентского совета региональные советы гуманитарного развития (консультативно-совещательные органы при губернаторах) сегодня созданы в двух восточных областях Украины – Донецкой и Луганской. Но в отличие от луганчан, которые мирно и тихо отзаседались еще в июле, донецкие «гуманитарии» не стали размениваться на мелочи, а на первом же заседании попытались основную образовательную нагрузку переложить с головы на рабочие руки, а знания заменить общечеловеческими ценностями.

О том, как эти самые общечеловеческие ценности можно впихнуть в умы и души украинских педагогов и подрастающего поколения, на дебютном заседании донецкого Регионального совета гуманитарного развития популярно рассказала заместитель донецкого губернатора Марина Черенкова. Она выступила с докладом «Общечеловеческие ценности - как главный ориентир в системе образования», подготовив презентацию совместно с заместителем председателя облгосадминистрации Еленой Петряевой.

Вообще, этот перл печатной мысли заслуживает того, чтобы ознакомиться с ним в оригинале. Благо, пресс-служба донецкого губернатора такую возможность любезно предоставила всем желающим, разместив презентацию Марины Черенковой на сайте облгосадминистрации.

Но даже в пересказе «песнь» о главном образовательном ориентире излучает такую «мощь» новой донецкой гуманитарной политики, что оставляет далеко позади таких инженеров человеческих душ, как, например, Сандей Аделаджа.

Главное умозаключение Марины Черенковой - учреждения образования вовсе не должны чему-то учить! Этот тезис заместитель донецкого губернатора обосновала как заправский пастор. Поскольку, по мнению Марины Черенковой, «общечеловеческие ценности – это истинная природа каждого человека», ни обучить человеческим ценностям, ни привить их извне невозможно. Вы думаете, что система образования должна быть направлена не на обучение? А вот и нет! «На создание благоприятных условий для выявления и реализации внутренне присущих каждому человеку качеств», - уверяет замгубернатора.
У человека неподготовленного презентация способна вызвать настоящий культурный шок. Как уверяет Марина Черенкова, «существо, наделенное развитым интеллектом, которое в своих действиях не руководствуется ОЧЦ (то есть общечеловеческими ценностями), это чудовище». Причем ценностей она насчитала всего пять: любовь, умиротворенность, праведность, истина и ненасилие-непричинение вреда. А так как умиротворенным праведником, да еще познавшим истину и любовь, в Украине быть очень непросто, тут впору ужаснуться, в каком зверинце-серпентарии мы с вами живем.

При этом совершенно непонятно, почему общечеловеческих ценностей в донецких гуманитарных «заповедях» оказалось всего пять, и почему к ним не отнесены, например, свобода слова, права человека или заповеди Моисея?

Но зато в определении значения общечеловеческих ценностей Марина Черенкова категорична. По ее мнению, именно ОЧЦ должны «разгрузить головы» украинцев, одновременно нагрузив «руки и сердца».

«Какой смысл в образовании, если оно не прививает человеку добродетели? Истинная сила человека в его характере, а не в его интеллекте, благосостоянии или образованности», - констатирует заместитель донецкого губернатора. И сама же на свой вопрос отвечает, поясняя, что проблемами современного образования, является то, что «оно с избытком нагружает голову, в гораздо меньшей степени заботится о руках, стараясь привить некоторые профессиональные навыки, и почти полностью пренебрегает сердцем».

Столь вульгализированную лексику еще можно было бы понять, если бы Марина Черенкова презентацию подготовила на старте своей карьеры в далеком 1985 году, когда она (как следует из ее официальной биографии) работала подсобной рабочей І, ІІ разряда центральной обогатительной фабрики «Брянковская» производственного объединения «Ворошиловградгулеобеспечение». Однако уже полгода Марина Анатольевна является заместителем председателя Донецкой облгосадминистрации и учит уму-разуму региональных мэров (так как ее фронт работы в облгосадминистрации - вопросы административно-территориального устройства, современные модели регионального развития и взаимодействие с фондом Рината Ахметова «Эффективное управление»). Да и на Анатолия Близнюка Марина Анатольевна имеет влияние, сопоставимое с влиянием Анны Герман на Виктора Януковича.

Так что тезис о загруженности голов украинских школьников Марина Черенкова вполне могла бы сформулировать и более витиевато. Можно было бы просто подчеркнуть, что для успешного обучения украинские школяры должны не вгрызаться в гранит науки, а проявить себя «крепкими хозяйственниками» и продемонстрировать «верность Лидеру». Впрочем, Марина Черенкова не стала ограничивать себя банальной констатацией фактов, а пошла значительно дальше - предложила целую систему разгрузки голов украинцев путем внедрения новой концепции системы образования Правда, серьезно воспринимать эту концепцию можно лишь при уже полностью разгруженной голове или, на худой конец, в третьей стадии алкогольного опьянения. Во всяком случае, прецедентов, когда в серьезной аудитории и под личным контролем губернатора собравшимся втюхивалась откровенная галиматья сектанского толка, в Донецке еще не было. При этом у составителя презентации, судя по всему, голова была разгружена уже до уровня подкорки или, точнее, полного духовного просветления. В другом состоянии вряд ли можно додуматься, что результатом образования должны быть не знания, а мудрость - «применяемое знание, которое реализовано через единство головы, сердца, рук», а сама система образования должна не вкладывать знания, а извлекать их из учеников. Здесь, конечно, чувствуются отголоски платоновской идеи о знании как «припоминании», но нет ни слова о платоновском же мире идей, так что совершенно непонятно, что именно будут «извлекать» из нутра школьников.

А как вам тезис о том, что украинская система образования базироваться должна вовсе не на знаниях, а на «трех китах»: осознанности, ответственности и честности?

Впрочем, при внимательном изучении гуманитарных откровений Марины Черенковой из них можно почерпнуть немало интересного. Так, знаете ли вы, что сегодня в Украине дети существуют для образования, а сделать нужно наоборот?

Ну и, конечно же, нельзя в двух словах не описать прекрасное гуманитарное будущее Украины, привидевшееся Марине Черенковой.

По ее мнению, количество учащихся в классах в Украине нужно уменьшить до 14-16 человек. Причем классы для мальчиков и классы для девочек должны быть раздельными. А у классного руководителя обязательно должна быть специализация психолога, при этом классный руководитель должен присутствовать на каждом уроке своего класса.

Вместе с тем, главным мотивирующим фактором для учеников украинских школ должно стать вовсе не получение хороших оценок, а жажда саморазвития и самовыражение.

Ну, и, понятное дело, каждый учитель для учеников должен быть примером любви, праведности, умиротворенности и ненасилия. Одним словом, воплощенным отцом небесным. Правда, ответа на вопрос, что делать после уроков ученикам, у которых родители еще не достигли «девятого дана» праведности и умиротворенности, концепция Марины Черенковой почему-то не дает.

Но зато в ней четко прописано, как духовные ценности следует вкладывать в головы учеников. По мнению Черенковой, при преподавании общечеловеческих ценностей может быть использовано три подхода: внеклассная работа, интегрированная работа и прямой подход. Так, учителя при проведении внеклассной работы должны «выявлять» общечеловеческие ценности у учащихся (да и как иначе? научить ведь им невозможно). Кроме этого, Марина Черенкова предлагает интегрировать общечеловеческие ценности в школьные предметы. Причем, академические дисциплины должны быть лишь «инструментами выявления ценностей, выработки правильной жизненной позиции и должны включать гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей с программой каждого урока». Скажем, заметил учитель, что ученик вник в суть реакции межмолекулярной дегидратации 2-метилпропанола-1, значит, в нем точно «сидит» способность к полному умиротворению. А если ученик в полной «несознанке» и даже таблицу умножения воспроизвести не может – придется ему всю жизнь довольствоваться лишь любовью и праведностью.

Впрочем, и это еще не все. По мнению Марины Черенковой, на каждом уроке учитель должен выбирать для работы «одну из общечеловеческих ценностей и ее подценностей, и все компоненты урока должны ее иллюстрировать». При этом набор подценностей в презентации предложен на любой вкус. Это и совесть, и управление желаниями, и дружба, и вера, счастье, благодарность, смирение, скромность, послушание.
В общем, джентльменский набор юного кришнаита, мормона и трансцендентального медитатора в одном лице. Дело остается за малым. Обучить учителей при помощи теоремы Фалеса, второго закона Менделя и прочих премудростей сухой науки выявлять ученические общечеловеческие ценности.

Все гуманитарные «изобретения» Марины Черенковой можно было расценить как обычный стеб или проповедь прозревшего разума, а то и списать их в утиль сразу после прочтения, если бы не ряд обстоятельств. Как заявил губернатор Донецкой области Анатолий Близнюк в ходе дебютного заседания Регионального совета гуманитарного развития, «От экономических реформ мы переходим к идеологии реформирования гуманитарной сферы». Суть этого реформирования проста – правильно воспитать народ.

«Я обращаюсь к вам, к людям, которые наделены властью и человеческой доверием, давайте мы все вместе будем искать единомышленников и решать каким образом нам сажать леса, строить города и воспитывать народ. Нам нужно выработать идеологию, на основе которой мы будем воспитывать народ и не надо этого бояться», - призывает донецкий губернатор. При этом Анатолий Близнюк уже неоднократно заявлял, что внедрение президентских реформ в жизнь должно начаться именно в Донецкой области и что договоренность об этом с Виктором Януковичем уже достигнута. Так что, донецкий опыт реформирования системы образования в перспективе вполне может быть распространен на всю Украину.

Симптоматично также и то, что лекция Марины Черенковой о том, как нам научить детей жить в любви, скромности и смирении, проходила под жестким контролем губернатора. Участники донецкого Регионального совета по гуманитарному развитию во время «проповеди» Марины Черенковой заметно оживились: ведь о избыточной нагрузке головы в Донецке пока вещают не каждый день. Однако Анатолий Близнюк шушукающих зрителей быстро поставил на место, а наиболее рьяных из них, как уверяют очевидцы, пригрозился даже уволить.

Остается лишь добавить, что Марина Черенкова, в своей презентации превзошла саму себя. Так как, судя по всему, далеко не все описанные ею общечеловеческие ценности присущи ей самой. Так, вызывает большое сомнение, что она преуспела в умиротворенности, и уж, тем более, праведности.

Во всяком случае, в официальной биографии Марины Черенковой почему то не отражено, что она являлась директором донецкой компании «Дабл’ю ТІ ДІ» («WTD Ltd»). Именно как директор «Дабл’ю ТІ ДІ» в 2008 году она закончила Украинскую школу политических студий, участвовала в донецкой международной научно-практической конференции осенью 2008 года и семинаре «Ответственное лидерство» программы «Аспен-Украина». А весной 2010 года именно компания «Дабл’ю ТІ ДІ» удостоилась чести продать цемент убыточной коммунальной компании «Вода Донбасса» на сумму 241 500 грн. (объявление №07017 в «Вестнике государственных закупок» от 22 марта 2010 года).

Не упоминается в официальной биографии Марины Черенковой и о том, что она являлась президентом благотворительного фонда «Причетність». На просторах интернета этот фонд засветился в конце 2008, а затем в начале 2009 года, когда фондом «Причетність» в Донецке было инициировано проведение первого областного конкурса перспективного педагогического опыта среди домов ребенка и дошкольных детских домов Донецкой области «Инновационные технологии в системе работы с детьми дошкольного возраста». И очень даже возможно, что на разработку концепции «гуманитарной» революции в украинских школах Марину Черенкову подвигли именно инновационные технологии в работе с дошкольниками-сиротами.

Но вот что странно. По адресу, где прежде был сайт этого фонда (http://dbfs.org.ua/), сейчас находится сайт «Восточная медицина». И это можно было счесть за обычную случайность, если бы содержание сайта не было созвучно гуманитарным откровениям Марины Черенковой. Вот, например, какую заметку администратор сайта опубликовал второго сентября 2010 года под названием «Ритуал чод»: «Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод (гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я».

Не в этом ли секрет революционного подхода к реформированию системы образования донецкого Регионального совета по гуманитарному развитию?

Николай ЗУЕВ (Донецк)



Практика дхармы по-донецки или о внутренне присущих ОЧЦ, фото-1
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...