Колесников: Через год вся Украина будет ездить на поездах Hyundai
В интервью ЛІГАБізнесІнформ бывший министр инфраструктуры, а ныне - глава транспортного комитета ВР Борис Колесников рассказал о том, зачем Донецку большой аэропорт и почему покупка корейских поездов Hyundai была полностью оправданной.
- Масштаб того же Донецкого аэропорта существенно превышает пассажиропоток, а затраты на его содержание теперь вынуждено покрывать государство?
- Евро- 2012 значительно продвинул нашу страну вперед, сделан хороший задел на будущее. И оценка, которую получила Украина от международных экспертов - наивысшая. Безусловно, инфраструктура построена с запасом. Но вопрос не в масштабах объектов, а в том, возможно ли было провести чемпионат без них. Конечно же нет. Особенно это касается Львова, Харькова и Донецка, которые никогда бы не получили новые взлетно-посадочные полосы, терминалы, построенные за счет государства.
Концессия - это единственно возможный сценарий успешного развития аэропорта
Сегодня мы видим, даже не беря в расчет туристов на Евро-2012, что пассажиропоток Донецка вырос на 30%. Похожий рост во Львове. Ничего не мешает к 2019 году Донецку обеспечивать пассажиропоток на уровне 5-6 млн, а Львову - до 4 млн. Но сегодня этим должны заниматься не госчиновники, а маркетинговые службы конкретного аэропорта.
О поездах Hyundai
- Многие эксперты назвали эксперимент с поездами Hyundai неудачным. Критика прозвучала, в том числе, из уст президента. Что бы вы изменили, если бы была возможность вернуться назад?
- Ничего. Наверное, можно сожалеть, что нашим специалистам не хватило времени глубоко изучить электропоезда Siemens и Pendolino, которые эксплуатируются на российских дорогах. Это позволило бы учесть технические моменты, связанные с работой в зимних условиях. Я принес извинения пассажирам, но, к сожалению, из-за сжатых сроков не было возможности испытать поезда зимой.
- Может быть, стоило не спешить, а перенести запуск этих поездов на более поздний срок?
- Перед нами стояли жесткие условия по организации передвижения туристов на Евро-2012. Дедлайн по запуску поездов был назначен на 27 мая. Закупка корейских поездов - это абсолютно правильный шаг, и я думаю, что уже летом украинцы оценят комфорт и европейское качество перевозок. Ведь основные проблемы с поездами начались зимой, до этого были небольшие опоздания. Но уже в январе их удалось решить. Согласно данным за январь, случилась только одна задержка во Львове, это при 14 рейсах в день.
Ранее обсуждалась возможность поставить эти поезда не на пароме, а своим ходом, через Транссибирскую железнодорожную магистраль, что позволило бы проверить поезда и сэкономить время на их доставку. Но решение по разным причинам было отклонено. В любом случае, вся ответственность лежит на нас, и я считаю, что это решение абсолютно правильное. Через год вся Украина будет на них ездить.
- А цены?
- Несмотря на антирекламу, сегодня загрузка на этих поездах достигает 90%. В ходе чемпионата Европы я разговаривал со многими иностранными болельщиками. Для них проехать из Киева в Донецк за 35 евро - это фантастика. Конечно, для украинских пассажиров это не дешево, но это себестоимость плюс 9% рентабельности. Если ввести реальную цену на билеты в традиционных поездах, даже без рентабельности, то билеты на Hyundai будут проданы на пять лет вперед.
Если сравнивать традиционные поезда и Интерсити+, при равной себестоимости перевозки по маршруту Киев - Харьков во втором классе корейского поезда билет стоит 250 грн. В плацкартном вагоне, с 54 местами, за счет тепловоза, услуг проводников, стоимости белья и так далее билет должен стоить почти 400 грн. При этом такой поезд идет вдвое медленнее. А в купейном вагоне, где 36 мест, билет должен стоить 600 грн., хотя билет в первый класс Интерсити+ по маршруту Киев-Харьков стоит немногим более 300 грн.
Для украинской железной дороги единственно правильный вариант развития - организация движения скоростных поездов без спальных вагонов и организация хабов. Железная дорога однозначно будет над этим работать. Подчеркиваю: не привязываясь к марке поезда, а именно создавая условия.
Одна из мировых корпораций, выпускающая поезда, уже приняла решение о строительстве новых заводов в Бразилии, США и Украине
- Будут ли Hyundai и дальше ходить по заявленным маршрутам? Будет ли Украина еще покупать зарубежные, в частности, корейские составы?
- Думаю, Мининфраструктуры будет придерживаться стратегии президента, а она заключается в следующем: хотите продавать поезда в Украине, постройте здесь завод, а банки страны, которая построила завод, должны обеспечить десятилетнее финансирование. Решение примет железная дорога, но я думаю, по чистому импорту Украина покупать поезда не будет.
- Уже есть конкретные договоренности по строительству завода в Украине?
- Да. Одна из мировых корпораций, выпускающая поезда, уже приняла решение о строительстве новых заводов в Бразилии, США и Украине. Других подробностей пока раскрыть не могу.
- Рассматриваете ли возможность закупки украинских электропоездов КВСЗ? О каких объемах закупки может сегодня идти речь?
- Шансы есть всегда, и у Крюковского завода они достаточно высокие. Но на момент принятия решения не было ни одной корпорации, в том числе это касается и Крюковского завода, который смогла бы запустить скоростное движение к маю 2012 года. Siemens, например, просил три года на запуск поездов, столько времени им понадобилось в РФ. Кроме того, Крюковский поезд два года назад нам предлагали за $26 млн., а корейский стоит $29,5 млн. Но ведь важно учитывать специфику. Крюков никогда не производил электропоезда подобного типа, а такие корпорации, как Siemens или Hyundai, производят эти поезда уже 30-40 лет. В конечном счете Крюковский завод передал нам поезд на испытания 15 июля 2012 года, ровно через две недели после финала Евро-2012.
Сегодня идет масштабная информационная компания против запуска Hyundai. Да, есть объективные причины, по которым не все прошло гладко, но также есть два бюджета на джинсу - одного из отечественных машиностроительных заводов и одного временного политического союза. Посмотрим, кто в итоге окажется прав, но я не сомневаюсь, что мы поступили правильно.
- Когда в Украине появится полноценное скоростное движение, как в европейских странах?
- Главная трагедия нашей железной дороги заключается в том, что Советский Союз, в отличие от европейских стран, не разделил грузовое и пассажирское движение. Если говорить о скоростном движении 250 км и выше, оно появится только тогда, когда будут построены новые железные дороги, а заработная плата у населения будет на уровне 1000 евро в месяц. Только для начала обсуждения этих вопросов нужно не менее 7-8 лет.