Донецкие воды
Как говорил Виктор Евгеньевич Прокопенко: «Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно у моря». Может ли дончанин, исходя из этих слов, посетовать на судьбу? Ни в коем случае! Море у нас всего одно, это да, тут крыть нечем, но вообще водоемов в городе столько, что такой обводненный город еще поискать. Сегодня мы сделаем робкую и ужасно ненаучную попытку систематизировать донецкие ставки.
В первой части этого повествования обсудим водоемы, расположенные в Куйбышевском, Киевском, Кировском и Петровском районах. Ниже вы увидеть и фотографии, выполненные при помощи фотореквизитов для фотосессий в г. Уфе.
Куйбышевский
На территории этого района берет старт река Песчаная. Она впадает в реку Волчью, а та – в Самару, которая, в свою очередь – в Днепр. Короче говоря, мы имеем полное право сказать, что по территории Куйбышевского района катятся днепровские волны. Впрочем, волн в этих ручейках отродясь не видывали по причине их мизерности.
Видимый исток Песчаной находится чуть южнее аэропорта, рядом с улицей Взлетной. По ее течению можно обнаружить сначала заиленный шахтный пруд-отстойник, а дальше – два ставка на хуторе Веселом (туда все еще ходят культурно отдыхать люди с поселка шахты «Октябрьская»). Главное водное безумство начинается дальше – на Песках (которые, скорее всего, и получили свое название от речки). У Песчаной есть приток – речка Вербовая, ее исток расположен в районе бывшей шахты Панфиловская, по ее течению южнее шахты «Октябрьское» устроены два пруда. В народе их называют «Жабуньками», а почему – можно только догадываться, хотя есть несколько идей. Впрочем, существует и более приличное имя – «Заводские». Но кто его знает, а главное – кто употребляет?
Между поселками Первая площадка и Грабари, на реке Домаха (еще один приток Волчьей) расположены два пруда из системы шахты «Панфиловская». Тот, что восточнее, еще способен радовать глаз в отдельные весенние дни. Тот, что западнее, обнаружить может только специальная экспедиция с современными поисковыми инструментами. Его так затянуло илом, что местами он просто окаменел. Рядом – полудеревня, жители которой с удовольствием сбрасывают в эту клоаку всякую гадость. Вроде бы, никто не протестует.
На юге Куйбышевского района начинается бассейн знаменитой речки Дурная (точнее – Асмоловки). Здесь заметнее всего – два ставка на Азотном, примерно одинакового размера, но с различным (хотя в обоих случаях весьма активным) химическим составом. Тот, что южнее, пострадал от реактивного производства в наибольшей степени. Тут столько всего, что ветка, оставленная на несколько дней, быстро покрывается полупрозрачными кристаллами. Так уверяют местные. В этом ставке много всего, мало только воды.
Самый мистический из ставков по балке Дурной – тот, который расположен западнее поселка Красный Пахарь. Соседство с кладбищем делает его в глазах местного населения заколдованным. Русалки в нем не водятся, но утопленников в веселые 90-е года сюда прятали частенько. Ну, а что? Мертвые к мертвым…
Киевский
Здесь остальных забивают два Ветковских пруда, особенно тот, что поглавнее, посевернее и постарее. Не такой уж большой (площадь – 3,5 гектаров), он примечателен своим стажем: на картах города прослеживается с довоенных времен. Ветковские пруды устроены в верхнем течении реки Скоморошиной, известной всем и каждому под названием Бахмутка (впрочем, под этим названием у нас что только не известно!). В дальнейшем по Скоморошиной мы можем обнаружить занятнейший ставок Черный Лапоть (по легендам, в его действительно темных водах до сих пор водятся совершенно зеленые раки), а еще дальше, уже на подходе к проспекту Панфилова, пару лет назад образовался еще один водоем. Причина его появления дискутируется, на карты его не наносят (видимо, в надежде, что он исчезнет так же, как и появился). В народе его начинают называть «Четвертым городским».
Другая цепь ставков создана на севере района. Самый приличный из них украшает собой Путиловский парк и иногда называется Новым. Редкий случай для Донецка: его создали без всякой технологической необходимости, исключительно для отдыха трудящихся. Дальше, у поселка Бутовка, в сени двух терриконов, можно увидеть еще два ставка. С ними все нормально: их происхождение – типичное, шахтное. Вся эта система обеспечивается скромной речкой Водяной, впадающей в Кальмиус севернее Щегловки (и место впадения, и сам Кальмиус в тех краях еще надо поискать).
Ну, и есть на территории Киевского района одно чудо, одна речка-невидимка в районе поселка Гладковка и 5-й участок. По науке, ее называют Долгая, на самом деле, там три ручья, которые так и известны на месте – как Первый, Второй и Третий. На последнем стараниями шахты Феликса Кона в свое время было устроено два пруда, состояние которых… Так себе состояние, скажем. Рядом, восточнее Гладковки, по течению Кальмиуса, есть еще один пруд. Его устроила шахта Засядько. На его берегах хоть раз отдыхал всякий гладковец, не особо обращая внимания на то, что в отдельные сезоны его берега затягивает блестящей-то черной жижей (из нее, говорят, жители противоположной Пастуховки легко добывают уголь путем выпаривания).
Кировский
Главный поселок Кировского района – это, конечно, Рутченково. А главная речка Рутченково – Черепашина. Ее главный ставок находится чуть западнее площади Свободы, рядом с ДК Франко. Если точно, их там два, но один побольше (площадь 4,5 гектаров) и важнее. Еще недавно на его берегах был самый настоящий пляж, где подвергались рекреации самые настоящие люди. Фотография еще 1982 года показывает картину, неотличимую от приазовской. Теперь тут все строже, и из всех курортных радостей к услугам отдыхающих – только ресторан «Гуляй-хата». Выше по течению Черепашиной, по направлению к станции Рутченково, пытливый исследователь разыщет еще несколько мелких водоемчиков, а чуть в стороне, на одном из притоков – знаменитый ставок пивзавода, возможно, и самый старый в городе (начал создаваться еще, наверное, в XIX веке, когда городом тут еще не пахло).
Кировский район большой, и водные очаги разбросаны по всему его телу. На юге, у впадения Черепашиной в Широкую, рядом с одноименным микрорайоном, находится (в приличном состоянии) пруд Песчаный (подпольное название – Третий Кирша). Несмотря на все превратности, его берега все еще привлекают кое-кого, и не только широчан. Тут же, неподалеку – собственно, пруды Кирша: Второй (самый большой, величиной в 43,5 гектара, с развитой в меру возможностей пляжной инфраструктурой) и Первый (гораздо меньший, но значительно более известный – именно на его берегах располагается база ФК «Шахтер», в связи с чем данный водоем, наверное, является самым чистым в Донецке).
Перенесемся в северо-западную часть Кировского района. Тут воды столько, что даже теряешься, с чего начать. Начнем с севера, где на окраине поселков Абакумова, Бирюзова и Лидиевки течет река Лозовая. Цепь прудов на ней не то, чтобы бесконечна, но насчитывает аж восемь (или девять?) единиц, и, что бы там ни говорили, имеет вполне здоровый вид. Здесь даже есть места для платной рыбалки, что само по себе ярко свидетельствует. В районе Лидиевки река Лозовая распадается на два рукава, где целая россыпь маленьких ставков. Чего тут только нет: Пляжный, Болото, Амазонка… Последнее название рождено сатирически настроенными жителями поселка Горняк, которые за неимением своей воды, ходили купаться сюда. Свет был очень дальний, поэтому и родилось: Амазонка.
Южнее Абакумова, Бирюзова и Лидиевки течет другая река – Пасечная. Ее истоки – у поселка шахты №29, и почти там же образован огромный водоем, известный как «Сады». Дальше, у южных отрогов Бирюзова, речка опять вздувается – тут два Карповских ставка, очень старых, один из которых, образующий два выступа, местные метко назвали «Штанами». Бирюзовцы любят ходить сюда для различных безумств – от поселка к прудам «набито» сразу несколько отчетливых троп, а на берегах следы кострищ и несколько шалашей, откуда иногда высовываются пухлые синеватые физиономии.
Ну, и чтобы уж покончить, наконец, с Кировским районом, упомянем о двух так называемых Питьевых ставках. Это такой, понимаете, английский юмор, когда обыгрывается то, что вроде бы обыгрыванию не подлежит. Старый Питьевой и Новый Питьевой… Не для питья они придуманы, конечно, а для обслуживания шахты №17-17 бис. Впрочем, один из них, довольно большой (6,8 гектаров) взят в аренду и содержится в состоянии, близком к питьевому.
Петровский
Петровские воды? А как же, есть и такие! Здесь мы видим сразу две системы.
Одна образована довольно большой (по нашим меркам) рекой Осиковая, скользящей по южной границе города. В районе Петровки ее обогатили сразу тремя водоемами: Бродским, Средним и Алчевским. Этимологию названий здесь обсуждать не будем, упомянем вместо этого о смешной местной легенде, согласно которой, на две какого-то из ставков (или всех сразу) лежит скифское (или татарское, или казацкое) золото, и в так называемые «лихие 90-е» его пытались достать какие-то японские бизнесмены. Несколько прудов, не столь примечательных, есть по течению Осиковой и западнее, в районе Трудовской. Например, у поселка «Зеленый гай», недалеко от «Эквицентра», мы видим, так сказать, белое и черное: сравнительно чистый ставок и явное болото, издающее чавканье и вообще утробные звуки на манер Гримпенской трясины.
Северная часть Петровского района обрамлена ожерельем прудов по реке Сухой (иногда называемой также Сухим Яром), притоку вышеупомянутой Осиковой. Их шесть. Если идти от Петровки, то сначала будут так называемые «десятовские» (привязанные к усопшей шахте №10 «Чекист»), дальше – «Свинарник» (ничего личного – просто на берегах когда-то была свиноферма)…. И так далее. В самом конце – ставок кирпичного завода. В большинстве из водоемов есть рыба. Обычная донецкая рыба…
Такие дела с водой у нас в западной части города. Через неделю посмотрим, что у нас на востоке.