На борту «Орленка»

В один из дней 1995-го, кажется, года, по улицам Донецка провезли какие-то странные огромные запчасти. Что-то похожее на расчлененные останки робота с обложки альбома News Of The World группы Queen. Мало кто понял вообще, что это было. А тот, кто понял, отчасти пригорюнился, отчасти наоборот. Потому что это были останки самолета-кинотеатра «Орленок», сыгравшего определенную роль в истории города.

***

А в один из дней 1977-го, вроде бы, года по улицам Донецка провезли пассажирский самолет Ту-104. Тогда еще свежа в памяти была комедия «Невероятные приключения итальянцев в России», а Матиас Руст еще только пошел в начальную школу. Поэтому никто не подумал об угоне или диверсии, а решили, что самолет совершил внеплановую посадку на гражданскую трассу. Но, поскольку крыльев он не имел, оставалось гадать дальше. Кто мог подумать, что это едет к месту дислокации очередной донецкий кинотеатр?

Тогда, в середине 70-х, по всему Союзу пошла мода приспосабливать списанные самолеты под какие-то объекты для детей. На борту были кафе. Были детские сады. Но чаще всего, были кинотеатры. Так что Донецк со своим Ту-104 не открыл какой-то Америки. Однако для жителей города, еще не видевших подобного, новый кинотеатр (его, разумеется, назвали «Орленок») стал маленькой сенсацией.

Что там находилось внутри? Вот как описывает интерьер тогдашний маленький мальчик, а ныне – светило журналистики Рамиль Замдыханов:

«В 1983 году это был вполне рабочий кинотеатр и я там даже смотрел «Сборник мультфильмов». Как «почти настоящий самолет» это было круто, а как кинотеатр он не мог удовлетворить даже невзыскательную донецкую публику: душно, тесно, в качестве экрана - какая-то ширма, которой перегораживали проход. Зато или до, или после сеанса пускали в кабину, где тогда еще сохранилась большая часть приборов со стрелками. Штурвалы там и все такое прочее. Пулеметы, конечно, поснимали…»

В общем-то, и шли в «Орленок», конечно, не ради кино, а ради экзотики и тайны. Для того, чтобы представить себе ощущения пацана 80-х, попавшего в кабину пилота, нужно было вырасти под знаком серпа и молота, с молоком матери впитать ту пронизывающую все секретность, которая отличала советскую жизнь. Так что, побывать в настоящей кабине пилота, по ощущениям, тогда было – почти как получить звезду Героя. И ведь совершить это мог каждый – за какие-то 10 копеек.

«Тушка», переделанная в кинотеатр, перестала быть секретным объектом, поскольку все «режимное» с нее поснимали. Однако специальный милицейский пост рядом с ней таки устроили. Самолет самим фактом своего существования привлекал массу любителей нетипичных ощущений. Самолеты всегда привлекают мальчишек, что уж тут поделаешь… Один из дончан с одного из интернет-форумов вспоминает: «Паренек из моего двора сломал руку, грохнувшись с этого Ту-104. Легко, можно сказать, отделался. В больнице, когда ему оформляли справку, о причине травмы написали: «Упал с самолета». Смеялись всем двором!»

(У донецких хирургов совершенно особенное чувство юмора, говорю как сын донецкого хирурга).

Самолет был установлен на свободном промежутке между дворцом молодежи «Юность» и краеведческим музеем, вплотную к улице Челюскинцев. Впрочем, промежуток очень скоро перестал быть свободным: к 1983 году здесь устроили выставочный центр «ЭкспоДонбасс». Получалось, что самолет как бы открывал подход к новому модерновому сооружению. По такому случаю его подмарафетили (то ли красили, то ли скребли, но в любом случае, работали над ним ремонтники несколько недель, и основательно). И это был последний взлет «Орленка». В дальнейшем он только деградировал.

Во второй половине 80-х кинотеатр «Орленок» перестал существовать. Но самолет на месте остался, и в нем после некоторой паузы устроили тир, который помнят многие аборигены. Прошло еще несколько лет. Наступили, так сказать, «лихие 90-е». И самолет превратился просто в непонятный летавший объект. Рассказывает дончанин Михаил: «Помню очень хорошо, как я по нему лазил в 1990-91 годах (мне было 16 лет, учился в училище №58, что напротив проходной «Точмаша»). Внутри уже не было ни тира, ни кинотеатра, но по кабине можно было пошастать в свое удовольствие. Кстати, в кабине у меня был первый раз с девочкой. Незабываемые ощущения! Было не очень удобно, но такая память на всю жизнь…»

Прошло еще какое-то время – и в самолет наведался пытливый дончанин Семен Бондаренко: «Внутри был полный упадок - все разбито и сломано, салон напоминал притон, превращенный в туалет». И вот это уже был финиш…

Требовалась только более-менее крепкая власть в городе, чтобы устранить летную рухлядь. Власть появилась в виде «настоящего губернатора» Владимира Щербаня. По крайней мере, считается, что именно он отдал распоряжение о том, чтобы убрать обветшавший Ту-104 с глаз долой. Что и было сделано.

Так закончилась история объекта, с которым у многих нынешних 40-летних ассоциируется понятие «светлое детство».

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии