• Головна
  • Анатолий Гриценко: Проведение реформ означает для Януковича бить по своим
08:47, 11 жовтня 2010 р.

Анатолий Гриценко: Проведение реформ означает для Януковича бить по своим

 Экс-министр обороны, председатель парламентского Комитета по вопросам нацбезопасности и обороны Анатолий Гриценко, побывав 9 октября в Донецке, высказал на своей пресс-конференции мнение по поводу политической ситуации в стране.


 - Президент Украины Виктор Янукович в результате отмены Конституционным судом политреформы получил необъятные полномочия, которые по-вашему выражению "Кучме и не снились", как вы думаете, сможет ли он провести так необходимые сегодня стране реформы?

 - Вначале о моем отношении, не как руководителя политической силы, а как гражданина. Я хотел, чтобы у команды Януковича что-то получилось. Потому что если получится - это  будет в интересах страны. Я не буду от радости прыгать до потолка или хлопать в ладоши, если у него не получится. Я буду сожалеть. Потому что это утраченное время для страны и еще большее разочарование  в обществе. Из этого я исхожу. Это первая часть ответа.

Вторая часть, второй фактор. 8 месяцев были практически утрачены Януковичем. Самые продуктивные с точки его рейтинга и поддержки в обществе. Он мог и обязан был сделать со своей командой намного больше. Я думаю, что у него тоже такие ощущения. Иногда приходят. Сейчас он получил все, что хотел. Практически общество не может его остановить. Оппозиция не может его остановить в парламенте. Своя команда уже не может его достать. Он обрезал все концы. Он все всем "простил". Куда пойдет он дальше - вы задаете вопрос? 

 По отдельным признакам я могу сказать, что, наверное,  у него присутствует желание сделать какие-то реформы. Насколько я знаю и понимаю Януковича, слово реформы  у него скорее ассоциируются с чем-то  приземленным, практическим. Вот новая дорога, которой не было, новый мост, вот что-то отремонтировано и стало лучше. В таком земном понимании. Если его окружение донесет  и убедит его и в понимании системных изменений, которые не все выражаются в таких вот вещах. Которые закладывают какие -то стимулы и механизмы. И уже сработают сейчас частично поcле того, как Янукович выйдет из этого кабинета, тогда, возможно, он решится. На принятие таких решения. Но думаю, что ему будет психологически трудно.

 К примеру, в интересах страны создать условия для конкуренции на газовом рынке. Но в интересах Фирташа иметь там монополию. Сможет ли Янукович бить по своим? Потому-что проведение реформ, для него означает бить по своим, убирать монополистов, разрушать схемы, через которые десятки миллиардов разворовывается. Хватит ли у него смелости это делать или нет - у меня большой вопрос. Я думаю, он что-то попробует и это что-то будет на уровне процентов пятнадцать оттого, что нужно было бы стране. Хотел бы я ошибиться.

 - Ваше отношение к роли, которую сегодня и  в бизнесе и политике играет ваш коллега по парламенту депутат Ринат Ахметов?

 - Моя принципиальная установка, что государство должно быть построено так, чтобы бизнесменам нечего было делать в политике и государственной власти - ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Если Ахметов успешный бизнес-менеджер логично, чтобы он занимался бизнесом, а не формировал себе фракцию и назначал своих людей в правительстве. Я понимаю, что государство еще так не построено. И бизнес идет в политику, во власть, прежде всего, чтобы защитить свои интересы.  Но когда во власть приходит крупный бизнес, тогда очень трудно отделить интересы бизнеса и государства. Посмотрите на наше правительство, на некоторые назначения в СБУ, администрации президента.- там сидят миллиардеры. Посмотрите ряд вице-премьеров - Клюев, Колесников, Тигипко - это все миллиардеры, как минимум гривневые.Вы уверены, что им удается отделить интересы собственного бизнеса от интересов государства? Не уверен, соблазнов просто море. Примеров тоже море. Нужно создавать систему, при которой на государственную службу идут те, которые хотят служить государству, а не продвигать интересы собственного бизнеса. Поэтому в этом смысле, я думаю, наступит время, когда Ахметов уже не будет бороться за депутатский  мандат. Туда уже Пинчук не пошел, Ярославский  не пошел, другие. Может, их лучшие представители юристы, которые склонны к законодательной работе, будут работать в парламенте.

 - Президент во время визита во Францию заявил о возможности возращения к смешанной пропорционально-мажоритарной системе выборов в парламент. Как вы оцениваете подобную перспективу?

 - Я думаю, что сейчас в ходе местных выборов пройдет обкатка властью общества. До этого политологи, социологи переставляли наперстки, решали, какую же лучше построить избирательную модель на местные выборы. Выбрали такую - 50 на 50. С таким же способом формирования комиссий. Абсолютно не логичным, уродливым, когда три члена могут принять любое решение в коллегиальном-то органе.  В зависимости от результатов, если им понравится, они могут предложить такую же схему или еще более уродливую. Контуры ее Янукович очертил. 50 процентов по мажоритарке, 50 процентов по партийным спискам. Если бы я решал или бы у меня была фракция или большинство, я бы внедрил бы другую систему. Партийные списки, но открытые. То есть сохранить структутризацию общества и партийную ответственность. Но ни коем образом не поддерживаю сохранение закрытых списков, когда проходят водители, массажисты, офис-менеджеры и просто бандюки, как мы видели. До драк доходит, причем профессиональных в парламенте. А каждый идет на округ, чтобы ум и дурь каждого была видна, что бы человек был закреплен партией за округом, и результат партии в списке в парламенте складывался из того, сколько голосов они наберут. И партийный список формировался не вождем в самом начале, а стал результатом поддержки людей в той или иной партии. Кто пролетел, того в списке не будет, даже если лидер изначально записывал. Вот это я внедрил бы. Я не думаю, что будет внедрена полностью мажоритарная система. Что тоже допустил Янукович. Я уверен, что они на это не пойдут. Потому что теряется и роль их партии и партийный контроль. Такая уже была при Кучме. Тогда каждый депутат заламывает большущую цену, чтобы голосовать за премьера. Это цена выражается в потоках, должностях и т.д, поэтому они не пойдут на чистую мажоритарку 50 на 50 может быть, но я за это голосовать не буду. 

Более того, я уверен, что они пойдут на сокращение срока избирательной кампании. Кстати, подумайте почему – вы же видели как в минувшую пятницу проголосовали изменения в Конституцию – чтобы парламентские выборы перенести на октябрь 2012 года. С другой стороны, нынешняя Конституция предписывает провести их в конце марта.  Для того, чтобы эти изменения в Конституцию стали реальностью, нужно в начале следующей сессии (а это начало февраля) получить 300 голосов за них. С другой стороны, если выборы в конце марта, то по  действующей Конституции еще до февраля надо начинать кампанию. Поэтому, я думаю, в этом промежутке нас ждет изменение закона о выборах и сокращение периода избирательной кампании – чтобы оставить окно возможностей открытым. Получили 300 голосов – оттянули до конца октября 2012 года. Не получили 300 голосов, тогда можно идти на выборы в конце марта.   

 К вопросу одной из тем, приведшей вас в Донецк - на что претендует Ваша политическая сила в нашем регионе, какие задачи вы поставили перед своими донецкими однопартийцами? Как вы реально оцениваете свои шансы? 

- Вы уже дали ответ – мы оцениваем свои шансы реально. Мы исходим из того, сколько людей включились активно в работу, какими людскими, организационными, финансовыми ресурсами они могут располагать. Мы оцениваем регион – он особый, честно скажем. По сравнению, скажем, с Киевской областью, с Ровенской областью. Мы понимаем о чем говорим. Поэтому мы будем принимать участие в выборах в местные органы власти в Донецкой области, но будем делать это точечно – там, где уже созданы наши структуры.  В целом по Донецкой области более 40 человек заявлены нами кандидатами в городские и районные советы. Какой будет результат – мы увидим. Как минимум о нас узнают. Второй результат – мы получим опыт, третий– мы внесем свою лепту в прозрачность избирательного процесса. Четвертый результат – это те люди, которых изберут. Люди, которые зададут другой, прозрачный и ответственный стандарт работы в местной власти.  Мы приняли принципиальное решение участвовать во всех избирательных кампаниях и расширять базу своей поддержки и доносить людям то, что мы считаем правильным. И оценку ситуации, и то, как нужно действовать. Этим мы будем заниматься.

 

Роман Лазоренко

 

-

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...