
Александр Анищенко: В Донецкой области «скорая помощь» своевременно приезжает от 80 до 89 % случаев вызовов
Как в Донецкой области проходят реформа службы экстренной медицинской помощи.
Об этом сайту 62.ua рассказал экс-министр здравоохранения Александр Анищенко, который в настоящее время возглавляет Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф в Донецкой области.
Тема сегодняшнего актуального интервью - перемены в службе экстренной медицинской помощи, которые согласно законодательству, введены в стране с 1 января 2013 года.
- Александр Владимирович, как идет реформирование службы, что из новых нормативов уже удалось внедрить в практику?
- Прежде всего отмечу, что все, что прописано в законе - это те нормативы, которых мы должны достичь за пять лет. За это время мы должны первое - провести структурные изменения в системе экстренной помощи. Второе - попробовать с помощью дополнительного финансирования увеличить количество бригад, ведь это зарплата и машины.
Кстати, вопрос повышения зарплаты здесь является краеугольным, поскольку необходимо решить проблему заинтересованности медработников в работе, чтобы они шли работать в нашу службу. Необходимо довести ее уровень хотя бы до того, который есть сегодня в "первичке".
Кроме того, не все нововведения упираются в перемены в нашей системе. Для того чтобы соблюдать нормативы прибытия машин скорой помощи, естественно, надо заниматься улучшением дорог, освещением, и такими банальными вещами, как номерной знак на доме, который часто отсутствует.
Местные органы власти должны поработать над дорогами, как внутриквартальными, так и магистральными. Этот вопрос очень важен, так же как и культуры поведения водителей на дорогах.
По поводу того, что уже выполнено, могу ответственно заявить, что с 2012 года мы в полной мере обеспечены медикаментами. На один вызов сегодня у нас выделяется 25 гривен, много это или мало? Если сравнивать с 2011 годом, то на каждый вызов предусматривалось полторы-две, кое-где три гривны. Нынешний уровень финансирования по этой статье позволяет нам приезжать к пациенту с полным набором медикаментов. Однако здесь есть проблема - сегодня мы должны научить врачей работать по стандартам. К примеру, сегодня в нашем регионе на первом месте по смертности стоят заболевания сердечно-сосудистой патологии, инфаркты, инсульты. В протоколах оказания догоспитальной медицинской помощи в этих случаях стоит применение тромболитических препаратов, по показаниям, конечно. Это снижает, как процент смертности, так и процент возникновения инвалидности. И в некоторых городах, в том числе и в Донецке, эти препараты применяют. А допустим, в таком районе, как Волновахский, в прошлом году использовали на один вызов около 6 гривен, и все потому, что не научились работать по стандартам.

- А за сколько сегодня прибывает скорая на вызов?
- Сегодня мы выполняем нормативы своевременных приездов ( 20 минут - в черте города, и 30 минут - в сельской местности - ред.) от 80 до 89 % вызовов, в зависимости от погодных условий, напряженности дня и пр.
То, что сегодня Центр находится на областном бюджете, позволяет внедрять понятие единого медицинского пространства. Для скорой теперь не имеют значение территориальные границы. Ведь раньше, если машина находилась в одном районе, а вызов пришел из соседнего, несмотря на то, что в этот момент машина находилась в непосредственной близости, они не могла выехать на такой вызов. Границы городов и районов все это тормозили.
Теперь же мы объединяемся, и с 1 мая этого года начнет работать единая структура экстренной медицинской помощи, главный принцип которой, чтобы в одних руках была управляемая система, которая могла оперативно реагировать на любую чрезвычайную ситуацию (у нас же два названия Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф). В настоящее время идет создание единой диспетчерской с GPS - навигаторами. Будет создана единая диспетчерская, которая позволит любую машину, которая находится ближе всего к месту вызова, направлять к пациенту.

- Сколько в Донецкой области сегодня диспетческих пунктов, сколько людей в службе работают, достаточно ли этих бригад?
- Сейчас у нас 28 станций, 28 диспетчерских, и еще более сорока подстанций, и у них везде есть свои диспетчерские. Обеспеченность бригадами скорой помощи, как фельдшерских, так и врачебных, составляет в среднем по области 80%. Но у нас есть некоторые районы, где обеспеченность бригадами 1,3 на 10 тысяч населения, и есть Донецк, где этот коэффициент равняется 0,65. Естественно, что, чем больше бригад, тем быстрее мы приходим на помощь. Сейчас за счет внутренних резервов мы будем создавать новые бригады. В этом году создаем 11 дополнительных пунктов временного и постоянного базирования машин скорой помощи. Ближе к тем улицам, где согласно проведенному анализу, выше количество вызовов.
С 1 мая в Донецкой области будет 11 станций, 60 подстанций и 65 пунктов временного базирования, итого 135 субъектов, которые будут оказывать скорую помощь.
Сегодня в системе работают более 6 тысяч сотрудников, в том числе 1100 врачей, более 2 тысяч среднего медперсонала, 1400 водителей.

- Как будете решать проблемы обеспеченности службы машинами, оборудованием и кадрами?
- Новые машины, безусловно, нужны. Сегодня у нас есть 522 машины службы скорой помощи. В том числе 126 реанимобилей (107 выделены государством и 19 - по спонсорской помощи). Новых из этих машин только 126. Около 70% процентов машин сегодня нуждается в замене. И этот вопрос сегодня решается. Во всяком случае, есть решение на государственном уровне о том, что, начиная с этого года, для закупки машин в масштабах страны будет выделяться 1 миллиард гривен ежегодно.
Нашей Донецкой области надо более 900 машин. Я думаю, что примерно 100-120 машин в этом году мы получим. Плюс областной администрацией подписан план развития экстренной медицинской помощи, и с помощью этой программы мы планируем закупить еще 10 машин.
Оборудование в наших скорых сегодня соответствует современным стандартам. Те машины, которые мы закупаем, должны соответствовать ГОСТу, который, кстати практически полностью списан с немецких аналогов.
Что касается кадров, да, их не хватает. И, к сожалению, зарплата у медработников не высокая, поэтому наши специалисты вынуждены работать на полторы ставки. Я надеюсь, что когда мы будем процентов на 70-80 обеспечены врачебными кадрами (сейчас это 53,5 %), то мы решим кадровую проблему. Плюс я надеюсь, что сейчас разрабатывается новая система оплаты труда, которая позволит привлечь специалистов в нашу службу.