За что донецкая молодежь любит швединг?
Сегодня 62.ua начинает новый проект — "Легко ли не умереть от скуки молодым в Донецке", посвященный хобби донецкой молодежи. И открывает нашу новую рубрику - интервью с основателем не только донецкого, но и украинского швединга. Для тех, кто не знает, швединг - это процесс создания самодельных римейков известных фильмов. Термин придумал французский режиссер Мишель Гондри в культовом фильме "Перемотка".
|
Итак, представляем героя нашего интервью:
Евгений Кошин, который задумал и провел уже девять кинофестивалей швединга в Донецке. Ему 25 лет, он аспирант, пишет диссертацию на кафедре теории литературы и художественной культуры в Донецком Национальном университете, а в свободное от науки время снимает кино.
- Евгений, правда, что именно вы являетесь зачинателем швединга по Украине, и именно Донецк в этом был первым. Как это вышло?
- Да, вас не обманули. В 2009 году я посмотрел фильм «Перемотка» режиссера Мишеля Гондри. Сюжет фильма таков: главные герои — два друга, один из которых работает в видеопрокате. По сюжету вышло так, что по вине второго все кассеты с фильмами размагнитились. В это же время приходит посетитель и требует кассеты. Молодым людям, чтобы исправить ситуацию, больше ничего не приходит в голову, как самим снять требуемый фильм. Для этого герои идут в библиотеку, надевают какие-то дурацкие костюмы, берут видеокамеру и снимают кино. Постепенно этот процесс становится популярным у жителей квартала, которым объясняют, что снятый таким образом фильм отправляют в страну Шведия, там их «отшведивают» и обратно присылают готовые "шведы".
Посмотрев фильм, я также подумал - было бы здорово снять своими руками, переделать популярный фильм. Сделать римейк с помощью подручных средств, найденных на помойке, в гардеробе и т. д. Так получилось, что провел первый фестиваль...
- Нет, ну, так просто все не бывает...
- Конечно, сначала я подумал, что сделаю это сам, покажу друзьям, и на этом все закончится. Все посмеются и забудут. Но вышло так, что эта идея понравилась. И мои друзья позвали своих друзей, началась реклама мероприятия через социальные сети, и практически из ниоткуда появилось неожиданно много желающих делать швединг...
Я подумал, что было бы еще интересней, если задавать время для съемки, попробовать сделать фильм в течение суток.
- Как это происходит?
- Участники получают неподписанные диски, они не знают, что им попадется. Приходят, вставляют кассету, видят, какой у них фильм, и придумывают новый сценарий - какие именно эпизоды они хотят переснять, и целую ночь-день снимают - выбирают актеров, делают костюмы, монтируют, записывают звук. По нашим правилам, нельзя использовать записанные музыкальные темы. Какой в этом смысл? Хотите использовать музыку - напойте ее сами, наиграйте на тарелках, на гитаре, синтезаторе.
После этого все приходят в кинотератр, который мы заранее арендуем, где происходит просмотр и голосование. Оно у нас абсолютно демократическое, все сами выбираем, получаем бюллетени для голосования. За свой фильм голосовать нельзя. И невозможно. В бюллетенях для госования необходимо зачеркнуть свою команду. Поощряются первые три места, плюс есть специальный приз, который наша команда организаторов определяет, чтобы это было ориентиром для других, и было понятно, куда мы хотим двигаться.
Так у нас уже прошло девять раз.
- За чей счет поощрения, у вас есть спонсоры?
- Абсолютно все за деньги участников, предусмотрен организационный взнос за команду. За эти деньги арендуется кинозал и выдаются призы. Спонсоров никогда не было, потому что, когда они возникали, они пытались диктовать свои условия. А нам это совершенно не интересно, и нет никакого смысла в спонсорах. Мы всегда выходим в ноль, так что все хорошо.
- Поклонники швединга - не входят ли в какую-то общественную организацию?
- Нет, мы принципиально не хотим создавать никакой организации. Мы существуем только в интернете, социальных сетях. Максимально в одном из фестивалей у нас участвовало около 30 команд, то есть максимально 200 дончан. Всего за время фестивалей было около 700 человек, в среднем. Постоянных участников - примерно 100-120. Тех, кто участвует во всех фестивалях, команд 10-15. Всегда можно рассчитывать, что они сделают что-то интересное. Часто одни и те же берут первые места.
- У вас есть самый любимый фестиваль?
- Да, это восьмой швединг, который проходил в сентябре прошлого года. Он был самым сложным по организации и, наверное, самым интересным по контенту. Но это и естественно - с каждым годом команды растут. Новички видят, как работают предыдущие команды и понимают, чему соответствовать. Поэтому и не возникает проблем с нарушением правил, что, кстати, у нас жестко карается. Бывает так — вроде бы фильм понравился, за него проголосовали, но, к примеру, если допущено нарушение по времени, мы принимаем вынужденные меры, чтобы все команды были в равных условиях.
- Вы никогда не меняете правила?
- Нет, конечно. Разве что не принципиальные, стилистические, так сказать, вносим изменения. Могут измениться системы просчета рейтинга. Но суть не меняется, самое главное — все сделать своими руками...
- Продолжая тему "любимого" фестиваля, скажите, чем он еще запомнился?
- В этот день мы собрались в парке для просмотра, но пошел дождь, и мы решили переместиться под мост, с огромным экраном, со звуком, со всеми официальными бумажками, это было организационно сложно, но было весело и здорово. Под мостом было сухенько, тепленько, а вокруг шел ливень. Это был самый запоминающийся день.
- Интересовались, есть ли подобные фестивали где-либо еще — в России или других странах?
- В России нет, насколько я знаю. На Западе снимают, есть даже фестиваль в США, в городе Fresno (штат Калифорния), но у них другие правила. К ним на фестиваль присылают уже готовые работы. Они так придумали: сначала римейки, потом фестиваль. Мы сделали наоборот, сначала фестиваль, потом римейки. Потом после нас это дело подхватили николаевцы, мои знакомые ребята провели в Николаеве несколько фестивалей швединга, потом — луганчане, присоединился Днепропетровск, недавно швединг прошел во Львове, обещают в Черновцах провести. Цепная реакция пошла...
- Когда следующий фестиваль в Донецке и подбираете ли Вы тематику?
- Уже в мае собираемся провести десятый швединг. Что касается тематики... Первый швединг мы проводили исключительно по русскоязычным фильмам. Сделали такую подборку, так как это был первый фестиваль на постсоветском пространстве.
Потом работали по жанрам. У нас были швединги по фильмам ужасов, космической фантастике, супергеройским фильмам, боевикам, по вестернам. Потом проводили экспериментальный швединг, когда нужно было снять один фильм в стиле другого. К примеру, снять «Доктора Хауса» в стиле мультика "Козаки" или наоборот. Что-то получилось интересным, что-то нет, но дальше по этому пути не пошли. Кстати, тогда же мы сделали две линейки - экспериментальную и линейку по всем восьми фильмам о Гарри Поттере. Затем провели восьмой швединг, о котором я уже говорил, как раз любимые фильмы 80-90-х годов, на которых, в основном, и выросла наша целевая аудитория...
- А что для вас целевая аудитория? Она имеет какое-то значение?
- Наверное, нет... Кто целевая аудитория? Ну, все началось с моих друзей, потом пришли друзья друзей, потом совершенно незнакомые люди, с которыми мы тоже подружились. В итоге, кто этим занимается? Ребята-студенты. Средний портрет: человек на старших курсах вуза или уже закончивший вуз, то есть с высшим образованием.
- А по социальному статусу?
- Знаете, в Москве говорят: "У нас есть десять тысяч людей, все остальные - зомби". В Донецке, соответственно, чуть поменьше. Это своего рода тусовочный народ. Некоторых из них сегодня называют нехорошим словом - "хипстеры". Это одни и те же люди, которых можно всегда встретить на проектах культурной платформы "Изоляция", которые приходят на кинопоказы "Французской весны» и т. д. Хотя не все, есть и такие, которые приходят непонятно откуда. Ну и хорошо, что приходят.
- Как вы считаете, почему люди к вам идут, зачем им швединг? Не хватает в городе культурных мероприятий?
- По большому счету, так и есть. Я лично занимаюсь этим по очень простой причине — чувствую ответственность за то, что все это начал. Даже когда уезжал из города на год, работая в Киеве, приезжал в Донецк специально, чтобы провести швединг. Люди приходят? Приходят! Значит, им это интересно. А если фестивали не будут проводиться, возможно, что и зачахнет мой швединг. С одной стороны, от меня уже этого ждут, и тут уже съехать мягко не получится. С другой стороны — да, мне это нравится, весело, плюс хороший опыт организации "ивентов", который потом помогает в работе. Но главное, что мне это нравится, и я буду это организовывать.
- И все же, на ваш взгляд, почему это нравится другим?
- Моя гипотеза, что действительно Донецк — нищеватый в культурном отношении город. У нас очень мало развлечений, то есть предлагают или совсем такого рода развлечения, простите, для пролетариата — ночные клубы со Светланой Лободой... Да, у нас развито условно тоталитарное искусство типа балета, оперы, но кому это интересно? Плюс у людей есть огромная жажда деятельности. У них безумная энергия, которую негде реализовать, нет неакадемических театров, нет кинопроизводства, а у людей есть желание высказываться, творить. Вот они и идут к нам. Причем действительно, если человек работает изо дня в день, то для него возможность собраться с друзьями раз в три месяца и выдать какую-то продукцию вызывает ощущение сопричастности к чему-то очень хорошему. Он чувствует себя, если хотите, творцом, а не рядовым винтиком... Вы знаете, это действительно непередаваемое чувство — увидеть себя на экране.
Швединг —- это не просто народное творчество. Это игра, суть которой заключается в том, чтобы передать сюжет с помощью подручных средств, без денег сделать спецэффекты. Мы возьмем петарды, хлопушки, дезодарант с зажигалкой, и устроим взрыв. Или построим гигантский город из коробок и снимем, как там ездят детские машинки.
Знаете, это действительно поиск решений, как одно передать с помощью другого.
- Ну, что же, остается посмотреть Ваши работы.