Почти вся наружная реклама в Донецке может оказаться вне закона
Рынку наружной рекламы грозит масштабный передел. Вчера Кабинет министров согласовал разработанный в МВД законопроект, который предусматривает снос 90% всех рекламных конструкций в стране.
Авторы документа называют наружную рекламу причиной значительной части ДТП, хотя даже в официальной статистике размещение рекламы не выделяется среди главных причин аварий. Участники рынка, который оценивается в 1,2 млрд грн в год, рассчитывают на альтернативный законопроект, который предусматривает сокращение только 40-50% парка конструкций. Сообщает «Коммерсант-Украина».
На вчерашнем заседании Кабинета министров был одобрен законопроект "О размещении наружной рекламы на автомобильных дорогах общего пользования, а также улицах и дорогах городов и других населенных пунктов", разработанный Министерством внутренних дел. Его авторы предлагают запретить размещение наружной рекламы над проезжей частью автодорог общего пользования, а также на расстоянии менее 10 м от края проезжей части, на опорах дорожных знаков и фонарей, в зонах транспортных развязок, мостов и "местах концентрации дорожно-транспортных происшествий".
Причина разработки документа — забота о безопасности дорожного движения, говорится в пояснительной записке к документу. Кроме того, разработчики ссылаются на указ президента о Национальном плане действий по внедрению экономических реформ на 2010-2014 годы, где предусмотрена гармонизация законодательства о наружной рекламе с европейским и говорится о запрете размещения рекламной информации на дорожных знаках.
Правда, в пресс-службе Госавтоинспекции — непосредственного разработчика документа — вчера не смогли привести данные о ДТП, произошедших из-за наружной рекламы. А в официальной статистике ГАИ за январь-май указано, что основными причинами ДТП с потерпевшими были превышение скорости (26,1%) и нарушение правил маневрирования (19,9%). Наружная реклама как причина ДТП в статистике ГАИ отдельным пунктом не выделяется. "Возможно, эти данные не находят отражения в статистике, но обилие наружной рекламы действительно отвлекает водителей от дорожных знаков и ситуации на дороге",— считает главный редактор газеты "Дорожный контроль" Алексей Кириенко.
Участники рынка наружной рекламы утверждают, что инициатива ГАИ фактически убьет отрасль. По словам главы координационного совета Ассоциации наружной рекламы Украины Артема Биденко, в Украине над дорогами размещено около 40 тыc. рекламных конструкций, или порядка 90% рынка наружной рекламы. Речь идет о рынке объемом 1,2 млрд грн (данные Всеукраинской рекламной коалиции по итогам 2012 года). В 2013 году этот рынок должен был вырасти еще на 16,7%, до 1,4 млрд грн.
Нынешний законопроект — не первая попытка запретить наружную рекламу на автодорогах. В начале июня с аналогичной инициативой выступил народный депутат Антон Яценко (Партия регионов). "Такая активность похожа на попытку запугать участников рынка",— говорит глава подкомитета по вопросам рекламы парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Елена Кондратюк ("Батькивщина"). Первый заместитель главы комитета Елена Бондаренко (Партия регионов) считает, что депутаты вряд ли поддержат инициативу. "Если правительственный законопроект будет повторять законопроект Антона Яценко, комитет порекомендует отправить его на доработку",— заявила депутат.
Эксперты соглашаются, что правила размещения наружной рекламы требуют корректировки. "Нынешние нормы зачастую просто не соблюдаются, в результате на дорогах много нарушений",— считает Алексей Кириенко. Сейчас к рассмотрению во втором чтении готовятся поправки к закону "О рекламе", поданные комитетом по вопросам свободы слова и информации еще в 2011 году (см. "Ъ" от 30 мая 2011 года). По словам Елены Кондратюк, законопроект предусматривает размещение рекламных конструкций вдоль дорог в городской черте на расстоянии 50-75 м друг от друга, а за пределами города — на расстоянии до 1 км. Депутат отмечает, что это приведет к сокращению наружной рекламы в городах на 40-50%. "Законопроект комитета предполагает цивилизованные нормы регулирования рынка, которые соответствуют пожеланиям и его участников, и госорганов, обеспокоенных ситуацией на дорогах",— говорит директор крупнейшего оператора наружной рекламы BigBoard Юрий Чаруха.