В деле об убийстве сотрудников «Приватбанка» по прошествии 2 лет приговор так и не вынесен
В воскресенье, 29 декабря, будет ровно два года с момента резонансного убийства пятерых сотрудников «Приватбанка» в центре Донецка.
За это время суд так и не смог поставить точку в кровавом деле и вынести приговор двум обвиняемым в убийстве — 34-летнему Максиму Рудычеву и 32-летнему Сергею Ломако. Они обвиняются по нескольким статьям УК Украины — за незаконное обращение с оружием, умышленное убийство, разбойное нападение. Если суд докажет их вину, им грозит лишение свободы от 10 лет до пожизненного.
Напомним, в вип-отделении банка на Театральном проспекте из пистолетов были убиты управляющая Елена Отачкина, менеджеры Елена Гиниятуллина и Татьяна Шевцова, кассир Татьяна Бурцева — молодые женщины в возрасте от 23 до 32 лет. Также от пуль налетчиков погиб и 46-летний охранник отделения Вадим Бондаренко. Деньги и ценности из помещения банка не пропали — благодаря сигнализации, которая спугнула преступников.
За сутки сотрудники УБОП задержали двух подозреваемых. Расследование уголовного дела шло полгода и в июне 2012 года было передано в суд.
Также на скамье подсудимых находятся еще трое: жители Запорожья Виталий Демченко и Сергей Ширин, изготовившие пистолеты, и инженер видеонаблюдения Александр Слива. Подсудимые свою вину не признают, их показания расходятся.
За два года в Ворошиловском суде прошло 40 заседаниий по факту расстрела людей в банке. «При этом около 30 судебных заседаний не состоялись, — рассказала адвокат подсудимого Максима Рудычева Ирина Федорова. — Были опрошены более 60 свидетелей, мы просмотрели с десяток видеозаписей — осмотр места происшествия, воспроизведение событий того дня, осмотр пруда, куда, как считает обвинение, был выброшен пистолет. Также суд рассматривал и ДТП, совершенное Рудычевым еще в 2007 году. Сейчас продолжается ознакомление с видеозаписями и аудиоматериалами».
В Донецкой областной прокуратуре рассказали, что только со стороны обвинения в судебных заседаниях было допрошено пятеро потерпевших и более 30 свидетелей по этому делу. «От обвиняемых неоднократно звучали претензии, что им не оказывается надлежащая медицинская помощь в стенах следственного изолятора. Прокуратурой области была инициирована проверка условий содержания и оказания медицинской помощи. Установлено, что нарушений действующего законодательства выявлено не было», — заявили государственные обвинители.
Родственники потерпевших перестали ходить на судебные заседания примерно с полгода назад. До этого они появлялись на судах с фотографиями убитых. Разворачивали их лицом к обвиняемым в «клетке», внимательно следили за их реакцией, не сомневаясь, что перед ними убийцы их родных. Но длительные поездки в Ворошиловский райсуд, отмены и переносы заседаний утомили людей, которые добирались на суд из отдаленных районов Донецка, а то и из других городов — из Макеевки, Шахтерска, Старобешево.
Друг потерпевших, бывший клиентом вип-отделения «Приватбанка», который добровольно посещает все судебные заседания по этому делу и информирует родственников убитых о ходе суда рассказал следующее:
«Мы видим, с какой скоростью продвигается дело — только за последние полгода было 25 отмененных заседаний, — рассказал он. — И ездить за 50—60 километров сюда, чтобы все вспомнить и лишний раз увидеть людей, которые, как уверены родственники, убили их детей, очень тяжело и физически, и морально. В октябре умер отец охранника Вадима Бондаренко — Виталий Яковлевич. На заседания иногда приходит сестра Вадима Татьяна. Раньше активно ходили Шевцовы. У погибшей Елены Отачкиной дочери уже три года — она до сих пор не может произнести слово «мама», а ее отец зарабатывает на жизнь и не всегда имеет возможность прийти в суд».
Такое долгое судебное разбирательство, по мнению всех участников процесса, связано с большим количеством подсудимых, их защитников, свидетелей и судей. Их достаточно сложно собрать всех в одном месте и в одно время. Поэтому и адвокаты, и обвинение затрудняются назвать хотя бы приблизительные сроки окончания судебного разбирательства. По их самым оптимистическим предположениям, вряд ли это произойдет раньше лета.
«Возможно, еще год, — считает друг потерпевших. — Обвиняемым спешить некуда, возможно, им всю жизнь придется провести за решеткой. Самое страшное, если будет подана апелляционная жалоба и дело вернется на повторное рассмотрение судом первой инстанции. Это значит, что близким людям убитых придется заново рассказывать о страшных моментах своей жизни».
Вип-отделение «Приватбанка» на Театральном проспекте, где 29 декабря 2011 года произошло убийство нескольких человек, долгое время было закрыто. Сейчас в этом помещении расположилась аптека. Однажды сюда зашла мама одной из убитых девушек, сказав, что хочет видеть место, где погибла ее дочь. Работники аптеки не возражали.