На родине Януковича строили вертолеты за которые американцы хотели платить миллионы

Когда я впервые услышал об авиаконструкторе из Енакиева, то с трудом смог сдержать улыбку. Так уж получается, что многочисленные истории о провинциальных изобретателях на поверку зачастую оказываются чепухой, а сами изобретатели всевозможных «вечных двигателей» - людьми не совсем здоровыми. К тому же одно словосочетание «авиаконструктор из Енакиева» изрядно отдает абсурдом в современных реалиях. Сообщает «Остров».

Однако, сколь бы фантастично это не звучало, Енакиево действительно совсем недавно едва не стало центром украинского вертолетостроения. Именно в этом городе в 1993-м году был сконструирован первый вертолет независимой Украины – ВТ-1, созданный бригадой местных авиаконструкторов под руководством Владимира Яковенко. Сегодня это имя мало кому знакомо даже в Донецкой области, а в интернете о Яковенко можно найти лишь несколько эпизодических упоминаний, но если бы история повернулась иначе, вполне возможно, что Енакиево сегодня был бы совсем другим городом, а фамилия конструктора была бы не менее известной, нежели фамилии Антонова или Патона.

О Владимире Яковенко я узнал совершенно случайно, из попавшей мне в руки местной газеты. История заинтересовала, и я отправился в Енакиево, чтобы собрать на месте как можно больше информации. К сожалению, Владимир Тимофеевич Яковенко умер в 2009-м году, так и не запустив свое детище в серийное производство. Но мне удалось познакомиться с его коллегой Николаем Горчевым. Благодаря ему и стал возможен этот рассказ.

Николай Иванович – майор авиации в отставке, живет на окраине Енакиево, в поселке Юнком. Дом, где ему десять лет назад дали квартиру, представляет собой четырехэтажный огрызок недостроенной панельной девятиэтажки. Долгое время он стоял пустым, затем был все-таки достроен и отдан военным очередникам.

Горчев работал с Владимиром Яковенко с 1993 по 2006 год. В команду вертолетчиков он пришел одним из первых. Когда Яковенко стал собирать специалистов-авиастроителей, вертолет, придуманный им, существовал только в чертежах, но уже через восемь месяцев после начала работы – поднялся в воздух. С названием долго не мудрствовали. Аппарат получил имя ВТ-1 (т.е. В(ертоле)Т-1), и под этим именем вошел в историю независимой Украины, как первая украинская разработка, покорившая небо. В начале 90-х стране было не до масштабных проектов, останавливались даже индустриальные гиганты, и тем удивительнее был успех бригады энтузиастов из Енакиева.

Над вертолетом работало около 10 человек. Собирали машину в помещении енакиевского ПТУ № 44, об аренде которого удалось договориться «по знакомству». Здание ПТУ для подобных опытов было, конечно, не приспособлено, и потому готовый аппарат пришлось извлекать через окна спортзала, предварительно демонтировав стеклопакеты. В феврале 1994 года ВТ-1 впервые полетел. Разумеется, это был легкий (400 кг), двухместный аппарат предельно простой конструкции – рассчитывать на большее в кустарных условиях было невозможно. Но для Енакиево начала 90-х и это было чудом.

Никакого дохода от своей деятельности авиаконструкторы не имели, и потому приходилось совмещать работу над вертолетом с заработками на стороне. Кто-то работал водителем, кто-то – токарем на одной из городских шахт, кто-то чинил автомобили в гаражах… Денег катастрофически не хватало, приходилось обращаться за помощью ко всем, кто мог оказать посильное содействие.

Первоначально обратились к властям города и области, но там Яковенко никто не захотел и слушать. Не помогло даже знакомство с космонавтом Береговым, который высоко ценил талант конструктора. Виктор Янукович, в 90-х занимавший пост губернатора Донецкой области, отчего-то не пожелал помочь своему земляку. Почему так произошло, сегодня можно спросить разве что у самого Виктора Федоровича…

Местные бизнесмены в 90-х также не горели желанием спонсировать наукоемкие, долгоокупаемые проекты. Тогда деньги делались куда проще и быстрее, дешевле было закопать в террикон пару-тройку человек и отжать какой-нибудь комбинат, чем раскручивать сомнительного изобретателя, и потому серьезных инвестиций в Донбассе Яковенко найти не удалось. В конце-концов, спонсировать его стала нефтегазовая компания из… Ивано-Франковска. Так уж случилось, что никому, кроме галичан енакиевские вертолеты оказались не нужны…

Средств поступало немного, хватало разве что на зарплату сотрудникам конструкторского бюро да кое-какие запчасти, но и этому были рады. Вскоре, вслед за первым вертолетом были созданы еще два – ВТ-2 и ВТ-3. Второй вертолет практически не отличался от первого, а вот третий имел уже принципиально иную конструкцию. Благодаря спонсорской помощи удалось за 35 тыс. долларов приобрести подержанный американский двигатель «Континенталь», а он позволял поднимать в воздух уже более тяжелый аппарат.

Третий вертолет получил второе имя «Тамарис» в честь супруги конструктора Тамары Яковенко.

В конце 90-х енакиевскими вертолетами заинтересовались американцы. На авиасалоне в Берлине Яковенко познакомился с Николаем Сикорским – сыном создателя вертолета Игоря Сикорского, продолжающим дело отца. Это знакомство сделало его известным в определенных кругах, и вскоре Яковенко предложили переехать в Соединенные Штаты. Однако на это предложение Владимир Тимофеевич ответил категорическим отказом. Свой вертолет он хотел производить только в Украине, и был уверен, что вот-вот получит признание и помощь у себя в стране.

Не сложилось.

Из 44-го ПТУ в конце-концов попросили. Пришлось переехать на окраину Енакиева – в микрорайон Фильтровальная, где удалось арендовать полузаброшенный мебельный магазин. Там конструкторы работали до самого распада КБ. После избрания мэром Енакиева нынешнего мэра Сергея Рухадзе в 2001 году, Владимир Яковенко попробовал в очередной раз обратиться к городским властям с предложением по организации в Енакиево вертолетного производства. Для этого он просил выделить часть территории заброшенного завода железобетонных напорных труб, где обещал трудоустроить 600 человек. Подобное высокотехнологичное производство могло бы в перспективе полностью преобразить Енакиево, и превратить его из грязной угольно-металлургической провинции в один из важнейших центров украинского машиностроения. Однако власти города отказались предоставлять конструктору промплощадку бесплатно, и предложили оплатить аренду. Запрошенных денег у Яковенко не было, и бизнес-план, разработанный Николаем Горчевым, так и остался лишь на бумаге. Сегодня проект, за который американцы готовы были отдать миллионы, пылится в кладовке.

Из останков железобетонных цехов местные жители добывают арматуру. Разбивают кувалдами плиты, а начинку сдают в металлолом.

По словам старателей, бизнес довольно выгодный, куда там вертолетам…

Скоро на месте завода построят огромный торговый комплекс. Люди говорят, что  инвестором выступает депутат Юрий Иванющенко.

Проработав несколько лет, конструкторское бюро Яковенко не выдержало безденежья и развалилось. В один прекрасный день арендодатель попросил вертолетчиков съехать, и коллектив остался без помещения. Иванофранковские спонсоры предложили конструкторам переехать на работу в Западную Украину, часть людей согласилась на переезд, Яковенко и Горчев уезжать не захотели. Случился конфликт, в результате которого несколько инженеров покинули Енакиево, прихватив с собой некоторые модели и чертежи.

Вертолеты после потери помещения стало банально негде содержать, а коллектив остался без средств к существованию. В конце-концов, машины пришлось перевезти на Южмаш, в Днепропетровск, где пообещали помочь с инвестициями, но по какой-то причине так и не помогли. В 2006 году Владимир Яковенко перенес инфаркт и отошел от дел. Разработанный проект четвертого вертолета ВТ-4 так и не воплотился в жизнь. А в 2009-м году неординарный авиаконструктор скончался.

Внимание областных властей енакиевский самородок не привлек даже после своей смерти. Город, выбрасывающий миллионы долларов на «утепление» сталинок, прокладывание дорог для Януковича и развешивание портретов Берегового, не смог выделить для Яковенко даже приличного места на кладбище. Гениальный человек похоронен у самого края, возле кучи глины и мусора, не нужный никому, кроме друзей и родственников.

А так выглядит могила известного в области криминального авторитета Григория Долидзе, убитого в 1998 году. Так получилось, что в Енакиево и при жизни и после смерти куда более комфортно быть криминальным авторитетом, чем авиаконструктором.

По мнению Николая Ивановича, вина за провал вертолетостроения в Донбассе лежит на областной власти. За долгие годы никто из так называемых «патриотов Донбасса» так и не удосужился помочь конструктору ни деньгами ни связями.

В 2010 году президент Украины Виктор Янукович за 12 миллионов евро приобрел вертолет AgustaWestland-139 итало-американского производства, на котором по сей день бороздит украинские небеса. А словосочетание «енакиевский вертолет» так и осталось оксюмороном, вызывающим у рядового гражданина лишь скептическую усмешку.

Станислав Кметь, специально для «ОстроВ»



Владимир Яковенко и Николай Сикорский

Могила Владимира Яровенко

Могила известного в области криминального авторитета Григория Долидзе, убитого в 1998 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
562 просмотра в ноябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
С 16 по 18 ноября возможны сбои в работе украинского мобильного оператора Vodafone на оккупированной части территории Донецкой области из-за ремонтных работ, проводимых на электрических сетях в «ЛНР». Об этом сообщает так называемое «министерство топлива, энергетики и угольной промышленности ЛНР», масштабное отключение электроэнергии, вызванное необходимостью проведения ремонтных работ, будет производиться в период с 22:00 16 ноября до 08:00 18 ноября.
Происшествия
За прошедшие сутки, 16 ноября, ситуация в районе проведения операции Объединенных сил была напряженной, однако полностью контролируемой Объединенными силами. Российские оккупанты 10 раз открывали огонь по позициям наших войск. При этом шесть раз враг применял вооружение, запрещенное минскими договоренностями. Сообщает Штаб ООС, Противник вел прицельный огонь из минометов калибра 120 и 82 мм, гранатометов различных систем, вооружения боевых машин пехоты, кр...
Бизнес
Торги начались в достаточно спокойном режиме. Спрос и предложение были уравновешены. Сделки по лотам проходили до 500 тысяч долларов, пишет Минфин. НБУ выходил на рынок в анонимном формате и своими покупками несколько расшевелил рынок и выровнял спрос и предложение. К обеду на торгах по доллару спрос на валюту вырос на фоне снижения предложения. Основная часть операций не превышала 500 тысяч долларов. После обеда активность на торгах снизилась, но стал пре...
Происшествия
Две бригады ремонтируют поврежденную теплотрассу в Курахово, чтобы восстановить нормальное теплоснабжение в городе. Об этом на своей странице в Фейсбук сообщает глава Донецкой ОВГА Александр Куць. «Аварийный порыв произошел вчера вечером на пересечении Запорожского проспекта и улицы Мечникова. В результате аварии было снижено давление в сети, и в 188 домах, расположенных в центре города и частично - в микрорайоне «Южный», температура упала до 15-17 градус...
Происшествия
Дорожно-транспортное происшествие произошло вчера, 5 ноября, в поселке Никольское Донецкой области, 1 около 22:00 на перекрестке улицы Свободы с Подлесной. Водитель автомобиля «BMW» не справился с управлением и столкнулся с бетонной опорой. Пассажир погиб на месте, а водитель - в больнице. Сообщает ГУ Национальной полиции в Донецкой области. Установлено, что за рулем автомобиля «BMW» находился 31-летний местный житель. Мужчина не справился с управлением и...
Происшествия
Под Донецком в районе рынка «Господарь» был взорван склад боеприпасов боевиков «ДНР». Об этом сообщается на странице Фонда «Повернись живим». «Сразу после первого снега боевики начали отопительный сезон на собственных позициях. Этот кадр нашим разведчикам удалось зафиксировать неподалеку Авдеевки, вблизи рынка «Господарь» на кольцевой Донецка. Наверное, кто-то из террористов перепутал древесину с боеприпасами, которые периодически взрываются, разлетаясь по...
Политика
Главарь "ДНР" Денис Пушилин подписал "закон", гарантирующий его семье серьезные выплаты в случае его смерти. Об этом сообщает российское издание "МК". Не успел Денис Пушилин победить на выборах в ДНР, как уже подумал о будущем и даже о смерти. Один из первых законов, подписанных им, который сейчас на все лады обсуждают в Донецке, посвящен гарантиям главе республике и кругу его семьи после окончания полномочий. Полномочия могут прерваться по любым причинам:...
Общество
В Донецкой области приступили к обустройству контрольно-пропускного пункта въезда-выезда "Майорск". Об этом на своей странице в Фейсбук сообщает глава Донецкой ОВГА Александр Куць. "Уже получили разрешение на демонтаж линий электропередач, закупили модульные конструкции, начали расчистку участков, где будут оборудованы площадки для остановки автобусов. На КПВВ будут разграничены полосы для пешеходов и автотранспорта, установлены навесы, залы для ожидания и...
Общество
Гуманитарный координатор ООН на Украине Оснат Лубрани призвала мировое сообщество срочно выделить средства на оказание помощи населению востока Украины в связи с наступлением холодного сезона. План гуманитарной поддержки на 2018 год профинансирован лишь на 36%, заявила она в четверг в Женеве, передает ТАСС. Лубрани проинформировала представителей стран-членов всемирной организации о тяжелых последствиях “гуманитарного кризиса на востоке Украины, где практи...