Ринат Ахметов: «Если бы мы всегда учитывали только мое мнение, мы бы боролись за выживание»
После игры президент «Шахтера» Ринат Ахметов отправился в раздевалку поздравить футболистов, после чего спустился в микст-зону и дал исчерпывающие ответы на вопросы журналистов.
- Ринат Леонидович, с какими ощущениями досматривали этот матч? Все ли сегодня удалось, на ваш взгляд?
- Я хочу поздравить всех болельщиков «Шахтера» с золотыми медалями чемпионата Украины! Будем надеяться, что команда очень хорошо подготовится на сборах и начнет чемпионат, а главное – выйдет из группы Лиги чемпионов и красиво, достойно выступит.
- Было очень много голевых моментов. Как вы считаете, результат мог быть лучше?
- Вы знаете, результат мог быть и лучше, а мог быть и хуже! Моменты же нужно реализовывать. Почему? Потому что и у наших ворот кое-что было, особенно в первом тайме. Нам могли забить, мы могли не забить… По крайней мере, грех жаловаться! Я доволен, что все так закончилось. Мы все были немного напряжены до самого финального свистка. И я также думаю, что болельщики сегодня отработали не хуже футболистов. Прекрасной была атмосфера, переполненная «Донбасс Арена». Мне кажется, действительно все получили удовольствие.
- Ринат Леонидович, а какой результат вы будете считать красивым для «Шахтера» в Лиге чемпионов? Четвертьфинал, полуфинал, финал…
- Вы знаете, для начала давайте выйдем из группы, а потом поговорим дальше. Сейчас это эмоции, а когда присутствуют эмоции – есть немного эйфории, эта эйфория частично руководит нашим разумом… Мы всегда говорим, дескать, наша задача – выиграть одно, другое, третье, а затем мы все неудачно выступаем. Несмотря на эйфорию и на эмоции, мы должны быть сдержаны в этих оценках.
- Виктор Федорович вас уже поздравил?
- Пока еще нет. Но президент всегда поздравляет команду, и я убежден, что он поздравит ее и в этот раз.
- Летом стоит ждать усиления команды?
- Касательно усиления я всегда говорил, что свежая кровь нам нужна. Я не имею в виду, что у нас есть какие-то слабые позиции, просто, по крайней мере, усилить конкуренцию не помешает любому клубу.
- А можете высказать ваше мнение? Назвать того, кого вы бы хотели видеть. Нападающего, защитника…
- Вы знаете, если бы мы всегда учитывали только мое мнение, мы бы боролись за выживание в Премьер-лиге. Так как, к счастью, мы его не учитываем – мы чемпионы!
- Сегодня вам кто больше всего из игроков понравился?
- Вся команда. Я хочу даже сказать, что мы сегодня во втором тайме играли не совсем в свойственной нам манере – где-то больше в обороне. Мы понимали, что киевскому клубу нужно идти вперед, и мы провели несколько хороших контратак. Жаль, конечно, что не реализовали эти моменты – нам было бы легче досидеть до конца. Но, по крайней мере, игроки весь матч продержали нас в напряжении, мы получили огромное удовольствие.
- Матчи между «Динамо» и «Шахтером» всегда будут самыми принципиальными, настоящим украшением нашего чемпионата. Что вы можете сказать по этому поводу – нет третьей силы?
- Я бы так не сказал. Есть очень хорошая команда – «Металлист». Мой коллега Александр Ярославский создал очень хороший коллектив, с большими амбициями. Также очень хорошая и амбициозная команда – днепропетровский «Днепр». Не нужно забывать и донецкий «Металлург». Вы же видели, как в кубковой игре мы с ними играли? К десятой минуте мы уже проигрывали 0:2. Я понял, что против нас играет «Барселона». И то, с ними я такого счета не помню. Посмотрите, что делают «Карпаты», - с ними очень трудно играть, очень трудно добывать очки. Мне кажется, что наш чемпионат становится более конкурентным, непредсказуемым. Это радует! Я всегда ратовал за то, чтобы за чемпионство боролись хотя бы пять команд, а самого чемпиона мы узнавали в последнем туре. Желательно – «Шахтер». (Улыбается.)
- Вы всегда верите в свою команду, но зимой вы могли предположить, что, имея такое солидное отставание по очкам, вы в итоге станете чемпионами за тур до конца?
- Я не знаю – «за тур» или «не за тур» я тогда думал. Но я могу сказать честно, что был уверен в том, что мы станем чемпионами. Мы в Киеве проиграли 0:3, но моменты, которые мы там создавали… Все, что было возле наших ворот, залетело, а все созданные нами моменты – все мимо. Мы тогда не реализовали одиннадцатиметровый… У нас ведь были очень хорошие моменты! И я думаю, что мы неплохо поработали зимой на трансферном рынке. Вы же видите, как усилил игру Дуглас Коста, и мне кажется, что все болельщики влюблены в него. И это не потому, что он показывает яркий и красивый футбол, а потому, что он действительно помогает сильной команде. И еще, конечно же, своего слова не сказал Алекс Тейшейра. Будем надеяться, что он летом пройдет полноценные сборы и тоже составит другим футболистам конкуренцию.
Когда-то мы киевское «Динамо» и на семь очков опережали, и на пять – кажется, в сезоне 2003-2004 это было. Потом мы поехали в Кривой Рог и проиграли 0:1, поехали к «Днепру» - проиграли 0:1, а 10 апреля мы принимали киевлян здесь, и здесь проиграли 2:4. Таким образом, получилась разница +4 очка в пользу киевского «Динамо». Потом мы поехали к «Арсеналу» и сыграли с ним вничью – уже шесть очков разница. 2 мая поехали в Одессу – проиграли там 0:2, 9 очков разница. А потом, кажется, киевляне проиграли «Оболони» и «Днепру» - осталось три очка от их преимущества, и мы еще могли их догнать. Таким образом, очень хорошо то, что любая команда может потерять очки где угодно. Это и называется «сила чемпионата».
- А сегодня, когда Жадсон не реализовал пенальти, не было у вас опасения, что от вашей команды может ускользнуть удача?
- У меня всегда такое ощущение есть. Даже если мяч где-то в центре поля, и не мы его контролируем, – у меня уже есть опасения, как будто соперник вышел один на один и вот-вот будет гол. «Динамо» в первом тайме создало несколько моментов, а во втором – я не помню таких возможностей. В первой половине был опасный удар головой - кажется, Нинкович из неплохой позиции. Но после перерыва я особой опасности не припомню. Мы же создали несколько хороших голевых моментов.
- Ринат Леонидович, скажите, а приглашение иностранных арбитров на принципиальные матчи теперь будет постоянной практикой?
- Вы знаете, я хочу сказать, что сегодня украинскому судье было бы тяжело справиться с игрой. По крайней мере, судил опытный иностранный рефери с хорошей репутацией в Европе. Он судит матчи на высоком уровне, и мне кажется, что таким образом создаются равные правила игры для всех.
- Скажите, после такого матча вам не обидно, что ни один игрок из такой команды не попадет на чемпионат мира?
- Это обидно. Но вы видели сегодня – прекрасная атмосфера, прекрасный футбол. И я убежден, что когда национальная команда будет приезжать в Донецк, ее будут поддерживать так же.
- В последнее время возникает тема создания объединенных турниров между Россией и Украиной. Недавно Евгений Гинер предложил создать объединенный чемпионат. Как вы относитесь к этой идее?
- Я всегда говорил прессе, что к этому положительно отношусь. Но как это сделать? Объединенный чемпионат – это усиленная конкуренция. Это значит, что чемпион и вице-чемпион данного объединенного чемпионата будут всегда претендовать на место в Лиге чемпионов. Я всегда говорю: мы хотели выиграть Кубок УЕФА, это нам по зубам. А вот что касается Лиги чемпионов… Конкуренция в российском и украинском чемпионатах - на самом высоком уровне. И нашему чемпиону очень сложно выигрывать Лигу чемпионов. По крайней мере, даже ставить такие задачи – это нереалистичная цель.
- Мишель Платини по этому поводу сказал, дескать, пожалуйста – предлагайте, придумывайте, а я, если что, подпишу…
- Осталось предложить и подписать. (Улыбается.)
- А модель Словакии и Чехии не годится для данного объединения? Они вроде бы договорились…
- Так договорились или объединились?
- Договорились. Они «на пути».
- Вы знаете, мы тоже договариваемся уже лет пять. Вот когда они объединятся, тогда мы увидим пример и сможем его обсуждать. Но я точно знаю, что такой чемпионат был бы сильнее, чем чемпионаты Франции, Германии. Он бы уступал только двум чемпионатам – Англии и Испании. Например, сегодня у нас был полный стадион, и я скажу, что желающих попасть было как минимум 150 – 200 тысяч человек. Люди покупали билеты, занимали очередь где-то с пяти утра. А раз болельщики хотят, раз болельщики ждут – футболисты должны отдавать на поле все силы, чтобы в итоге держать в руках золотые медали. Такой чемпионат, объединенный, всегда бы вызывал огромнейший интерес. И я убежден, что при таком чемпионате «Донбасс Арена» всегда была бы переполненной.
- А что может этому помешать?
- Я не знаю. Если мое слово помогает – я за. Если мое слово мешает – я молчу. Мы с Евгением Гинером неоднократно и долго по этому поводу говорили. Мы знаем позиции друг друга, и по большому счету при таком объединении футбол бы стал прибыльным делом. А раз прибыльным – значит, усилилась бы конкуренция.
- Если вы хотите, и он хочет объединения чемпионата – что тогда мешает?
- Я не знаю. Этого мало! Чтобы это произошло, необходимо, чтобы украинская лига пошла на это. «Шахтер» - это только часть, и команда Гинера – это тоже только часть. Не все клубы в России этого захотят. Более того, нужно посмотреть юридическую процедуру – возможно это или нет, и как на это отреагирует УЕФА, если все же возможно. Сам по себе этот вопрос не решится. Тут нужно поработать и постараться. Если это возможно – я бы с удовольствием данным вопросом занимался.