Электронную отчетность c июня можно подавать без посредника
“Украинские предприятия меняют порядок ведения электронной отчетности. С июня бухгалтеры могут отправлять отчеты своих компаний в контролирующие органы напрямую, а не через посредника, как это практиковалось ранее. Сообщает “Дело”.
Теперь украинские компании смогут напрямую, без посредников, отсылать отчеты о работе своих компаний в контролирующие органы (страховые фонды, Госкомстат, другие госучреждения). О переменах стало известно в начале недели благодаря небольшому сообщению, разосланному ряду украинских предприятий. В нем говорилось об “отключении функции услуги спецоператора по техническим причинам”. Спецоператором, о котором идет речь, является компания “Оператор электронной отчетности”. Эта малоизвестная фирма с конца прошлого года нашла свою золотую нишу, став посредником между украинскими предприятиями и контролирующими органами при сдаче электронной отчетности.
Напомним, с ноября 2009 года под давлением налоговой и других контролирующих органов предприятия стали подписывать договоры с посредниками: компанией “Эффективные информационные технологии”, а затем — с “Оператором электронной отчетности” (обе связаны между собой). Вся отчетная документация стекалась от украинских предприятий к “Оператору” и только потом попадала к государственным контролерам. Расценки “Оператора электронной отчетности” за посреднические услуги составляют от 450 до 540 грн. в год. Программные комплексы “Бест звит плюс”, по данным самого предприятия, сегодня используют более 100 тыс. предприятий. Учитывая, что в Украине, согласно данным Госкомстата, работает свыше 380 тыс. предприятий, ежегодный заработок посредника может достигать 200 млн. грн. Однако теперь безбедное будущее компании под вопросом. Компании, которые ранее пользовались услугами посредника, отныне могут обойтись без него, посылая отчеты напрямую.
Ссора из-за денег
Отправителем новости о смещении посредника с рынка является компания — разработчик широко распространенного в Украине программного обеспечения для ведения электронной отчетности “Бест звит плюс”. На протяжении нескольких лет основная ее специализация — автоматизация сбора, подачи и обработки отчетности в электронном виде.
Еще в прошлом году “Бест звит плюс” вместе с “Оператором электронной отчетности” и “Украинским сертификационным центром” (специализируется на сертификации электронных ключей) образовали триумвират компаний, через который предприятия передавали электронную отчетность от субъектов предпринимательской деятельности в госорганы. “Бест звит плюс” обеспечивала программное обеспечение для электронной отчетности, “Украинский сертификационный центр” сертифицировал электронные ключи, “Оператор электронной отчетности” являлся связующим звеном, которое аккумулировало документы предприятий и передавало их в госорганы.
Как стало известно “Делу”, компании сотрудничали недолго — их рассорили деньги. В конце весны “Бест звит плюс” и “Украинский сертификационный центр” обвинили “Оператора электронной отчетности” в несостоятельности. “Он не мог поддерживать сдачу отчетов предприятий, — объяснила “Делу” представитель компании “Бест звит плюс” Маргарита Ульянова. — Клиентам перестали поступать ответы от контролирующих органов (о принятии отчетов), и они взбунтовались”.
Последствия для клиентов
Маргарита Ульянова пояснила: причиной сложившейся ситуации стало то, что “Оператор электронной отчетности” не сообщал своим клиентам, какое программное обеспечение они должны приобрести. Это привело к просроченной сдаче отчетов целого ряда предприятий в контролирующие органы и штрафам. “Предприятия пользовались демоверсией программного обеспечения, которая позволяла им отправлять отчеты и получать ответ об их получении только в налоговые органы и Пенсионный фонд, — говорит Ульянова. — В то время как для отправки отчетов в остальные учреждения им требовалась рабочая версия программы”. Как оказалось, демоверсию, о которой говорит Ульянова, предприятия получали бесплатно, а за рабочую версию они должны были платить (стоимость приобретения — 354 грн. на год, плюс абонплата за продление лицензии — 540 грн. в год). На эти деньги рассчитывала компания “Бест звит плюс”. Однако клиенты платили только за услуги “Оператора электронной отчетности”. По всей видимости, на этой почве и произошел конфликт между участниками.
“Украинский сертификационный центр” отказался предоставлять посреднику свои электронные ключи, а “Бест звит плюс” на этой неделе провела обновление программ, которое позволяет отчитываться перед государственными контролирующими органами напрямую, без посредника. Существование конфликта между коммерческими структурами подтвердил “Делу” начальник управления развития информационных технологий Фонда социального страхования от временной нетрудоспособности Роман Яхимович. Фонд соцстраха входит в перечень структур, куда посредник ранее направлял отчеты предприятий.
В самом “Операторе электронной отчетности” “Делу” сообщили, что для предпринимателей ничего не изменилось. Разве что теперь им необходимо отправлять свои отчеты через интернет-сайт компании, а не как раньше — с помощью специальной электронной системы.
Федор ОРИЩУК