Наследник: Почему Украина обсуждает фильм об убитом в Донецке бизнесмене Евгении Щербане
3 ноября 1996 в Донецке убили Евгения Щербаня, которого называли самым богатым человеком Украины на тот момент, — тогда состояние бизнесмена оценивалось в сотни миллионов долларов. Компания Щербаня, который был народным депутатом и одним из акционеров корпорации Индустриальный союз Донбасса, занималась производством и продажей металла, поставками газа, нефтепродуктов, строительством и финансовыми операциями.
Преступление объявили раскрытым в 2003 году, когда решением суда киллеры были приговорены к пожизненному заключению, а заказчиком назван Павел Лазаренко, который в то время уже четыре года был под арестом в Соединенных Штатах Америки.
Старший сын убитого предпринимателя Евгений Щербань-младший с 2013 года проводит собственное расследование и пытается узнать, куда исчезло наследство отца. Журналисты Максим Каменев и Александр Кохан подготовили документальный фильм Наследник, в котором Щербань-младший рассказывает о своих попытках узнать правду.
Радио НВ связалось с соавтором фильма Каменевым.
— Почему вы“копнули”историю древности? События, о которых идет речь, в Украине все же происходили давно.
— Меня очень давно эта тема интересует, на самом деле я занимался ею уже длительное время. В 2013 я работал в издании Forbes Ukraine и писал статью Отец донецкого клана о Евгении Щербане. Именно в том году был процесс, во время которого прокуратура обвиняла Юлию Владимировну Тимошенко в том, что она якобы причастна к заказу убийства Евгения Щербаня, это было очень громкое дело. Тогда Юлия Владимировна уже была осуждена по так называемому газовому делу, и появилось еще одно, [освещением] которой я занимался.
Затем в стране происходило много вещей, которые требовали сосредоточиться на них, а не заниматься прошлым. Но где-то в 2019 году, уже после выборов, я понял, что если хочешь что-то продолжить в этой истории …
— То же самое время, да?..
— То же самое время. И так случилось, что как раз тогда я случайно встретился с Евгением Щербанем. Я работал на Громадском телевидении, которое находится возле Парка Вечной Славы в Киеве, и в тех же местах жил Евгений Щербань, и мы пересеклись. Знакомы мы с 2013 года, когда я брал интервью у всех трех братьев Щербаней, которые тогда сообщили, что начали собственное расследование.
Шесть лет спустя я спросил у Евгения — “что же с расследованием?”. Он сказал, что сейчас фактически самостоятельно занимается этим расследованием и серьезно продвинулся в нем. Потом мы долго“присматривались”: я проверял его информацию, которую он очень дозировано мне озвучивал, потому что считал, что им просто так нельзя делиться, поскольку тогда не очень доверял журналистам. Я проверял, насколько все это реалистично; и скажу, что это очень сложно, потому что прошло 24 года. Где-то осенью 2019 мы начали снимать фильм.
— А кто профинансировал его производство?
— Он профинансирован ВВС в пределах партнерского проекта с Громадским телевидением. Оно выделило средства на съемку пяти фильмов, были утверждены темы, предложенные журналистами, и одна из них — это как раз фильм о Щербане.
— В вашем фильме звучат фамилии Сергея Таруты, Рината Ахметова. И смотрите, что сейчас происходит с олигархами ДмитрийФирташ действительно“прижат”в Вене, в отношении компании Коломойскогопроисходит расследование в Соединенных Штатах, и возможно, сейчас настало время формулировать вопросы, в частности, к Ринату Ахметову? Это является одной из задач этого фильма?
— Нет, ни в коем случае. Это вы очень сложно [поставили вопрос]. Меня поразила сама история [убийства Щербаня], и меня еще давно интересует история Донбасса 1990-х. Не стоит рассматривать это в контексте проблемы олигархов, а следует смотреть на контекст истории конкретного человека(довольно трагической, потому что он потерял отца) и его поиска. Это [лента] о человеке, который ищет и хочет вернуть то, что он считает своим.
Все остальное — это, скорее, определенные конспирологические теории. Я думаю, это вызвано особенностями становления украинских олигархов. Конечно, в те времена нельзя было сделать все, наверное, идеально. И теперь старые истории выходят наружу.
— Как думаете, у Евгения Щербаня-младшего есть шансы довести это дело до того варианта, который он считает справедливым?
— Я думаю, что у него есть желание, силы и он очень упорный человек. Но для того, чтобы оценить шансы, нужно, наверное, быть юристом. Зависит, например, от того, где это дело будет слушаться, если дойдет до судебного разбирательства: в Украине, где к судебной системе есть много вопросов; или за рубежом, в тех же Соединенных Штатах Америки.
— В процессе этого расследования Евгений Щербань-младший испытывал какое-либо давление или угрозы?
— Нет, мне о таких фактах неизвестно.
Фильм-расследование Наследник
Что известно о Щербане-старшем?
Евгения Щербаня-старшего называют первым украинским олигархом. Бизнесмен, чье имя неразрывно связано с Донецком 90-х, родился в поселке Константиновка Харьковской области.
Среднее специальное образование получил в донецком горно-промышленном училище, а высшее — в Донецком политехническом институте. Отслужив в армии, Щербань устроился на работу на шахту Кировская, где дошел до должности заместителя директора.
Незадолго до распада Советского Союза организовал собственный кооператив Прогресс и корпорацию АТОН, в которую входили около 340 фирм. Вскоре бизнесмен стал одним из самых богатых людей Украины.
В политику Щербань пришел в 1994 году в результате избрания народным депутатом от местного округа. В Верховной Раде он стал членом Комиссии по вопросам молодежи, спорта и туризма.
В середине 1990-х в регионе обострилась внутренняя борьба в так называемом“донецком клане”. По одной из версий, именно конкуренция старых и новых представителей этого неформального образования стала причиной убийства Щербаня. Он был расстрелян вместе с женой в аэропорту Донецка 3 ноября 1996, после того как вернулся из Москвы на частном самолете Як-40. В тот день Щербань посещал юбилей Иосифа Кобзона в российской столице.
Исполнителями преступления были названы Вадим“Москвич” Болотских и Геннадий “Зверь” Зангелиди, однако заказчики убийства неизвестны до сих пор. Киллеров удалось арестовать только через четыре года — они прятались в РФ. Болотских и Зангелиди относят к так называемой“банде Кушнира”.
Как рассказал Щербань-младший в фильме Наследник, после смерти отца в управление будущего миллиардера Рината Ахметова перешли заправочные станции Гефест, компания сотовой связи DCC(в будущем — Life), а также вексель Харцызского трубного завода; тогда как Сергею Таруте, который стоял у истоков Индустриального союза Донбасса — часть этой компании.
В то же время убийца Щербаня Вадим Болотских во время судебного заседания сообщал, что члены “банды Кушнира” дважды готовили покушение и на самого Рината Ахметова.
Старший сын убитого предпринимателя, Евгений Щербань-младший, уверен в том, что бизнес его отца был незаконно присвоен его бизнес-партнерами, в частности Ахметовым. Тогда как другой сын бизнесмена, Руслан Щербань, раскритиковал фильм Наследник еще до премьеры.
“В качестве фактов в своем фильме вы собираетесь представить слова человека, который после смерти нашего отца был на моем иждивении, и в тот момент, и когда этого содержания лишился, стал „торговать“ семейным архивом, придумывая историю, чтобы продать „память об отце“ подороже”, — написал он в открытом письме к Громадскому.
Как отреагировали соцсети
Заместитель главного редактора Kyiv Post Ольга Руденко назвала историю, которая сложилась вокруг убийства Щербаня, значимой и в нынешние времена, поскольку в 1996 году“на востоке Украины формировалась та элита, которая затем пришла к власти и до сих пор из нее не ушла”.
“Убийство создало вакуум, который заполнили Ринат Ахметов, Сергей Тарута, Виктор Янукович и другие. Если бы не было убийства, возможно, весной 2014 года на Донбассе были бы другие олигархи, которые могли бы повести себя иначе. Может, и весны 2014 года не было бы. Но это все о конъюнктиве истории”, — написала она, назвав ленту Наследник“действительно хорошим кино”.
Журналистка Мирослава Барчук обратила внимание на эпизод фильма, в котором Евгений Щербань-младший рассказывает о решении спора, касавшемся наследства отца, с Ринатом Ахметовым.
“Самое интересное — это любительское видео и свидетельства о жизни донецко-днепропетровской cosa nostra начала-середины 90-х. Живая иллюстрация того, из чего вырос украинский политический класс. Ценности, вкусы, мораль, совково-тюремная деловая этика, бандитские понятийки”, — поделилась мнением она.
В фильме Щербань-младший говорил, что для разрешения спора Ахметов предложил ему“найти авторитета, которому мы все доверяем”. На эту роль был выбран российский эстрадный певец, уроженец Донецкой области Иосиф Кобзон.
“В тот раз российский мафиози не помог своим украинским друзьям заключить понятийку(по словам Щербаня, Кобзон не хотел ссориться с Ахметовым). И тогда Щербань понял, что их с братом „водят за нос“. С одной стороны, вроде ничего нового, но все равно все это надо помнить и учитывать, когда мы говорим о последних 29 годах государственности, наших победах и поражениях, всех этих „шаг вперед и два шага назад“. У нас очень непростые проблемы в анамнезе”, —подытожила Барчук.
Украинский журналист Денис Казанский также одобрительно отозвался о фильме.
“Период 90-х, когда формировалось наше государство в его современном виде, до сих пор исследовано очень плохо. Хороших расследований о тех временах почти нет. Ранняя биография самых богатых людей Украины существует преимущественно в виде городских легенд. И появление фильма, который ставит вопрос происхождения состояния самого влиятельного донецкого олигарха в таких условиях — просто прорыв”, — написал он.
Также журналист отметил ценность уникальных кадров домашнего любительского видео из архива Евгения Щербаня.
“На них, в частности, совсем молодой Ринат Ахметов, в январе 92-го(ему 25 лет) — уже уважаемый человек, который сидит за столом по правую руку от богатого и влиятельного донецкого бизнесмена Щербаня. Феномен стремительного обогащения этого одаренного юноши еще ждет своего исследования. Но, как становится понятно из фильма, ничто не забыто, и никто не забыт”, — отрецензировал ленту Казанский.
А шеф-редактор информационного вещания Громадского Наталья Гуменюк назвала историю убийства предпринимателя“историей формирования страны”.
“Я слушаю о съемках этого фильма уже год, но все-таки увидела результат и осознала, что эта история больше фильма. С позитивом и негативом — это история формирования страны. Именно такие работы, как бы это парадоксально не звучало, создают фундамент памяти современной Украины. Без иронии говорю — никакая история о чужих олигархах не заменит фильма о своих — с исторической точки зрения”, — отметила журналистка.