Тон, разумеется, задают кандидаты в президенты, которых в парламенте сейчас - как собак нерезаных. Время такое: надо говорить то, что хочет услышать избиратель, иначе твой рейтинг растащат более активные конкуренты.
Они и говорят - громко и назойливо. Корреспондент «Цензор.НЕТ» убедился в этом, едва зайдя «под купол».
Олег Царев в окружении камер спорил с одним из нардепов прошлого созыва, объясняя, что «из-за таких, как вы, и поднялся юго-восток. Большая часть журналистов с раздражением смотрела на «регионального» «интеллектуала» с кривой гуттаперчевой улыбкой. Смотрела с раздражением, но камеры и блокноты в сторону не убирала.
Петр Симоненко с парламентской трибуны попрекал «господ националистов» захватом админзданий несколько месяцев тому назад. Мол, сами посеяли, сами теперь и пожинайте. По радостному злорадству, с которым Петр Николаевич провоцировал вскорости возникшую в зале потасовку, было видно, что он оправился от неприятных коллизий минувшей зимы и вовсю эксплуатирует старую тактику КПУ: брать все, что идет в руки, и не упускать возможности покритиковать действующую власть.
Олег Ляшко с видимым удовольствием троллил Ефремова, Царева, Путина, сепаратистов - всех, кто попадется под руку. Уходя с трибуны, довольно улыбается: телекартинка для избирателя получилась что надо…
Но все это была предвыборная мишура: нам же хотелось побеседовать с теми политиками, которые могли бы «разрулить» эти сепаратистские игрища. Могли бы - но по какой-то причине этого не делают.
И первым нашим собеседником стал почетный президент ММК Ильича Владимир Бойко, с грустным видом прогуливавшийся по кулуарам.
- Владимир Семенович, - поинтересовался корреспондент, - а правда, что вы содействуете сепаратистам в родном Мариуполе? Пресса на вас грешит…
Владимир Семенович слегка дернулся и тихим, совсем севшим голосом возмутился:
- Это чушь! Во-первых, я после операции вообще ничем не занимаюсь, улучшаю здоровье. А во-вторых, я считаю, что Украина должна быть едина. Какие отделения могут быть?
- И к вам никто не обращался с просьбой посодействовать сепаратистскому движению на юго-востоке страны? Скажем, Ринат Ахметов, Александр Ефремов или российские политики?
- Ну, ты ж видишь, что у меня голоса нет, - отвечал Бойко. - И все понимают, что я после операции, какие ж тут могут быть обращения? А то, что пишут про меня, - так это все брехня. Пропаганда, понимаешь?
- А к происходящему в Донецке, Луганске, Харькове как относитесь?
Здесь г-н Бойко задумался. Было видно, что никто его об этом еще не спрашивал.
- Ну, шо я могу сказать? - сказал он наконец. - Настроение у людей очень плохое. Это самое главное. Нужно ехать и договариваться. И определяться.
- Кому нужно ехать? Кого, по-вашему, послушают?
- Правительству. Надо ехать, не бояться людей. Рассказывать, шо хотели, и чего, и шо делать. Потому что рассказывать, что там…у меня даже в семье с женой споры идут, она кричит, шо я - бандеровец.
Эта невероятная деталь застигла корреспондента «Цензор.НЕТ» врасплох. Трудно быть менее похожим на бандеровца человеком, чем Владимир Бойко. Что же тогда представляет собой его жена?
- Так что настроение - кошмарное, - продолжал Владимир Семенович. - То, что надо разговаривать, - это доказано. А страну надо сохранить.
И на том спасибо. Правда, было бы неплохо, если бы сам Бойко попытался донести свой призыв до людей, проведших череду штурмов административных зданий по всему юго-востоку. Одни называют этих штурмовиков наемниками за деньги Януковича, другие говорят о российском спецназе…
Зато представляющему Луганщину нардепу-коммунисту Спиридону Килинкарову все эти подозрения чужды.
- Я вам хочу сказать, - начал он, - что люди, достаточно долгое время выходившие на площадь в Луганске, - я их всех знаю. Это жители нашего города, представители общественных организаций. Такая ситуация в стране. Она заставляет сегодня очень многих людей выходить на площади. Вы же видите, там собирается по 5-7 тысяч человек. А сказать конкретно, кто там захватил это здание, я не могу. Но я могу констатировать, что люди, которые сидят в здании СБУ, они, в отличие от тех, кто захватывал Западную Украину, сидят с открытыми лицами! И вообще, на всех акциях протеста в Луганской области вы ни одного человека с закрытыми лицами не найдете!
- А те, кто стоит на площади, и те, кто захватил здание СБУ, - одни и те же люди?
- Вы представьте себе, это толпа в 7 тысяч человек. Как можно определить, это те люди или не те?
В самом деле, как? Куда удобнее ничего не знать и считать синхронный поток региональных «заварушек» - «протестом простых людей», а выдвигаемые ими в ультимативной форме требования - борьбой народа за свои права…
Таким же предсказуемым, как товарищ Килинкаров, оказался зампредседателя фракции «Свобода» Алексей Кайда. Впрочем, спорить со многими его доводами было сложно.
- Во-первых, каждое государство должно иметь возможность защищать себя, и в первую очередь - свою территориальную целостность. И для этого использовать любые средства. Когда агрессор уже вторгся на территорию государства (к которой относятся и административные органы), государственные мужи должны реагировать на все эти проявления. Когда 3 месяца стоял Майдан, не было ни одного призыва к отсоединению какой-то одной части Украины. Ни одного призыва к какому-то федерализму! Не было этого! Между тем при непосредственной поддержке (а скорее всего и по плану) Российской Федерации в Украину забрасывались диверсионные группы.
- Именно диверсионные?
- Это уже подтверждено, есть официальные данные. И эти диверсионные группы только тем и занимались, что провоцировали людей, нагнетали ситуацию. Этим они занимаются и сейчас. Поэтому, если у кого-то есть какие-то претензии относительно неправильных, на их взгляд, шагов власти, эти претензии надо высказывать. Но недопустимо, когда государственные символы срываются со зданий государственных структур Украины, а вместо них устанавливают флаги чужой страны, более того - оккупанта! Когда захватывают здания с оружием, включая тяжелое - гранатометы, пулеметы, - и потом ставят ультиматумы…Этого не должно быть! Вспомните, если мы заходили в какие-то помещения, то это для того, чтобы люди там могли согреться и переночевать. Но не с целью ультиматумов!
Странное ощущение возникает при разговоре с политиками от «Свободы»: говорят они, вроде бы, правильные, конструктивные вещи, но когда дело доходит до поступков, дело порой начинает пахнуть керосином. То по русскому языку на радость Путину внезапно ударят, то рукоприкладством в высоких кабинетах власти займутся…
Впрочем, самое интересное ожидало нас не в разговоре с г-ном Кайдой. Рядом с мраморной лестницей, окруженный журналистами, стоял председатель Партии регионов Борис Колесников. В присущей ему импульсивной манере он критиковал непрофессионализм новой власти.
- Вместо того чтобы вести диалог с юго-востоком, власть говорит, что усиливается ответственность. Ну и что? Так ответственность и так 10 лет есть; ответственности достаточно! Власть не умеет решить проблему и камуфлирует ее под усиление ответственности.
- Что делают российские граждане в Донецке? - спросила Колесникова журналистка канала «1+1».
- Это спросите у российских граждан в Донецке, - несколько прямолинейно перевел стрелки Борис Викторович. - Тем более, что у такого ведущего канала, как ваш, есть собкоры. Пускай они пойдут и спросят, что они там делают.
- Там сегодня Ахметов общался с людьми и говорил, что это жители Донбасса. Но это не жители Донбасса! Это российские граждане.
Борис Викторович снисходительно улыбнулся:
- Вот послушайте. В вашем вопросе содержится ответ. Я не буду отвечать на эти вопросы. А Ринат Ахметов общался с активистами с единственной просьбой: все-таки освободить государственные здания.
Журналистка начала было спрашивать о том, как партия относится к подобным сепаратистским референдумам, но Колесников собеседницу перебил:
- Нет. Партия выступает за унитарную страну с широчайшими бюджетными и властными полномочиями регионов. Это железная платформа партии! То есть унитарная страна, но местные советы должны быть полномочно и финансово обеспечены. К тому же сама ситуация по языку, если бы она была решена Конституцией в 1996 году, то многим маргинальным партиям не о чем было бы говорить и не было бы никаких сепаратистских настроений. Никогда!
Смотреть на раздухарившегося Бориса Викторовича было одно удовольствие. У человека как будто вырезали из памяти 4 года, в течение которых Партия регионов имела неограниченную власть в стране, однако «широчайших бюджетных и властных полномочий» регионам почему-то не досталось. Зато сейчас, когда группе влиятельных людей нужно сохранить все свои многомиллионные кормушки в целости и сохранности...
- Вам не кажется, что эти «заворушення» - это в некоторой степени шантаж, - продолжала гнуть свое журналистка.
Лидер Партии регионов начал приходить в состояние ажитации.
- Послушайте, - сказал он, - это ваше субъективное…власть шантажирует! Власть потеряла Крым и с таким подходом…вместо того чтобы решить ключевые проблемы и идти в диалог с обществом, власть придумывает законы!
Когда горячий спор утих, корреспондент «Цензор.НЕТ» увел Бориса Викторовича в сторону, чтобы поговорить о конкретике.
- Вот вы сказали, что нужен диалог между юго-востоком и действующей властью…
- Да!
- Как, по-вашему, это должно выглядеть в деталях?
- Есть действующая власть. И нужен диалог. А они пусть сами решат, кто должен поехать. Премьер-министр есть? Исполняющий обязанности президента есть? Пусть они едут и разговаривают.
(То есть вы приезжайте к нам с уступками, а мы еще посмотрим на ваше поведение).
- А кто будет говорить со стороны, например, Донбасса?
- Я же не знаю! Послушайте, природа этих…вот вчера был представитель абсолютно оппозиционного сайта «Остров» со своей социологией, которую они проводили с помощью агентств. Ситуация страшная! Я не хочу даже называть цифры, они, очевидно, это опубликуют…
- Скажите, кто, по-вашему, люди, которые последние дни штурмуют административные здания в Донецке?
Взгляд Колесникова стал непроницаемым.
- Я не знаю, кто эти люди.
- Но вы же влиятельный человек, глава партии. Для себя-то узнавали, кто это?
Лицо Бориса Викторовича исказила саркастическая улыбка особой мощности.
- До Донецка 55 минут лететь, - сказал он. - Слетайте, спросите…
Однако на самолет мы мчаться не стали и вместо этого направились к заместителю главы и.о. Президента Украины Андрею Сенченко, чтобы задать логичный вопрос:
- Действующей власти поступало от фактических хозяев Донбасса сколько-нибудь внятное предложение сесть за стол переговоров?
- Не было вообще никаких предложений, - ответил Сенченко. - Более того, у них ведь и нет предложений! Они пытаются сохранить право грабить Донбасс. Вопрос только в этом! А об этом с нами не может быть переговоров!
- Ну, Партия регионов предлагает уже известный набор требований: федерализация, русский язык…
- Нет, стоп, стоп! Федерализация для них - это получить право автономии для грабежа Донбасса той же самой гоп-компанией. И об этом у нас не будет разговора.
- А о чем у вас будет разговор?
- Мы готовы обсуждать проекты социально-экономического развития Донбасса. Мы готовы обсуждать создание рабочих мест. Мы готовы обсуждать стимулирование производства! Диверсификацию этого производства - с тем, чтобы не уголь давал основные рабочие места. Мы все это готовы обсуждать!
- Борис Колесников сказал, что не знает, кто в последние дни штурмует административные здания в Донецке. А по-вашему, он в курсе количественного и качественного состава групп, которые этим занимаются?
- Я думаю, что в части российских ГРУ-шников он, наверное, не в курсе. А в части донецкого криминалитета и тех маргиналов, которых просто наняли за деньги, я думаю, что донецкая власть (я скажу без фамилий, округло) - в курсе дела.
Врет, видимо, г-н Сенченко. Напраслину возводит на уважаемых людей, корифеев юго-востока. Хотя с другой стороны, трудно поверить в то, что хозяева Донбасса не могли бы при желании в кратчайшие сроки сделать так, чтобы агрессивные толпы сторонников «Русского мира» бесследно рассосались.
Могли бы - да не хотят. Пока есть возможность шантажировать новую власть, добиваясь для себя полной автономной вольницы, - надо действовать. И плевать, что сепаратизм грозит уничтожить всю страну. Свои миллиарды - ближе к телу. Ведь, как говорил Шерлок Холмс, «ради такого куша можно пойти на рискованную игру».
