• Головна
  • Донецк криминальный – путеводитель по бандитским войнам 90-х
13:29, 13 листопада 2011 р.

Донецк криминальный – путеводитель по бандитским войнам 90-х

Писатель и краевед Евгений Ясенов  составил и опубликовал на сайте  Донецкий список мест шахтерской столицы, где в лихие  90-е прошли знаковые криминальные разборки и резонансные убийства.

1.    Начало бульвара Пушкина

В этом месте бульвар Пушкина пересекается с проспектом 25-летия РККА. Сейчас эта территория обнесена забором. Еще год назад здесь собирались строить небоскреб в виде усеченного кукурузного початка. А еще раньше – находилось кафе «Червоний кут». Это был самый знаменитый памятник эпохи криминального передела в Донецке – место, где 2 сентября 1994 года был при всем честном народе убит весьма авторитетный предприниматель Эдуард Брагинский по кличке «Чирик». Киллер подошел, не таясь, достал из-под куртки автомат и одной очередью навсегда лишил Брагинского земных забот. Так началась в Донецке криминальная война, закончившаяся только со смертью Евгения Щербаня. Еще долго тихие донецкие граждане шарахались от «Червонного кута», как от чумы. Трижды он открывался после смерти Чирика – но как будто проклятие лежало на нем, и он вновь впадал в анабиоз…

2.    Кафе «Театральное»

Знаменитое кафе, в котором традиционно, еще с советских времен собирались лица различных криминальных наклонностей. Вечером 12 апреля 1995 года у входа в него был убит Яков Богданов по кличке «Самсон», один из известнейших людей «подпольного Донецка». Выстрелы на центральной улице, в двух шагах от главной площади Ленина шокировали весь город. Двое личностей, не выходя из вишневой «девятки», автоматными очередями положили Самсона и нескольких людей, закономерно или случайно оказавшихся рядом. Кроме двух чеченцев, входивших в окружение Богданова, были ранены двое: случайный армянин и совершенно посторонний старшеклассник. Посетители кафе с ужасом наблюдали за происходящим сквозь стекла: кое-кто из них вполне мог оказаться рядом с жертвами «по долгу службы». По счастливой случайности, пули не тронули младшего Самсона – Артура. Впрочем, от судьбы ему уйти не удалось. Через четыре месяца Артура расстреляли в такси на проспекте Ильича. Вместе с ним погиб охранник.

3.    Поселок Пески

Этот поселок находится за чертой Донецка, хотя структурно, исторически и всячески привязан к городу. Он граничит с поселком «Октябрьский», на котором сосредоточена мощная татарская диаспора. Жил там и один из самых влиятельных татар в истории Донецка – Ахать Брагин, известный и тогда, и сейчас по кличке «Алик Грек». На Песках у него был арендован большой дом с голубятней. Именно там его решили подловить конкуренты из группировки Рябина-Кушнира. 19 марта 1994 года их люди появились на Песках и, не тратя времени на размышления, открыли стрельбу. Возможно, на этом и закончилась бы биография Брагина, если бы не горячо любимые им голуби. Ахать Хафизович успел подняться к  ним и отсиделся в их компании, пока не закончилась стрельба и киллеры не удалились восвояси.

4.    Калиновка. Улица Овнатаняна, 4

Левый берег Кальмиуса. Тихая улочка со спокойным движением. Рядом – большой сквер, спускающийся прямо к реке. Здесь, у высотного здания, площади которого арендовали и арендуют разнообразнейшие юридические лица, 10 ноября 1992 года около 18 часов был застрелен Янош Кранц. Этот человек к тому времени стал звездой донецкого бизнеса. Выходец из Луганска, он был вынужден покинуть этот город, не поладив с главным местным авторитетом. В Донецке Кранц развернулся по-настоящему, став первым настоящим капиталистом, рожденным мутной экономической волной перестройки. Зарабатывая огромные деньги, он рано или поздно должен был вступить в конфликт с донецкими охотниками за этими самыми деньгами. По данным милиции, Кранцу сделали предложение, от которого не отказываются. А Кранц отказался. Возможно, чувствовал себя достаточно сильным. Но пуля – дура… Кранц вышел из здания, где располагался его офис, вместе со знакомым художником. Киллеры стреляли сзади, не обращая внимание на многочисленных свидетелей. Кранца убили, художника не тронули. Преступление на Калиновке стало прелюдией многолетних криминальных войн в Донецке, а Янош Кранц – первой их жертвой.

5.    Бульвар Шахтостроителей, 10

Довольно оживленное место, окруженное различными значимыми объектами – мясокомбинатом, детской областной больницей, огромным Калининским рынком. И ровные ряды пятиэтажек… 30 ноября 1994 года здесь произошло покушение на жизнь лидера одной из донецких структур, фамилия которого так и не была никем названа – во всяком случае, официально. Прозвучали два сильных взрыва, от которых повылетали стекла в соседних домах, потом началась стрельба, жертвой которой пал случайный прохожий, местный житель, вышедший вынести мусор.

6.    Площадь Буденного

Центр Буденновского района. Пересечение нескольких крупных магистралей, остановки нескольких маршрутов городского транспорта. Рядом – районный исполком и Дворец культуры, людная автостанция. 26 сентября 1994 года здесь был убит известный авторитет Евгений Минайлук, контролировавший дела во всем районе. Выскочив из машины, бойцы в масках открыли прицельную стрельбу. Минайлука сначала ранили, потом добили контрольным выстрелом. В легендах и мифах Буденновского района эта история жива и поныне, а площадь Буденного называют «площадью Седого» (такой была кличка застреленного авторитета).

7.    Улица Артема, 58б

Самый что ни на есть центр города. Двор одного из «сталинских домов». Престижнейшие дорогущие квартиры с высокими полотками. Маленький, но аккуратный и очень тихий двор. 16 мая 1996 года сюда, к себе домой, приехал глава компании «Данко» Александр Момот. Он не смог сразу справиться с кодовым замком. Возможно, эти секунды и стоили ему жизни. Убийцы вышли из темноты, убили водителя и достали пулями побежавшего Момота. На том месте, где его добивали, сейчас стоит небольшой памятный знак. По главной версии, Момота устранили конкуренты на газовом рынке, схемы которых он сумел наглухо нейтрализовать.

8.    Донецкий аэропорт

По иронии судьбы, расположен совсем рядом с поселком «Октябрьский», на котором жила одна из жертв донецких криминальных войн – Ахать Брагин. Вокруг – земли совхоза «Спартак», рощицы, водоемы хутора «Веселый». И посреди этой пасторали – аэропорт, режимный объект, попасть на территорию которого непросто, несмотря на ее огромность. Но 3 ноября 1996 года сюда проникла целая группа киллеров, переодетых милиционерами. Подъехав к только что приземлившемуся самолету, который доставил в Донецк народного депутата Евгения Щербаня, лидера крупнейшей корпорации «Атон», они открыли беспорядочную стрельбу. Кроме Щербаня, были убиты его жена, авиатехник и бортмеханик. Эта смерть поставила точку в длинной цепи убийств сильных людей города. Начинался отстрел исполнителей…

 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...