• Головна
  • Другая Донетчина: отчаянное сопротивление немецкого Нью-Йорка
10:18, 10 жовтня 2017 р.

Другая Донетчина: отчаянное сопротивление немецкого Нью-Йорка

Здесь говорят: "у нас уже совсем безопасно", ибо последний раз Новгородское обстреляли с попаданием в дома и жертвами среди гражданских аж (!) в августе этого года. И линия фронта, которую можно увидеть из любой многоэтажки, "уже далеко". Ибо, если подумать, им просто повезло остаться с этой стороны. Хотя, конечно, не все здесь согласны, что удалось и что вообще надо думать …

Пишет Елизавета Гончаров в издании «Український тиждень».

Новгородское - небольшой поселок, входящий в состав Торецка, как ни странно, изначально называлось Нью-Йорк, хотя отнюдь не входило в Америку. Его основали немцы-меннониты, основали здесь несколько предприятий, которые успешно работали почти сто лет. Среди них, например, одна из первых в Европе вальцовых паровых мельниц, которая имела 18 лошадиных сил и ежегодно давал 150000 пудов готовой продукции.

Этим фактом "европейского" происхождения жители начали гордиться задолго до евроинтеграции и безвиза, поэтому собранные материалы с такой, не очень советской истории Донетчины, в Новгородском уже тянут на полноценный музей. Здесь даже в быту еще живы топонимы: магазин называют еще "немецким" - потому что здание осталась со времен немецкой колонии конца XVIII - начала XIX столетия. И намекают, что не против вернуть поселку старое название. Потому-то угрожающе и по-русски это звучит, когда в новостях современное название произносят с ударением на первый слог. Но понимают - видимо, вопрос не ко времени. Потому Новгородское сейчас находится в самой горячей точке этой войны.

И в кабинете поселкового головы Николая Ленко кроме кирпича и черепицы дореволюционных производителей есть и несколько другие экспонаты.

Другая Донетчина: отчаянное сопротивление немецкого Нью-Йорка, фото-1

"Да нет, это уже все не взорвется! То урожай с огородов Новгородского, составляю для будущего музея. Здесь у нас что угодно найти можно - много разрушенных зданий. Те, что можно было восстановить, с помощью различных международных организаций отстроили: только благодаря АДРИ 65 восстановили.

Другая Донетчина: отчаянное сопротивление немецкого Нью-Йорка, фото-2

Представителям завода, оставшимся без жилья, предприятие предоставило деньги для покупки нового: цены же у нас здесь сейчас не очень большие ", - показывая целый арсенал, рассказывает мэр.

Действительно, купить сейчас дом в Новгородском можно дешево: кто в здравом уме будет покупать недвижимость на линии соприкосновения? Ну, разве что те, кто здесь и так живут. Или выживают. Но в Новгородском есть очень важное преимущество: фенольный завод, который предоставляет работу многим жителям, работать продолжает.

Поэтому неудивительно, что здесь большинство традиционно с пиететом относится к владельцам большого донбасского бизнеса. А активисты, тоже не менее традиционно, упрекают местную власть за участие в Партии регионов в прошлом. И приверженность к одиозному нардепу от этого округа Шкире - сейчас. Потому что здесь очень хорошо помнят роль политиков "бурного Востока" в подстрекательстве к войне. Но здесь, как и по всему по-военному бурном Донбассе, не все так черно-бело ...

За спиной Ленко в кабинете два флага - украинский и города. Они оставались там даже в то время, когда в поселке, граничащей с Горловкой, уже бегали вооруженные люди и среди своих уже приветствовали будущего "народного голову".

Другая Донетчина: отчаянное сопротивление немецкого Нью-Йорка, фото-3

Когда в поселковый совет впервые пришли "ополченцы", их в кабинет не пустила секретарша совета Татьяна Красько: люди с оружием опасались эмоциональную женщину, которая была известна своими проукраинскими взглядами. Так и ждали голову во дворе на лавочке ...

А он им потом сказал: "Меня выбрали люди по украинским законам. Выберут кого-то другого, я пойду, вот тогда и снимайте флаг ". Но видимо, у бандитов была куча других "важных" дел: в населенных пунктах у Горловки тогда было очень много случаев мародерства, воровства автомобилей, похищения и пытки людей, потому что флаг даже на здании исполкома оставался висеть, пока его не расстрелял кто-то из колонны Гиркина, часть которой шла из Славянска через Новгородское. За время произвола приходилось поселковому голове и об освобождении воинов-земляков из подвалов Горловки через знакомых договариваться, и своего "боевого" секретаря вместе с директором школы, которая отказывалась переходить на русский язык преподавания, прятать. Поэтому мобильный телефон поселкового головы всегда знали в Новгородском и близлежащих селах все - и патриоты, и "сепары" ... Он говорит: нам повезло, что это было только два с половиной месяца. Иначе нас всех точно убили бы.

... Во время освобождения Торецка и его поселков в Новгородскую больницу, где функционировало только геронтологическое отделение, стали привозить раненых бойцов. А среди врачей - ни одного хирурга …

«Там же только старые лечились: давление померить, таблетки раздать. А здесь ребят привезли с тяжелыми травмами, нуждающихся в срочной помощи, чтобы дожили до эвакуации ... Лекарство мы купили, а операции такие делать просто некому. Но собрались с силами: неожиданно наиболее продуктивными оказался молоденький фельдшер и главный врач поликлиники. Еще продолжается бой, ребята стоят с автоматами по кругу вокруг раненых, потому что поселок еще фактически не освобожден. Я сел в свой автомобиль и уехал тропами к нашим военных, стоявших рядом в селе Романовка. Они спрашивают: ты кто такой, чего надо? Я рассказываю, что там раненные, что нужны врачи. Сейчас понимаю, что они, те двое военных, очень рисковали, когда согласились поехать со мной - вокруг бой, а какой-то гражданский куда зовет! Может я "сепар" ?! В Новгородском мы нашли моего товарища, который имел Газель с кондиционером, ибо до войны на ней развозил цветы. Ведь это была невероятная жара! В ней мы и повезли раненых в Константиновку: ребята всю дорогу держали капельницы ", - до сих пор вспоминает ту операцию по эвакуации на цветочном авто Николай Ленко.

Работать местному самоуправлению на линии фронта сейчас непросто. Через два месяца после освобождения боевики, до сих пор имели возможность иногда заезжать в магазин на территорию Новгородского, что было ближе, чем в Горловку, расстреляли машину исполкома, ранив водителя. Вопрос с децентрализацией фактически "завис": Торецком сейчас руководит ВГА и определиться с будущими границами ОТГ еще не вышло. Хотя депутатский корпус, в отличие от самого Торецка, здесь не бойкотировал работу и работает сейчас: из 30 депутатов пять - выехали в Россию, потому что имели такие взгляды, два умерли уже во время войны, но кворум есть. Только они не знают, как делить бюджет, которого фактически нет: как и все населенные пункты у линии соприкосновения, новгородский остался без главного наполнителя. Освободив предприятия в "серой зоне" от платы за аренду земли, государство, к сожалению, пока не придумало, как компенсировать эту нехватку местным бюджетам.

Но даже в такой ситуации местные власти пытаются помогать военным: в кабинете председателя много благодарностей от различных подразделений, которые эти три года защищали направление. На почетном месте - герб Украины из янтаря, так когда-то здесь стояли волыняне. Есть что вспомнить, как говорится «смех сквозь слезы»: как приходилось наливать поселковом трактористу после смены "боевые 100 грамм", потому что он весь день рыл окопы под постоянным обстрелом. Как в огромный мороз празднично открывали скважину, которую сделали для обезвоженного новгородского международные гуманитарные организации. А чтобы из так называемого "социального бювета" вода хотя бы на открытии текла, а не замерзала, приходилось поливать трубы кипятком. Председателя еще долго упрекали, что он скрывал от жителей этот бювет, когда его все же законсервировали до весны - потому что на открытии же вода шла!

Много в Новгородском не слишком веселого: в городе время от времени находят корректировщиков, которые наводят вражеский огонь, фактически, на дома своих земляков.

Есть уже даже те, кто отсидел за это преступление и уже дома. Кто-то, постояв на блокпостах и сбежавши в Россию, возвращается по программе СБУ, где гарантируют условные наказания, если человек не убивал. Кому-то еще снится "русский мир", который каждый день грохочет прямо за окнами тяжелой артиллерией. И с всем этим как-то надо научиться жить: рядом, вместе или принципиально обособленно. Поэтому борьба в некогда немецком, а сейчас украинском Нью-Йорке - Новгородском продолжается на всех фронтах.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Новгородское #боевики #ДНР #Украина
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...