Неизвестные подробности боя за Путиловский мост
Впечатляющую историю о том, как Народный герой Анатолий Скрицкий за три дня перевелся с Нацгвардии к 72-й бригады Вооруженных Сил, я услышал в военном госпитале, куда мы с Анатолием Петровичем заехали навестить его только что освобожденного из плена товарища Ивана Лясу.
Пишет на Цензоре Юрий Бутусов.
Муженко спрашивает: Ну, как там было? Говорю: Мужик, не знаю, кто ты такой, но пока 150 грамм Не випю, говорить не буду, - как старшина Скрицкий воевал вместе с НГШ
Командир танка Анатолий Скрицкий в свои 60 лет - герой боя за Путиловский мост под Донецком, кавалер ордена "За мужество", Народный герой, депутат Киево-Святошинского районного совета Киевской области - один из самых уважаемых и известных украинских воинов.
Его лично поздравил Президент Петр Порошенко за уничтожение Путиловского моста 18 января 2015-го. Скрицкий добровольцем пошел в 1-й танковую бригаду, выбил себе право воевать, затем служил в учебном центре "Десна", оттуда перешел в бригаду быстрого реагирования Нацгвардии, но в конце 2017 года решением главнокомандующего Вооруженных Сил был переведен командиром танка в 72-й механизированной бригады. Слушать "дядю Толю" - одно удовольствие, поэтому нельзя не поделиться замечательным рассказом.
"На самом деле, это немного похоже на чудо. И вот на День танкиста в сентябре в Гончаровске 2017 начальник Генштаба - Главнокомандующий ВСУ Виктор Николаевич Муженко был в 1-й танковой бригаде, и когда приветствовал танкистов, вспомнил, что служил у вас тут танкист , который у меня водку требовал после боя под Донецким аэропортом, ловкий такой. Мои товарищи звонят - говорят: "Это же о тебе речь шла!"
Так, обо мне. 18 января 2015-го я прибыл на передовую в подземный бункер "Зенит" под Донецким аэропортом - это была мои первые сутки на фронте. Там мне и трем другим командирам танков командир "Граф" поставил задачу выйти на Путиловский мост в поселке Спартак. Вместе с "Графом» в комнате присутствовали руководители Вооруженных Сил, как я потом узнал. И вот мы сразу пошли в бой. Я все видел, с самого начала выдвинулся из танка. Нас придали десантникам - мы должны им помогать занять Спартак и Путиловский мост; затем должны были подойти саперы и мост взорвать. Но десантники остановились перед Спартаком, мы поехали выполнять задание сами. Те радиостанции, которые нам дали для связи, не работали - я там слышал только чей-то смех. Когда ехали по Спартаку, по нам стреляли гранатометчики - граната попала в динамическую защиту командирского танка Ивана Ждана. Я видел, как бежит гранатометчик и дал по нему с пулемета НСВТ - точно!
Вот и мост. Танк моего командира взвода начал заезжать на мост, когда я увидел, что под мостом в каких-то ста метрах от нас стоят танки противника и другая техника!
Сказал команду по радио командиру и сказал нашему наводчику Андрею Гуменюку: "Огонь!". Андрей сделал около 10 выстрелов в упор. Я с близкого расстояния видел это. Дальний танк взорвался очень красиво - я впервые видел, чтобы такой столб огня взлетел из люка башни. Рядом стоял БТР: дистанция была так мала, что первый снаряд его не подорвал - прошил насквозь, но при БТРом новый взрыв - там, оказывается, стоял еще бензовоз! Все загорелось, начали взрываться боеприпасы. Гуменюк - настоящий герой - все разбил, и после детонации боеприпасов мост рухнул. Здесь наш танк и подбили. Мы со своими ребятами забрались на танк Ждана - буквально перед ним стали, чтобы нас механик увидел, закрыли триплекс. И я, Андрей и наш механик Сергей Кушнир на башню залезли, и снова все видим, как наши три танка едут из Спартака. На моих глазах танк противника едва не столкнулся с другим нашим танком, мы проехали мимо вражеского танка, который в нас целился, но почему-то не выстрелил. Но гранатометчик попал в танк Ивана Лясы и Богдана Пантюшенко - они попали в плен. Богдана до сих пор не обменяли. Уже на выезде из Спартака был подбит еще один наш танк - что с экипажем, я на тот момент не знал. А по нам стреляла пехота: на башню прилетела граната с АГС и пулеметная очередь - был тяжело ранены оба моих товарищей, я пытался их удержать, но здесь танк, на котором мы ехали, начал двигать башней и я не смог удержать Сергея! Он упал! В моих руках тяжело ранен Андрей истекал кровью. Мне удалось его удержать и спасти. Его сейчас признали инвалидом 3-й группы.
И вот вернулись: Андрея - к медикам, а сам - пошел к бункеру, где каких 3:00 назад ставили боевую задачу. А у меня адреналин, я весь в крови моих друзей, сразу ввалился на кухню - там такой был закоулочек 2 на 3 метра. Там какой-то военный сидит без опознавательных знаков.
Спрашивает:
- Ну, как там было?
говорю:
- Мужик, я не знаю, кто ты такой, но пока 150 грамм не выпью, ничего говорить не буду.
А он
- Я начальник Генерального штаба, Главнокомандующий Вооруженных Сил Украины генерал-полковник Виктор Муженко.
- Так шо, хочешь сказать, шо 150 грамм не нальешь?
В этот момент в кухню влетает Ваня и кричит:
- Надо е ... нуть!
Он тоже водку ищет после такого ...
Вот так мы и познакомились с Виктором Николаевичем. Конечно, я рассказал ему о бое, в который мы пошли и вернулись фактически у него на глазах.
И в этот же вечер после разговора с генералом Муженко мне лично позвонил Президент Украины, Верховный Главнокомандующий Петр Порошенко и поблагодарил за бой! Это было очень приятно. А через несколько дней Президент наградил меня орденом "За мужество".
Чтобы там ни говорили, а я Виктора Николаевича Муженко очень уважаю, потому что он был вместе с нами в бою больше недели там "Зените". Воевал вместе с нами, рисковал, воспринимал все собственными глазами, а не отсиживался в тылу. С ним также были командующий ВДВ Забродский и командир 95-й бригады Гуть. Они руководили нашими операциями под аэропортом. При том, что "Зенит" - это была передовая, полтора километра от занятого противником Спартака!
22 января я зашел в бункер, где был Муженко и Забродский, они смотрели на мониторы - там был штаб. Все вместе там сидели, а мне должны поставить задачу. В этот момент начался страшный бой прямо вокруг бункера! Противник крупными силами окружил опорный пункт! Это все внезапно произошло, без предупреждения! На "Зените" было два танка. Один танк нашего батальона, им командовал взводный С. Но он отказался идти в бой, сказав: "Я - лесник, я не умею!" Был там и второй танк - это был танк, где захвачен 95-й бригадой, у него было свое прозвище - Сирко. Виктор Николаевич услышал, что взводный не пойдет в бой, то ко мне обратился лично. Я побежал наверх. Выбегаю - а я там как на ладони, мне, чтобы к танку добежать, надо пересечь открытое место, а там все простреливают! Вражеский танк стоял у наших позиций и бил по нам, наши бойцы отстреливались! Я, когда бежал, то упал, ударился, каска улетела. Возвращаюсь к бункеру, докладываю, что добраться невозможно.
Тогда Муженко мне говорит:
- Оружие есть?
- В танке осталась, нету.
- Будешь прикрывать вход в бункер, если сюда ворвутся.
Виктор Николаевич дал мне лично три магазина, еще несколько магазинов, каску и гранаты дал капитан - его адъютант. Мы диваном забаррикадировали двери, приготовились к бою.
Но наши бойцы гранатометами и стрелковым огнем отбили атаку, хотя танки наши в бой не вступили, а у противника танки были. У противника было ощутимое преимущество - танки, пехота, БМП, БТРы. Если бы они еще знали, кто здесь в бункере был!
Я на танке "Сирко" провоевал на "Зените" до 3 февраля. 2015 года по ряду причин перевелся из учебного центра "Десна" командиром танка в бригаду быстрого реагирования Нацгвардии, в Гостомеле. В 2016-м снова пришлось пообщаться с Президентом - он приезжал к нашей бригаде. От имени бойцов попросил его как можно скорее дать нам возможность действовать на передовой ".
Анатолий Скрицкий обращается к Порошенко. (Фото "Новое время").
Тогда после встречи Порошенко написал в Facebook: "Посетил к нашим бойцов Нацгвардии, которые были среди первых, кто встал на защиту Украины в 2014 Среди других, сразу узнал легендарного старшину Анатолия Скрицкого. 22 января 2015 он до последнего вел огонь возле аэропорта Донецк, пробивая кольцо окружения для выхода наших подразделений. Это человек, которого знает вся Европа, если не весь мир. Его мужественное лицо украсило выставку фотопортретов героев АТО "16", ранее была представлена в Администрации Президента, а сейчас встречает гостей Украины в Бориспольском аэропорту. Был очень рад пообщаться с нашим героем ".
Муженко спрашивает: Ну, как там было? Говорю: Мужик, не знаю, кто ты такой, но пока 150 грамм Не випю, говорить не буду, - как старшина Скрицкий воевал вместе с НГШ 03
Анатолий Скрицкий продолжает:
"В День защитника Украины меня вместе с группой нацгвардийцив пригласили на прием к Президенту в Мариинский дворец. И вот внезапно навстречу мне идет опять сам Виктор Николаевич - он меня сразу узнал!" Старик, - говорит, - что это на тебе форма ?! Я тебя отправил в "Десны" служить! Пошли со мной! Ну все - через неделю я тебя верну в Вооруженные Силы! "
И Муженко меня повел на совместное фотографирование. Гвардейцев всех поставили позади, а меня одного он поставил рядом с собой в центре.
И тут к нам подходит Президент. Виктор Николаевич ему меня представил - говорит, это тот самый воин, которого вы приветствовали после боя в Спартаке в 2015-м. А Президент ему говорит: "Да я его знаю". А мне: "А ты почему в Нацгвардии ?!"
А я говорю: "Петр Алексеевич, это же вы указ издали, что после 60 лет служить в ВСУ запрещено, а в Нацгвардии меня взяли без внимания на возраст!"
Он посмотрел, говорит: "Завтра отменю!"
И как оказалось на следующий день, Виктор Николаевич меня не забыл. Позвонил мне лично один важный генерал-полковник, сказал, что выполняет личное поручение, взял все данные, основное спросил: "Где хотите служить?" Я сразу сказал - мне нужна бригада, которая постоянно на передовой. Попросился в 72-ю. Это боевая часть, она более трех месяцев в пункте дислокации не находится, постоянно в АТО. Вот этого мне и надо.
Через два дня еду я на Старый на полигон к своим гвардейцев, а мне звонят - срочно прибыть в штаб бригады в Гостомель, получить обходной лист, подписать, и на завтра на 12:00 прибыть в Генштаб на Воздухофлотский проспект!
В штабе мне дали обходного листа, смотрю - е, там 30 подписей надо собрать! Выхожу, а на встречу - наш замполит бригады! Спрашивает: "Анатолий Петрович, вы чего такой невеселый, как у вас дела?" Говорю: "Да где я за вечер соберу всех командиров 30 подписей, а мне завтра на 12:00 надо быть на Воздухофлотском. Это же надо неделю собирать, если не больше!" И здесь мир не без добрых людей. Замполит меня к себе пригласил, и здесь начал всех командиров к себе вызвать. Одного за другим - и все быстро подписали.
Так что теперь я в 72-й бригаде, рад тем, что в силах и могу служить Родине. А для участия в сессиях районного совета беру всегда отпуск "