"Не такая большая сумма" - Рева о выплатах пенсий жителям оккупированного Донбасса
Министр соцполитики Украины Андрей Рева заявил, что он выступает за то, чтобы все граждане Украины, включая временно оккупированные территории Донбасса, получали пенсию, на которую имеют право, но есть нюансы. Об этом Рева заявил в интервью "Обозревателю".
- Я просто задаю вопрос: как мы это должны сделать? Все говорят о каком-то комплексном подходе. Но государство – это не просто абстракция. Это организация, которая имеет целью обеспечивать права и свободы граждан. Право на социальную защиту обеспечивают органы социальной защиты и Пенсионный фонд. А что из этого доступно на неподконтрольной территории? Ничего. Через кого мы можем осуществлять государственную политику?
На оккупированных территориях мы не можем гарантировать людям их конституционные права. Мы не можем гарантировать право на личную безопасность, потому что там нет нашей полиции. Мы не можем обеспечить им право на медицинскую помощь, потому что там нет наших медучреждений. И там нет Пенсионного фонда и органов социальной защиты населения. Каким образом мы можем там платить людям пенсии?
- В случае введения миротворческих сил можно что-то придумать.
- Я не против, чтобы их ввели, я только за. Если миротворцев введут, наверное, это возможно. Но когда мне сегодня говорят, что надо платить там, отвечаю: "Да, надо платить. Расскажите мне как". И все начинают рассказывать о каком-то комплексном механизме. А что это такое – объяснить никто не может.
А теперь еще одна интересная вещь – принят закон о деоккупации, согласно которому Россию признали оккупантом. А согласно четвертой Гаагской конвенции на оккупанта возлагается обязанность – нести расходы по управлению занятой территорией в объемах, которые выполняла законная власть.
- Есть одна проблема – на международном уровне не признано, что Россия оккупировала Донбасс.
- Я не сотрудник международных оранизаций, я министр правительства Украины, который руководствуется законодательством украинского государства. Если этот закон будет подписан и введен в действие, его нормы будут для меня обязательными.
- А если люди идут в Европейский суд по правам человека?
- Это их право.
- Закон о деоккупации Донбасса будет аргументом в ЕСПЧ?
- Это национальное законодательство. Более того – для того, чтобы пойти в ЕСПЧ, они должны пройти все национальные инстанции. И в этом случае снова встанет вопрос механизма возобновления выплат на подконтрольных территориях.
Почему от нас никто не требует платить пенсии в Крыму? Это оккупированная территория, к тому же, сначала это признала Украина, а потом уже ООН.
- В Украине есть стратегия возвращения соцвыплат после реинтеграции? Накопилась же большая сумма.
- Во-первых, это не такая большая сумма, так как значительное количество людей с неподконтрольных территорий сейчас получают украинские пенсии и социальные выплаты. На момент начала агрессии России там проживали 1,1 млн пенсионеров. Сейчас примерно 530 тысяч из них получают украинские пенсии.
- Разве все внутренне перемещенные лица?
- Это люди, которые зарегистрированы как внутренне перемещенные лица. А государственную помощь как внутренне перемещенные лица получают только 200 тысяч человек. То есть пенсионеров 530 тысяч, а помощь получают лишь 200 тыс. человек. Разница – 300 тысяч. Это означает, что люди реально проживают на неподконтрольной территории, а пенсии получают здесь. Закон дает им такую возможность, они ею пользуются.
Но там есть огромное количество "шахтеров и трактористов", которые по разным причинам не желают к нам ехать – ну вот не нравится им Украина. Мы говорим: "Да приезжайте, вы же граждане, а они почему-то не хотят". Именно они наиболее заинтересованы в том, чтобы были восстановлены выплаты на неподконтрольных территориях. Складывается странная ситуация: они с оружием в руках воюют против Украины и одновременно требуют, чтобы государство Украина платила им пенсию.
Да, там есть люди, которые не могут выехать по состоянию здоровья. На самом деле их не так много. По ним можно было бы договориться и с международным комитетом Красного Креста, и с другими международными организациями, но террористы даже их выгнали. Они и связь украинскую вырубили. Средства приходят на карточку, а смс от банка должны приходить на украинские номера. А террористы эту связь разрушили. То есть лишили людей украинских выплат. Так что нам создать у боевиков выездной Пенсионный фонд? Деньги мешками туда возить?
Другой аспект – пенсионер может умереть. Как этот факт установить, если человек умер в Донецке? Кто нас об этом сообщит? Родные и близкие, которые заберут карточку и будут получать пенсию?
Еще одна история – террористы забрали у несчастного пенсионера карточку, его в подвал посадили, и какой-то бандит получает вместо него пенсию. А вот если он 2 месяца не приезжал на контролируемую территорию, мы видим, что что-то произошло.