Тарута: Худой мир для Донбасса хуже войны

Донецкий губернатор Сергей Тарута считает, что достигнутые договоренности о перемирье на Донбассе имеют множество изъянов и не изменяют ситуацию к лучшему.

Об этом он написал в статье для "Украинской правды".

По словам Таруты, в Минских договоренностях, а также в принятых Верховной Радой законах об особом режиме самоуправления на Донбассе и амнистии есть множество недоработок.

"Но самое главное – у сторон очевидно нет согласованного видения будущего Донбасса, что и является на сегодняшний день ключевым поводом для критики процесса мирного урегулирования. И это тот случай, когда худой мир не лучше (если не хуже) войны", – написал он.

"При этом сценарии гражданам Украины будет трудно объяснить – за что столько месяцев гибли лучшие сыны нашего отечества, а держава несла колоссальные расходы на АТО", – добавил губернатор.

Тарута также считает, что возможная легитимизация сепаратистов на Донбассе через процедуру местных выборов, а также прецедент об "особом статусе" станет поводом для раздувания сепаратистских настроений в других областях Украины.

В связи с этим он предложил собственные рекомендации и изменения к каждому из 13 пунктов, а также предложил шесть своих.

Пункты Минских соглашений и другие принципы мирного урегулирования

1. Обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия. Этот пункт Минских соглашений на сегодняшний день не выполняется – война продолжается. Причина – отсутствие механизмов контроля, а также – арбитра, которому доверяли бы все стороны переговоров. Предложение: делегирование функции арбитра специальной миссии ОБСЕ и представителей стран-участниц Женевского процесса с безусловным обеспечением безопасности этой миссии. Санкция за нарушение статьи – автоматическое прекращение действия закона об амнистии в отношении конкретных нарушителей режима прекращения огня. 

2. Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия. Пункт Минских соглашений, не нашедший практического воплощения по причине недостаточности мандата миссии ОБСЕ. Предложения: расширение мандата ОБСЕ и включение в состав миссии представителей стран-участниц Женевского процесса; сдача оружия должна происходить только согласованому независимому международному посреднику при экономическом стимулировании ("ствол в обмен на деньги") в четко очерченный временной период (например, до 1 ноября 2014 г.); принятое на руки оружие подлежит обязательному публичному уничтожению до 1 декабря 2014 г.

3.         Провести децентрализацию власти, в т.ч. путем принятия Закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Пункт Минских соглашений, подтвержденный принятым парламентом Законом. Принципиальные проблемы: фиксация политического статус-кво и легитимизация лидеров сепаратистов через процедуру местных выборов; прецедент об "особом статусе" станет поводом для раздувания сепаратистских настроений в других областях Украины. Предложение: реализовать положения "Закона об особом порядке местного самоуправления…" на двухэтапной основе. Первый этап – принятие закона о проведении с 1 января 2015 года эксперимента по децентрализации (суть: делегирование полномочий местных органов исполнительной власти – органам местного самоуправления) на территории четырех областей Украины (Донецкой, Луганской и, например, Кировоградской и Киевской). Критерий отбора областей-участников эксперимента (кроме Донецкой и Луганской областей) – отсутствие на их  территории государственной границы. На втором этапе – реализовать принципы административно-территориальной реформы ("реформы Гройсмана") по польскому образцу на всей территории Украины.

4.         Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ.

Предложения: ужесточение пропускного режима и контроля по всей линии границы; инженерно-техническое укрепление границы; внедрение систем технического мониторинга и защиты границы в режиме реального времени с участием ОБСЕ и представителей стран-участников Женевского процесса. 

5.         Безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.

Проблема: разночтение в списках, отсутствие единой общей базы данных пленных и лиц, пропавших без вести. Предложение: создать единый координационный центр при ОБСЕ и делегировать ему функции формирования единого списка для одномоментного обмена по модели "все на всех" без каких-либо дополнительных условий. Этот центр должен также фиксировать все новые факты незаконного удержания людей. Действующее законодательство предусматривает серьезное наказание за незаконное лишение свободы, кражу людей и работорговлю.

6.         Принять закон о недопущении преследования и наказания лиц, в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.

Соответствующий закон принят Верховной Радой Украины и представляется адекватным (в редакции, поданной Президентом).   

7.         Предложить инклюзивный национальный диалог.

Предложения: расширить переговорную команду Минского процесса жителями Донбасса, обладающих представительским мандатом (местные депутаты, городские головы) в количестве не менее трех человек. Это позволит соблюсти принцип симметрии. Параллельно с этим необходимо созвать всеукраинский Форум национального единства, который должен выработать объединительную платформу и нормы национального плана развития Украины. Эти нормы должны быть приняты абсолютным большинством делегатов, не должны меняться в течение 3 лет и содержат набор эффективных санкций за нарушение условий. Цель – объединить страну вокруг пакета антикризисных реформ.

8.         Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации на Донбассе.

Проблемы: наличие большого числа вынужденных переселенцев, отсутствие гуманитарных коридоров и невозможность восстановления жизнедеятельности и полноценной подготовки к отопительному сезону на Донбассе. Нужно реагировать на эту угрозу незамедлительно по нескольким фронтам. Необходимо обеспечить эффективную работу государственного Агентства по делам временно перемещенных лиц и государственного Агентства восстановления и развития Донбасса. Работа этих ведомств должна быть подкреплена соответствующими государственными программами. При посредничестве ОБСЕ, ООН и международных благотворительных организаций необходимо создание постоянно действующих гуманитарных коридоров и сети распределения гуманитарной помощи на местах.

9.         Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с Законом Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Проблема: риск прихода к власти лидеров сепаратизма и лиц с криминальным прошлым. Предложение: проведение 9 декабря 2014 г. выборов во всех районах Донецкой и Луганской областях при абсолютном контроле избирательного процесса широкой коалицией международных наблюдаталей в соответствии с действующим украинским законодательством. Организацию подготовки и проведения выборов осуществляет Центральная избирательная комиссия. 

10.    Вывести незаконые вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.

Предложение: конкретизировать данный пункт временным ограничением – все действия должны быть закончены к 1 ноября 2014 г.

11.    Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

Масштаб разрушений на Донбассе настолько велик, что решить проблемы восстановления и развития территорий можно только путем вынесения ее на международный уровень. Предложение: не позже ноября 2014 г. провести Международную донорскую конференцию по восстановлению Донбасса и начать реализацию пилотных проектов по восстановлению в срок до 1 декабря 2014 г. Жилой фонд восстанавливается в первоочередном порядке.

12.    Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций.

Пункт Минских соглашений, не требующий корректировки.  

13.    Создание 30-километровой зоны безопасности. В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны, в том числе из населенных пунктов, что дает возможность создать зону прекращения применения оружия шириной не мене 30 километров — зоны безопасности. При этом отвести на линии соприкосновения сторон артиллерийские системы калибра свыше 100 миллиметров на удаление их максимальной дальности стрельбы.

Предложение: объявить данную зону полностью демилитаризованной и обеспечить особый контроль за соблюдением условий со стороны миссии ОБСЕ и стран-участников Женевского процесса. Это позволит улучшить гуманитарную ситуацию и облегчит доступ в густонаселенные районы Донбасса мирного населения и специалистов по восстановлению инфраструктуры.

Все приведенные выше предложения содержат общие предложения. Главное – необходимость повышения качества переговорного процесса и подписанных документов. Для этого переговоры должны продолжаться на трех уровнях.

Первый уровень– прямые переговоры между президентами стран-участниц Женевского процесса. Задача этого уровня – выработка принципиальных и окончательных решений.

Второй уровень – переговоры между министрами иностранных дел. Задача этого уровня – подготовка предложений и выработка дорожных карт для первого уровня.

Третий уровень – работа Минской контактной группы в расширенном составе. Задача этого уровня – беспрерывное общение сторон, обсуждение всех проблемных вопросов Донбасса и реализация на местах решений, принятых на верхних уровнях. 

Второе предложение – создание эффективного органа мониторинга и арбитража в формате представителей ОБСЕ и стран Женевского процесса. Стороны обязуются принимать и исполнять решения, исходящие из этой группы.

В то же время, масштаб проблем мирного урегулирования и постконфликтного восстановления Донбасса настолько велик, что не вписывается в рамки указанных нормативных документов. Для скорейшей нормализации жизни необходимо также принять следующие дополнительные решения.

1.         Инициировать создание международного трибунала по событиям на Донбассе (по аналогии с Международным трибуналом по бывшей Югославии).Это необходимо для обеспечения принципа неотвратимости наказания, необходимости преследования реальных виновных в военных преступлениях, совершенных на Донбассе с 22 февраля 2014 г. и для объективной оценки всех участников конфликта. 

2.         Обеспечить безусловный возврат захваченной частной собственности, административных зданий и разработать механизмы компенсации за уничтоженное имущество. Принципиально защитить имущественные права граждан и создать инструменты компенсации.

3.         Ликвидировать долги. Государство должно гарантировать всем гражданам Украины, проживающим на территории Донецкой и Луганской областей, ликвидацию всех долгов по заработной плате, выплате пенсий и пособий. Также необходимо законодательно приравнять события, происходящие на территории Донецкой и Луганской областей с 22 февраля 2014 г., к форс-мажорным обстоятельствам для освобождения физических и юридических лиц от ответственности за несвоевременное выполнение гражданско-правовых обязательств (выплат по кредитам, налогам и т.д.). 

4.         Обеспечить порядок. Реформа правоохранительных органов – назрела и является ключевой в сфере модернизации страны. Государство должно обеспечить проведение радикальной реформы армии, милиции и судебной системы (возможно – по грузинском образцу). При этом основой кадрового формирования правоохранительных органов новой Украины могут стать в том числе добровольческие батальоны. 

5.         Строить государство с человеческим лицом. Одно из ключевых завоеваний Майдана – самоорганизация граждан и формирование эффективных общественных институтов. Государственное регулирование должно уйти из тех сфер, где оно не эффективно. Максимальные полномочия и стимулы развития необходимо передать гражданским некоммерческим объединениям. В части дерегуляции экономики – делегировать большинство вопросов лицензирования саморегулирующимся профессиональным объединениям. В части социальной политики – "открыть" все государственные учреждения (больницы, школы, детсады, социальные учреждения и т.д.) для волонтеров, создав законные основания для их работы и общественного контроля. В части благотворительности – снять лишнее налоговое бремя одновременно с ужесточением ответственности за использование благотворительных организаций в преступных или корыстных целях.

6.         Отстаивать Украину везде. Необходимо в кратчайшие сроки провести международный саммит по вопросам безопасности Украины в рамках Женевского процесса. Цель – выработать новые механизмы гарантий территориальной целостности Украины. Также необходимо продолжать широкий экономический диалог и работать над выработкой зоны свободной торговли на территории от Лондона до Владивостока. 

Реализация этих мер позволит не только завоевать доверие жителей Донбасса государственным структурам Украины, но дать реформаторский импульс всей стране, балансирующей сегодня на грани экономической и социальной пропасти.

Однако, ключевым фактором успеха мирного урегулирования должно стать национальное единство и согласие. Для того, чтобы оно возникло необходима абсолютная открытость и работа по многим фронтам, включая "народную дипломатию". Пока этого не происходит, доверия к процессу мирного урегулирования не возникнет. А следовательно, шансы на прочный и долгий мир уменьшаются.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Ситуация, которая сложилась в стране, не может не вызывать тревогу. Социальная напряженность растет, и это видно по тем комментариям и жарким дискуссиям, которые разгораются под каждым материалом. Мы не можем допустить, чтобы сайт использовался различными радикальными силами по обе стороны «баррикад» в качестве агитационной площадки. Поэтому вынуждены временно закрыть возможность комментирования. Предлагаем вам перенести дискуссию со страниц 62.ua в социальные сети, где Вы сможете выразить свою позицию. Все новости 62.ua доступны в группе Facebook. Мир Вам и Вашим семьям.
Политика
Российская сторона 18 ноября передала захваченные неподалеку Керченского пролива катера "Бердянск" и "Никополь", а также буксир "Яны Капу". Об этом сообщили в пресс-службе российского Министерства иностранных дел и в пресс-центре Военно-морских сил Украины. "18 ноября состоялась передача украинской стороне трех кораблей ВМФ Украины... Они являются вещественными доказательствами в продолжающемся в России уголовном процессе о незаконном пересечении границы",...
Политика
Саммит в "нормандском формате" действительно запланирован на 9 декабря, в рамках подготовки к нему у президента Российской Федерации Владимира Путина на понедельник намечен телефонный разговор. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, передает "Интерфакс-Украина". "Телефонный разговор будет во многом связан с подготовкой к "нормандскому формату", который сейчас запланирован на 9 декабря. Это действительно так, подг...
Спорт
Накануне сборная Украины в Белграде в рамках заключительного матча отбора Евро-2020 сумела вырвать ничью против Сербии 2:2. Ворота нашей национальной команды защищал Андрей Пятов, для которого этот матч был 93-м в футболке "желто-синих, сообщает Lb.ua. Таким образом, по этому показателю голкипер донецкого "Шахтера" установил новый рекорд сборной для вратарей. Пятов на один матч превзошел достижение динамовца Александра Шовковского. В абсолютных цифрах Пято...
Происшествия
В воскресенье, 17 ноября в 20:25 в Главное управление поступило сообщение о пожаре на территории цеха улавливания № 1 ЗАО «Авдеевский коксохимический завод» по проезду Индустриальный, 1 в городе Авдеевка. На место происшествия выехали пожарные 15 Государственного пожарно-спасательного отряда, сообщает  ГУ ГСЧС Украины в Донецкой области.По прибытию к месту вызова было установлено, что происходит горение газа на месте разгерметизации электрической газодувн...
Политика
Министр иностранных дел Вадим Пристайко убежден, что в вопросе проведения местных выборов на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей "никакой зрады не запланировано". Об этом он рассказал в интервью РБК-Украина. "И все понимают, что есть цель все же провести выборы в ОРДЛО и законно избрать новое руководство. И ясно, что с момента избрания нового руководства, старое должно исчезнуть, с этим никто не спорит. Если кто-то будет затягивать выбо...
Общество
Все КПВВ на линии разграничения начали работу вовремя. Сегодня утром, 18 ноября, на КПВВ на въезд и выезд находилась такое количество транспортных средств: «Майорск» - 20/55; «Марьинка» - 0/60; «Новотроицкое» - 40/30; «Гнутово» - 20/10. Сообщает Государственная пограничная служба Украины. За прошедшие сутки пассажиро-транспортный поток имел тенденцию к уменьшению. В общем через КПВВ последовало 32,7 тысячи человек и 4,2 тысячи транспортных средств:«Майорск...
Происшествия
Жители российского города Элиста вышли на митинг за отставку мэра Дмитрия Трапезникова, ранее – одного из руководителей террористической организации "ДНР". Инициаторы акции заявили, что в ней приняли участие около двух тысяч человек, пишет "МБХ медиа". Основными требованиями акции были отстранение Трапезникова, изменение кадровой политики в целом, а также прямые выборы мэра. "Мы требуем прозрачности, Трапезникова мы знать не знали, нам привезли. Человек гр...
Происшествия
Зв сутки, 17 ноября, вооруженные формирования Российской Федерации 16 раз нарушили режим прекращения огня. Противник обстреливал позиции подразделений Объединенных сил из запрещенных минского договоренностями минометов калибра 82 мм, а также ПТРК, гранатометов различных систем, крупнокалиберных пулеметов и другого стрелкового оружия. Сообщает Штаб ООС. В районе ответственности оперативно-тактической группировки "Восток" российские оккупационные войска осу...
Политика
Виктор Гайчук, который 14 занял должность министра обороны Молдовы в сформированном 14 ноября правительстве Иона Кику, оказался сторонником террористических группировок на Донбассе. Об этом сообщил местный сайт OMEGA. Нынешний глава минобороны Молдовы восхищался "духом и мужеством" донбасских боевиков еще в ноябре 2016 года, выступая на мероприятии в Академии наук Молдовы. "Меня часто спрашивают, зачем Молдове армия, если мы никогда не победим? И я привожу...