• Головна
  • Путешествие в «ДНР»: в поисках утраченных иллюзий
Субботний разговор
09:00, 13 грудня 2014 р.

Путешествие в «ДНР»: в поисках утраченных иллюзий

Субботний разговор

 Несколько немолодых женщин почти каждый день собираются под сгоревшим зданием Мариупольского городского совета, чтобы просто поговорить. У них есть один общий интерес, который, как магнит, притягивает их друг к другу и к этому сакральному (простите за путинизм)  месту, — ненависть к Украине.

«Я ее ненавижу, эту Украину. Я 23 года работала и теперь получаю мизерную пенсию. Я любила Украину, когда она была самой богатой республикой в СССР. А сейчас она нищая, и я ее ненавижу», - говорит мариупольчанка так экспрессивно, что эту самую ненависть чувствуешь кожей.

В  системе координат этой женщины любовь и деньги  - суть одна. Легко любить богатых и успешных. Бедных можно только ненавидеть.

С тех пор, как у этих мариупольских украинофобок забрали их мечту,  фата-моргану  под названием «ДНР» — они стали еще злее. Они хотят «ДНР», как избавление, как очищение от украинской скверны, твердо веря, что это и есть единственное благо для них. В разные истории о том, как на самом деле живут  те, кому «посчастливилось» встретиться с их мечтой лицом к лицу, женщины верить отказываются. Они предпочитают жить в мире своих иллюзий, в которых «ДНР» - часть огромной страны СССР,  без ненавистных олигархов, проклятых богачей, где все равны, и каждому воздается не по способностям, а по потребностям.

Но может быть, никакие это не иллюзии, может быть, такая утопическая страна действительно появилась на карте? Возможно, ошибаемся мы, считающие оккупированные территории Донетчины мертвой землей, а эти женщины под городским советом правы?

Мы решили отправиться в поисках утраченных иллюзий по оккупированным городам Донецкой области. Мы говорили с очень разными людьми, стараясь обходить тему политики. Мы пытались понять, как живут сейчас наши земляки под флагом «ДНР», и стоила ли такая жизнь того, чтобы за нее бороться.

 

Новоазовск

В конце августа группировка российских войск пересекла российско-украинскую границу, фактически уничтожив украинский пограничный  пункт пропуска Новоазовск, и вошла в город.

Кто-то встречал оккупантов с радостью. Наверное, спустя много лет мы будем говорить об этих людях так же, как долгие годы вспоминали львовян, приветствовавших приход фашистов. Тогда львовяне надеялись, что Германия принесет им освобождение от власти НКВД, но быстро разочаровались. Наверное, и новоазовцы рассчитывали, что российские войска принесут им освобождение... от Украины. По факту, вместо освобождения в Новоазовск пришло настоящее крепостное право.

Уже в первые часы оккупации в Новоазовске исчез известный оппозиционер, депутат районного совета, БЮТовец Василий Коваленко. Судьба его неизвестна до сих пор. Вместе с Коваленко в застенки террористов попали еще пятеро патриотов Украины.

Те, кого сия участь минула, стали бояться. Страх сегодня - доминирующее чувство у всех, кто остался в городе. Люди боятся говорить, боятся высказывать свое мнение, боятся выходить на улицу после 17 часов. «Товарищи ополченцы любят среди ночи побегать пьяными, пострелять. В минувшее воскресенье ночью по нашей улице, прямо под моими окнами около часа была перестрелка, утром увидели следы крови в сторону комендатуры», - рассказала местная жительница Ольга Р.

Люди потеряли право распоряжаться собой. Теперь решают, куда им можно ехать, а куда нельзя, можно покидать город или нельзя, не они сами, а комендатура. «В Мариуполь мы выезжаем лишь при наличии пропуска, который необходимо получать в комендатуре. Унизительно и противно», - говорит Ольга.

«Дожили! Я всю жизнь проработала на комбинате Ильича, стаж горячий заработала, пенсию, а теперь пенсии нет, жду, когда меня облагодетельствуют продуктовым набором вместо  пенсии, а какой-то козел с автоматом мне указывает, могу я поехать к дочери в Мариуполь или не могу! » - возмущается Надежда Петровна Т. из Безыменного, что под Новоазовском.

Теперь о власти.

«Мы перестали понимать, кто реально управляет сегодня ситуацией в районе. Марионеточная фигура господин Бережной самостоятельно не решает никаких вопросов. Вообще ничего не решает. В администрации все те же лица, что были и раньше. Занимаются тем же, чем занимались раньше - распределением всяких благ. В настоящее время это гуманитарка Ахметова и России. Для того, чтобы ввезти какую-то помощь с территории свободной Украины, нужно получить гарантию ввоза у «ДНР». Понимаю, что звучит  как бред, но это так», - рассказывает Ольга Р.

О хорошем.

На этой неделе начали выплачивать старикам пособие. Сначала они стояли в очереди в собес за талончиками, затем - под дверью т.н. банка «ДНР», который они разместили в помещении Приватбанка. Платят по 500 грн и по 1000 грн. Для тех, кто не получал ни копейки в течение нескольких месяцев, это большие деньги.

Еще позитивно, что  несмотря ни на что в городе работают школы. Дети есть, но многие уехали. Обучение пока по украинским программам - по крайней мере, в школе №1, решили не ломать детей. Учителям платили какие-то деньги перед т.н. выборами «ДНР», сейчас – не платят ничего.

«Еще в городе стало меньше русских, - рассказывает Ольга. -  Точно знаю про челябинского парня, который приехал сюда пару месяцев назад, пристроился жить к местной маме-одиночке, но в октябре ему перестали платить, дама его, естественно, выгнала, и парень решил уехать. И такой случай не единичный. Русских стало меньше, и они пытаются обучать военному ремеслу наемников. На днях  под Широкино местных бойцов целый день обучали навыкам стрельбы из, судя по звукам и дрожащей земле, серьезного орудия.

Все это вносит определенные перемены в сознание людей, отрезвляет, и сегодня сторонников ДНР  в Новоазовске все меньше».

 

Тельманово

Тельманово подвергается частым обстрелам. В городе много разрушенных зданий. Люди сутками не поднимаются из подвалов. Правда, с начала последнего перемирия, в городке действительно наступило затишье.

Местные жители убеждены, что по Тельманово стреляет украинская армия. Доказать или опровергнуть это возможности нет, но логика подсказывает, что это может быть правдой. На войне как на войне.

«ДНРовцы поставили свою пушку возле школы. Я им говорю, уберите, полетит обратка прямо по школе, а они посылают  меня», - рассказала местная жительница Татьяна К. И как напророчила – школу в Тельманово разрушили.

Но даже понимая, что украинская армия стреляет только в ответ и только по тому квадрату, откуда в нее полетели снаряды, Татьяна все равно во всех своих бедах винит Украину. «Ну ведь стреляет же!»

А вот Оксана Павловна никого уже не винит. Она просто хочет мира, и больше ничего. Ей все равно, как он будет достигнут, и кто сможет договориться, главное – чтобы не стреляли.

Просидев больше суток в подвале, она ни о чем другом уже и не мечтает.

«Денег нет совсем. Пенсию не получаю уже 4 месяца. Живем с того, что закупили в сентябре. Картошка есть, кое-какие соленья. У кого-то капуста, у кого-то свекла. Так и живем. Недели на две продуктов хватит, что будет дальше – не представляю», - говорит женщина.

В магазинах в Тельманово продукты есть – без излишеств, но основные есть, хлеб завозят из Новоазовска. А вот покупать это все сложнее становится. Денег у людей нет, работы нет. Выехать в Мариуполь возможности тоже нет – транспорт не ходит. Да еще и разрешение надо брать в комендатуре в Новоазовске, причину уважительную придумывать. Если причина, по которой вам надо выехать, коменданту не понравится, то и пропуск не дадут. Сидите дома, как крепостные.

Правда, отмечает Оксана Павловна, на этой неделе женщинам с маленькими детьми и пенсионерам выплатили по 500 и по 1000 грн. Надолго ли хватит этих денег, вот в чем вопрос.

 

Макеевка

По сравнению с Новоазовском, в Макеевке сейчас настоящий ад. Стреляют по ней, стреляют из нее. Война…

«С территории  Гвардейки (район в Макеевке – прим.авт.) постоянно лупят из «градов» и тяжелой артиллерии по  Донецку. И это уже ни для кого  не секрет, - рассказала Наталья Д. – Так что в эту чушь, что по Донецку стреляет Украина, в Донецке верят только уж совсем идиоты.  Единственно, что нового - сейчас ополченцы возят "пушки" в микроавтобусах. Выгружают, стреляют - и быстро едут на новую точку. В понедельник  ночка была уж особо горячая. Стреляли так, что дом дрожал».

Наталья работает в школе учителем. Зарплату не получала уже 3 месяца. «Обещают каждый день, но ничего не платят. Как жить, чем кормить детей – не представляю! В классах по 5-10 человек - в зависимости от активности обстрелов. Половина детей - на антидепрессантах. Ужас!» - говорит она.

Что думают люди в Макеевке обо всем этом бардаке, сказать сложно – все бояться говорить друг  с другом, не доверяют даже родственникам, потому что никто не знает, кто тебя сдать может. А за критику «ДНР» можно и жизни лишиться.

«Наверное, наиболее идейные все еще верят во что-то. Но большинство людей просто хочет мира, работы, зарплаты. Только как вернуть все это, уже никто не понимает».

 

Донецк

По сравнению с маленькими городами оккупированной территории, жизнь в Донецке еще очень даже ничего. Работает транспорт, в домах горит свет, батареи горячие. Правда, все эти блага – подарок Украины, никто ни за свет, ни за газ не платит. Но для большинства горожан это не имеет значения. Лишь бы было тепло.

«Я живу в спальном районе Донецка. У нас не стреляют. Выстрелы, конечно, слышим, но я уже привыкла, стараемся не обращать внимание. У меня двое маленьких детей – наша жизнь вращается вокруг детской площадки во дворе и магазина возле дома. Никуда не выезжаем. И даже кажется, что все хорошо, что войны нет», - рассказала Екатерина.

«Магазины работают, кафе открываться снова стали. Даже бутики. Я джинсы купил в Colins. Так что, не все так плохо в Донецке, как рассказывают», - говорит Александр.

Но есть и другая история о Донецке.

«Работы никакой нет. Денег нет. Пенсию оформил в Запорожье, два месяца прошло, еще ни копейки не получил. Магазины продуктовые киевские закрываются – давят их наши бандиты, выдавливают, машины с продуктами не пускают», - рассказал пенсионер, подрабатывающий извозом. Имя просил не называть.

«Я больше не оперирую. У меня тут ДНР, и больше мне не звоните», -  так ответил по телефону известный хирург-кардиолог клиники Вишневского. Не так давно он вынужден был написать заявление в ДНР. Так поступили и его коллеги, и учителя в школах, и чиновники в райадминистрациях. «А что делать остается? Надо жить – уезжать мне некуда, не за что и не за чем», - говорит врач.

«Ненавижу ДНР, уничтожающий мой Донецк. В один день закон перестал существовать. Социальный лифт заработал: кто был никем – взял в руки автомат и стал всем. Дрянь всякая с тремя классами образования, алкоголики, воры, грабители – теперь элита общества, руководители республики. Эх, заживем теперь. Мечта!» - говорит о своей жизни в ДНР учитель истории одной из донецких школ.

Честные, порядочные люди сейчас вынуждены вести себя как тараканы – забиваются по щелям и стараются не сталкиваться с ополченцами, полицаями, российскими военными. После пяти вечера – выключить свет и сидеть дома, не высовываясь, чтобы какой-нибудь дурачок не пальнул по окнам. Они не живут – они выживают каждый день, без денег, без работы, без закона, без права, без суда, в любую минуту рискуя быть убитыми, избитыми, ограбленными.

Некоторые адепты ДНР уверяют, что все это – трудности становления независимой республики, мол, все пройдет, когда-нибудь порядок будет, надо просто потерпеть. Но такая версия не дает ответа на главный вопрос: ЗАЧЕМ?

Зачем терпеть, если можно было просто жить? Зачем нужно было звать российскую армию, вооружаться, разрушать свои города, взрывать предприятия, которые кормили? Во имя того, чтобы какой-то люмпен с автоматом решал за тебя, куда тебе можно ехать, куда нельзя, где тебе жить, что тебе есть, дать тебе кашу или не дать, кинуть тебе подачку в виде 1000 грн вместо пенсии за 4 месяца или не дать? Неужели это и есть мечта – стать крепостными у людей, поднявшихся с социального дна, только потому, что у них нет совести настолько, чтобы вооружиться?

«Людям, с которыми мне сегодня приходится сталкиваться в Новоазовске, я  всегда говорю одно:  войны рано или поздно заканчиваются. Давайте жить так, чтобы потом не было стыдно смотреть друг другу в глаза, - говорит Ольга Р. и с горечью добавляет: - Все соглашаются со мной, но уже сейчас отводят глаза».  

Оставаться людьми… Наверное, это самое сложное на войне.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Новоазовск #Тельманово #Макеевка #Донецк
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...